Формирование позитивных детско-родительских отношений в условиях ДОУ
I этап. Диагностический (сентябрь).
II этап. Основной (октябрь — апрель).
III этап. Контрольно-оценочный (май).
Детско родительские отношения в семье в доу
Формирование позитивных детско-родительских отношений в современной семье, в условиях ДОУ
Формирование позитивных детско-родительских отношений в условиях ДОУ
Большинство взрослых людей – родители. Ну, конечно кто-то врач, кто-то инженер, строитель, педагог, рабочий или писатель, но все равно, человеку всегда важно состояться в роли родителя. Что такое родительство? Профессия, призвание, долг, удача, личное дело каждого человека?
Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого идеальный послушный ребенок отличник? Если считать такое определение правильным, надо расписаться в своей полной неспособности влиять на то, что происходит со всеми остальными детьми, которых большинство. Тогда надо признать, что многие плохие родители, а кому же это приятно?
Специалисты всего мира сходятся на другом определении.
Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое.
Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.
Но для того чтобы растить ребенка не принято учиться, считается, что человек, став взрослыми, должны и так все уметь…
В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, родители используют свой личный опыт.
Ребенок интуитивно ищет защиты в семье. Поэтому родители должны научиться понимать его трудности и проблемы, реализовывать на практике не оценивающее, а поддерживающее общение с ребенком.
Несмотря на большой выбор литературы по вопросам развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста, современные родители в большинстве остаются педагогически и психологически не грамотными. Они мало что знают о возрастных особенностях развития ребёнка, его потребностях, значении игры в дошкольном возрасте, не умеют общаться и играть с детьми. Дошкольное детство многие родители рассматривают всего лишь как подготовку к школе, а не важный и полноценный этап жизни человека.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Таким образом, мы педагоги детского сада, должны помочь в повышении компетентности родителей в вопросах ДРО.
В нашем МДОУ «Детский сад № 4» г. Соликамска сложилась система работы с родителями, которая способствует формированию позитивных ДРО.
Целевая группа: дети 5 – 7 лет и их родители.
Участники: заместитель заведующего по ВМР, музыкальный руководитель, педагог – психолог, воспитатели.
Цель: формирование позитивных детско – родительских отношений в условиях ДОУ.
провести исследование детско – родительских отношений (исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с точки зрения родителя, ребенка);
организовать психолого – педагогическое просвещение родителей по проблеме ДРО;
организовать тренинг детско-родительских отношений;
закрепить у родителей навыки построения позитивных детско-родительских отношений в процессе организации совместной музыкально – театрализованной деятельности.
Таким образом, для нас компетентный родитель в вопросах позитивных ДРО это:
обладающий готовностью к формированию позитивных ДРО;
обладающий знаниями об особенностях ДРО, возрастных особенностиях психологии ребенка;
имеющий опыт позитивных ДРО;
обладающий эмоционально – волевой регуляцией процесса взаимодействия и способностью к рефлесии своего отношения к ребенку.
Система работы по формированию ДРО была апробирована в течение 2007 – 2008 учебного года.
Работа состояла из трех этапов.
I этап. Диагностический (сентябрь).
На этом этапе педагог-психолог проводит исследование ДРО, определяет уровень знаний родителей о своем ребенке.
Проблемы в детско – родительских отношениях были выявлены в 75 % семьях.
Диагностика ДРО сводится к решению двух основных задач, в соответствии с которыми осуществлялся выбор методик:
Исследование межличностных отношений в системе «родитель — ребенок» с точки зрения родителя.
методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В.Столин);
опросник «Анализ семейных взаимоотношений» В.В. Юстицкис, Э.Г.Эйдимиллер;
тест «Как мы общаемся с ребенком» В.А. Петровский.
Исследование межличностных отношений в системе «родитель — ребенок» глазами ребенка.
«Рисунок семьи» В.К. Лосева;
«Динамический рисунок семьи» Р.Бернс, С.Кауфман;
проективная игра «Почта» модификация теста Е.Антони, Е.Бине;
проективная методика Р.Жиля.
Основные причины неэффективного родительского отношения:
педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
ригидные (однажды принятые способы мышления и действий от которых трудно отказаться) стереотипы воспитания;
личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком
II этап. Основной (октябрь — апрель).
На этом этапе параллельно используются следующие формы работы с семьей:
Стендовая информация проблеме воспитания и взаимоотношений с ребенком в семье.
Тренинг детско – родительских отношений «Гармония».
Совместная музыкально – театрализованная деятельность родителей с детьми.
Читать статью Чем заправить салат в пост? 6 рецептов вкусного постного майонеза
Чем обусловлен выбор:
неоспорим тот факт, что необходимо психолого – педагогическое просвещение родителей;
исследователи обращают внимание, что для развития детско-родительских отношений необходимо использовать тренинг.
для закрепления навыков позитивных ДРО наиболее перспективным направлением работы является музыкально-театрализованная деятельность в рамках проведения традиционных праздников и развлечений:
во первых, организация праздников и развлечений – это традиционная составляющая деятельности педагогов в ДОУ, следовательно, не возникает дополнительной нагрузки для воспитателей м музыкального руководителя;
во – вторых, музыкально – театрализованная деятельность сама по себе позитивно эмоционально окрашенная деятельность;
в третьих, не возникнет вопрос о 100% посещении родителями мероприятий т.к., на праздники родители всегда приходят.
С октября по апрель воспитателями проводятся индивидуальные, подгрупповые консультации; презентуется стендовая информация об особенностях ДРО.
Параллельно педагог психолог проводит тренинги гармоничных ДРО.
Для приобретения и закрепления навыков позитивных ДРО музыкальный руководитель и воспитатели организуют и проводят праздники и развлечения с учетом того, что родители на данных мероприятиях не пассивные зрители, а активные участники.
III этап. Контрольно-оценочный (май).
На этом этапе педагог – психолог вновь диагностирует родителей и детей с целью анализа произошедших изменений в ДРО.
В ходе работы получены следующие результаты:
создан банк информации по проблеме ДРО;
апробирован тренинг ДРО «Гармония»;
создан перспективно — тематический план совместных праздников и развлечений, разработаны сценарии;
анализ полученных результатов убедил нас, что произошли существенные изменения в детско-родительских отношениях: на низком уровне детско-родительских отношений осталась одна семья из семнадцати; 6 семей перешло на высокий уровень детско-родительских отношений; 10 семей — на средний уровень.
Таким образом, система работы по формированию у родителей компетентности в детско – родительских отношениях позволила установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовала закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.
Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях дошкольного возраста, о формах и методах детского воспитания, способствовали значительному улучшению детско-родительских отношений.
В заключении хотелось бы особо отметить результат, который мы не прогнозировали: на качественно новый уровень поднялись взаимоотношения родителей с педагогами. Родители стали активнее участвовать в образовательном процессе, с желанием и позитивным отношением откликаются на просьбы со стороны воспитателей, администрации детского сада.
Детско родительские отношения в семье в доу
Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье
Детско-родительские отношения – это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок — родители») и сверху вниз (диада «родители — ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.
Анализ трудностей в детско-родительских отношениях позволяет выделить как одну из основных причин их возникновения особенности семейного воспитания. Семья – важнейший фактор, персональная среда развития личности ребенка. Не случайно одной из главных функций современной семьи является выполнение родителями воспитательной функции. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия, недостатки воспитательных воздействий, что очень часто негативно влияет на личностное развитие дошкольника, на его психическое здоровье и эмоциональное благополучие.
По мнению А.В. Петровского, развитие личности ребенка и подростка в онтогенезе обусловлено деятельностно-опосредо-ванным типом взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной группой в этот период. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельностей, которые задает эта референтная группа, и общением, которое в ней складывается [5].
Поэтому так много внимания в психологической литературе уделяется описанию различных классификаций, раскрывающих особенности влияния воспитательных воздействий в семье на формирование личности ребенка. В основу классификаций положены понятия «тип родительского отношения», «родительская позиция», «стиль семейного воспитания».
Характеристика благополучных детско-родительских отношений
Истинные побуждения, которые определяют взаимодействие родителей с детьми, не всегда полностью представлены в их сознании. По мнению А.С. Спиваковской, «реально действующий мотив может быть представлен в сознании «замещающим» мотивом, а само воспитание, взаимодействие с ребенком становится полимотивированным и в значительной степени неосознанным. Причем неосознаваемый компонент воспитания определяется как силой осознанных мотивов, так и соотношением в их содержании. «Игра» сознательных и неосознаваемых сил, сложное переплетение различных мотивов воспитания проявляются в родительских позициях, преобладающих при взаимодействии с ребенком» [6, с. 339].
Формирование позитивных детско-родительских отношений в современной семье, в условиях ДОУ
Детско-родительские отношения из года в год становятся одной из актуальных тем. На сколько важны отношения между родителями и детьми, а также, какую решающую роль для развития ребенка, играют эти отношения , можно отследить в теоретических аспектах посвящённые проблеме детско-родительских отношений , которые рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики.
На данный момент современный темп жизни задаёт свои задачи и цели, которые преследует современная семья . Как отмечает Шнейдер, который выделяет следующие особенности современной семьи :
Читать статью Психология подростков. Особенности, причины конфликтов. Как наладить отношения
— семья стала меньше по численности;
— современная семья менее стабильна ;
— уменьшилось число семей, где глава муж;
— семья стала менее дружной , т. к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;
— значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения , или вообще живут одни.
В соответствии с перечисленными современными особенностями семьи Целуйко В . М. выделяет следующие ее категории :
— по количеству детей : бездетные, однодетные, многодетные семьи ;
— по составу и структуре семьи : полная, неполная, многопоколенная, семья повторного брака и т. д. ;
— по типу семьи : авторитарный и эгалитарный;
— по особенностям семейного быта, укладу : семья — «отдушина» , детоцентрическая семья и т . д. ;
— по однородности социального состава : однородные и неоднородные семьи ;
— по качеству отношений , атмосфере в семье и состоянию психического здоровья : благополучная, неблагополучная и т. п. ;
— по степени кооперации совместной деятельности : коллективистская, индивидуалистическая и т. п.
— по семейному стажу; географическому признаку и т. д.
Сейчас современная семья переживает кризис . Этот кризис проявляется в следующих показателях, такие как падение рождаемости, нестабильность семьи , рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей, сознательный отказ от рождения единственного ребенка. Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости.
Исходя из теории, мы имеем на практике в детском саду родителей , которым не хватает времени на воспитание своих детей.
Мы в свою очередь стараемся создать условия в ДОУ , которые способствовали бы гармоничному формированию и развитию позитивных детско- родительских отношений .
Для формирования позитивных детско-родительских отношений в современной семье мы разработали и реализовали программу по созданию психолого-педагогических условий для формирования и развития позитивных детско-родительских отношений в условиях ДОУ , на базе авторской программы Т. А. Маркова, Г. К. Кравцов, Т. Н. Даронов, С. И. Мушенко «Детско-родительские отношения в системе дошкольного образования».(в подготовительной к школе группе)
Цель программы : создание психолого-педагогических условий для преодоления трудностей и проблем в общении родителей и детей, через коррекцию детско-родительских отношений , используя эффективные формы работы с родителями , направленные на повышение педагогической грамотности .
— расширение знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка шестого года жизни.
— формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.
— закрепление у родителей навыков построения позитивных детско-родительских отношений в процессе организации совместной деятельности.
Программа была направлена на работу с родителями и детьми. Содержание работы реализовывалось в процессе следующих этапов :
На начальном этапе работы, предложенной нами программы, все родители приняли участие со своими детьми.
Первый этап, (пропедевтический, направленный на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начался со знакомства. Цель : снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми; повышение уверенности в собственных силах; устранение отрицательных эмоций (одно занятие) .
Ведущий назвал свое имя и рассказал о себе и предложил сделать то же самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованны. Мама Игоря М. вообще отказалась от игры. Папа Алины Х. отсел в сторонку, когда мы стали играть, но во время знакомства было заметно, что он очень стесняется. Мама Ани К. всё время выходила с зала, так как её беспокоили телефонные звонки, на просьбу отключить временно телефон, ответ был отрицательным.
Общее впечатление от занятия у родителей и детей положительное. Например, папа Егора У. сказал, что вот так надо чаще собираться, чтобы меньше было проблем и вопросов по отношению к детям , ведь только сейчас мы узнали друг друга с другой стороны. Мама Егора Ф. сказала о том, что не ожидала, что её ребёнок такой общительный и любит рассказывать о себе. Папа Сильвы К. был настолько доволен занятием, что так долго рассказывал о том, чем он любит заниматься. Мама Никиты Ф. в конце занятия подошла и сказала, что в шоке от собственного сына, она даже не знала о том, что ему нравиться танцевать.
Второй этап. (вводный) Цель : повысить психолого-педагогическую грамотность родителей ; развивать умения, направленные на общение детей с родителями (три занятия) . На втором этапе родители были более активны, с интересом прослушали лекцию о психологических особенностях детей шестилетнего возраста. (Приложение 10) . Они отметили актуальность этой темы. Просмотр фильма вызвал эмоциональный отклик, многие родители посмотрели на детей другими глазами. Папа Аделины К. был настолько проникнут в этот фильм, что после просмотра сказал о том, что обязательно расскажет об этом фильме своим знакомым, у которых тоже ребёнок 6 лет. Мама Саши Б. многие моменты лекции записывала в ежедневник. Мама Ильдара Б. сказала, что оказывается совсем не знает своего сына, что из-за незнания специфики этого возраста они не могут с ним найти общего языка.
Читать статью Сексуальные проблемы в семье. Как можно помочь?
Проведенное родительское собрание помогло понять многим родителям, что они воспитывают своих детей так же, как воспитывали когда-то их самих, осознали свои ошибки в воспитании. Папа Даши Г. осознал что действительно нельзя воспитывать по методу «как все» , что его ребёнок совсем другой. Мама Ульяны С. вспомнила о том как её воспитывал отец очень строго, мама всегда выгораживала её, поэтому у неё до сиих пор нет тёплых отношений со своим отцом . Папа Вики Б. рассказал нам о том, что его воспитывала мама одна, отец ушёл из семьи и когда он женился и появилась дочь он не знал, как правильно обращаться с ребёнком, ведь примера у него не было.
Дети также принимали активное участие в беседах. Все с удовольствием рассказывали о праздниках, которые они отмечают семьей . Большинство детей любят «Новый год» и «День рождения» . Илья С. сказал : «Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой красим очень красивые яйца» , Юля С. сказала : «люблю, когда наступает Новый год, потому что все родители дома» , Амин Х. сказал : «Я люблю день рождения мы с мамой и папой едем в магазин выбирать мне подарок какой я сам захочу», Слава Н. сказал о том что все праздники любит, потому что именно на праздниках они все вместе проводят время.
Третий этап. (развивающий) Цель : Формировать умение общаться с детьми, строить правильные взаимоотношения , оценивать детей соответственно их возможностям. Способствовать устранению неправильных отношений с детьми через совместную деятельность с родителями. (4 занятия)
На третьем этапе все родители принимали активное участие в дискуссии. Велось активное обсуждение при разрешении педагогических ситуаций. Большинству родителей не составило труда охарактеризовать своего ребенка. Родители Артёма Г. в один голос сказали, что слишком много требовали от сына. Родители Ильдара Б. поняли, что из-за того что у них слишком завышенные ожидания, они слишком на него много взвалили, а от того, что ожидания не оправдываются стали раздражаться и злиться. Мама Арины К. сказала, как хорошо, что можно всё это вовремя понять, осознать и исправить.
На совместном детско-родительском занятии было изготовлено много интересных поделок. Было видно, что детям очень нравится совместная работа с родителями. Очень красивую птицу сделали Вадим К. вместе со своим папой. Ваня Б. вместе с папой сделали самолёт из цветного картона. После изготовления поделок была организованна выставка.
В играх также участвовали все с удовольствием. Только маме Насти Р. показалось, что упражнения, которые выполняет ее сын, слишком сложные, и она отказалась от них, что вызвало негативную реакцию у ребенка.
В основном занятия на этом этапе проходили в теплой и дружеской обстановке.
Четвёртый этап. (контрольно-оценочный) Цель : Анализ взаимоотношений ; эмоциональный контакт между детьми и их родителями. (2 занятия)
На четвёртом этапе родители делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними , стали обращать внимание на своего ребенка как на личность.
Папа Вадима К. отметил : «Мне так понравились ваши занятия, я открыл много нового для себя, понял, в чём мы допускали ошибки при воспитании своего сына».
Дети с большой любовью делали подарки в виде рисунков для своих родителей.
В результате мы провели праздник для детей и родителей, который прошел в очень веселой обстановке.
Все закончилось чаепитием. Родители и дети делились своими положительными эмоциями. Мама Ани К. сказала : «Мы все стали одной большой дружной семьей » .
Таким образом, данная программа позволила установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях .
На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы : проигрывание педагогических ситуаций, потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми – они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга.
Мастер-класс детско-родительский дизайн, клуб «Мастерилка» Современные условия организации жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения не только предъявляют новые требования к профессионализму.
Проект «Наши мамы» Проект «Наши мамы» Актуальность проекта. Сколько звезд на ясном небе! Сколько колосков в полях! Сколько песенок y птицы! Сколько листьев.