Содержание
Проблемы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной практике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / ВКЛЮЧЕННОСТЬ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ / FAMILY AND SCHOOL INTERACTION / INVOLVEMENT INTO THE INTERACTION / SUBJECTIVE ASSESSMENT OF INTERACTION / PARENTS AND TEACHERS RELATIONSHIPS
Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Позднякова Татьяна Николаевна
Целью настоящего исследования является анализ уровня взаимодействия семьи и школы , основных проблем в системе совместной деятельности педагогов и родителей. Представленные результаты получены в рамках констатирующей части опытно-экспериментальной работы диссертационного исследования. Уровень взаимодействия семьи и школы оценивался по следующим критериям: субъективная оценка педагогов и родителей, включенность субъектов в процесс взаимодействия, уровень диалогичности взаимодействия. В целом своей деятельностью в качестве классного руководителя удовлетворены большая часть педагогов, но они отмечают наличие ситуаций, которые оставляют чувство неудовлетворения выполненной работой. Классные руководители чаще демонстрируют высокую и среднюю включённость во взаимодействие с родителями, так как в своей работе используют большое количество различных форм работы с семьёй, как традиционных, так и инновационных, педагоги демонстрируют высокий уровень мотивации на взаимодействие с семьей. Большинство родителей удовлетворены взаимодействием с классным руководителем, но степень их включенности в процесс отличается. Чаще всего общение родителей с педагогами ограничивается плановыми родительскими собраниями, телефонными разговорами и записями в дневнике ребенка. В целом авторы констатируют средний уровень взаимодействия семьи и школы . Родители не стремятся к взаимодействию с учителями и классным руководителем, нейтрально относятся к посещению школы, считая основной функцией классного руководителя своевременное информирование о проблемах ребенка. В системе отношений семьи и школы преобладает статусно-ролевой тип взаимодействия: общение субъектов реализуется в пределах статусных функций и не выходит за рамки нормативно заданных прав и обязанностей.
Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Позднякова Татьяна Николаевна
Управление взаимодействием школы и семьи в процессе педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением
Формирование субъектной позиции родителей в триаде «Педагог — родитель — ребенок» в условиях дошкольного образовательного учреждения
Family and School Interaction in modern pedagogy
The paper presented aims at the study of family and school interaction level and major problems arising in teachers and parents team work. The results presented are obtained as an ascertaining part of the experimental work within the dissertation research. Family and school interaction level was evaluated by the following criteria: subjective assessment of teachers and parents, the level the sides are included in interaction process, interaction process. On the whole most of teachers are satisfied with the form master activity but all of them speak about a number of situations which make them feel unsatisfied with the work fulfilled. Form masters are more often involved at high and medium level in interaction with parents as they have to use different forms of working with the families, both traditional and innovative, teachers seem more motivated to interact with a family. Most parents are satisfied with the interaction with the form master but their level of involvement differs. Most often, parent-teacher communication is limited to scheduled parent-teacher meetings, telephone calls, and diary entries. On the whole the authors define medium level of family-school interaction. Parents are not eager to interact with teachers and a form master, to attend school thinking the main form master’s function to inform about child’s problems timely. In the system of relations between the family and the school, the status-role type of interaction prevails: the communication of the subjects is carried out within the framework of status functions and does not go beyond the framework of normatively defined rights and obligations.
Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной практике»
Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/04PDMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Позднякова Т.Н. Проблемы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной практике // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Pozdnyakova T.N. (2019). Family and School Interaction in modern pedagogy. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN519.pdf (in Russian)
УДК 373 ГРНТИ 14.25.05
Позднякова Татьяна Николаевна
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия
Аспирант E-mail: poztat@list.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1004909
Проблемы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной практике
Аннотация. Целью настоящего исследования является анализ уровня взаимодействия семьи и школы, основных проблем в системе совместной деятельности педагогов и родителей. Представленные результаты получены в рамках констатирующей части опытно-экспериментальной работы диссертационного исследования. Уровень взаимодействия семьи и школы оценивался по следующим критериям: субъективная оценка педагогов и родителей, включенность субъектов в процесс взаимодействия, уровень диалогичности взаимодействия.
В целом своей деятельностью в качестве классного руководителя удовлетворены большая часть педагогов, но они отмечают наличие ситуаций, которые оставляют чувство неудовлетворения выполненной работой. Классные руководители чаще демонстрируют высокую и среднюю включённость во взаимодействие с родителями, так как в своей работе используют большое количество различных форм работы с семьёй, как традиционных, так и инновационных, педагоги демонстрируют высокий уровень мотивации на взаимодействие с семьей.
Большинство родителей удовлетворены взаимодействием с классным руководителем, но степень их включенности в процесс отличается. Чаще всего общение родителей с педагогами ограничивается плановыми родительскими собраниями, телефонными разговорами и записями в дневнике ребенка.
В целом авторы констатируют средний уровень взаимодействия семьи и школы. Родители не стремятся к взаимодействию с учителями и классным руководителем, нейтрально относятся к посещению школы, считая основной функцией классного руководителя своевременное информирование о проблемах ребенка. В системе отношений семьи и школы преобладает статусно-ролевой тип взаимодействия: общение субъектов реализуется в пределах статусных функций и не выходит за рамки нормативно заданных прав и обязанностей.
https:// mir-nauki. com
Ключевые слова: взаимодействие семьи и школы; включенность во взаимодействие; субъективная оценка взаимодействия; отношения родителей и педагогов
В условиях перехода системы образования на субъект-субъектную парадигму возрастает актуальность проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса в школе. Семья и школа — основные институты социализации школьников, в последние десятилетия оказались в новых социально-культурных условиях, что привело к рассогласованию целей взаимодействия, снижению взаимопонимания и уровня взаимодействия в целом. Многие ученые (Е.Г. Замолоцких [1], Т.В. Коваленко [2], Е.В. Коротаева [3], И.В. Крупина [4], М.Н. Недвецкая [5] и др.) отмечают необходимость всесторонней теоретической и практической разработки проблем в области повышения эффективности взаимодействия семьи и школы. Исследователи отмечают снижение воспитательного потенциала российской семьи, взаимопонимания родителей и детей.
По мнению Кожуровой О.Ю. [6], неконструктивные отношения школы и семьи, рассогласованность их действий обостряют существующие проблемы детства и требуют новых подходов к взаимодействию двух институтов. В своих исследованиях автор отмечает, что существующие подходы к организации взаимодействия школы и семьи (формально-административный, просветительский) слабо ориентированы на развитие субъектности семьи, раскрытие ее воспитательного потенциала.
Эффективность взаимодействия семьи и школы, по мнению И.Н. Маняповой [7], зависит от характера и степени включённости их субъектов в систему взаимоотношений, основанных на взаимном принятии, взаимопонимании, стремлении к сотрудничеству в решении проблем семейного и школьного воспитания. Процесс взаимодействия не может считаться эффективным, если участники этого процесса не воспринимают его таковым, следовательно, во время взаимодействия не были разрешены те проблемы, которые субъект надеялся разрешить в процессе взаимодействия с другим субъектом.
Эффективное взаимодействие предполагает заинтересованность субъектов в достижении поставленных целей. В основе такой заинтересованности лежат с одной стороны позитивное восприятие состоявшегося взаимодействия, с другой — сложившиеся представления о собственных потребностях и о возможностях их удовлетворения в процессе взаимодействия.
Целью проведенного нами исследования является анализ особенностей и уровня взаимодействия семьи и школы, основных проблем в системе совместной деятельности педагогов и родителей.
Уровень взаимодействия семьи и школы оценивался по следующим критериям: рефлексивный (субъективная оценка педагогов и родителей), деятельностный (включенность субъектов в процесс взаимодействия), когнитивно-эмоциональный (диалогичность взаимодействия [8]). Первый критерий был определен через диагностирование степени
Материалы и методы
удовлетворенности субъектов и самооценку успешности этого процесса. Включенность педагогов и родителей определялась путем оценки мотивационного и организационно-деятельностного показателей. Третий критерий оценивался через уровень конструктивности (когнитивная составляющая) и самоценности выстроенных отношений (эмоциональный компонент) (подробнее см. таблицу 1).
Диагностика по выбранным критериями и показателям проводилась с использованием следующих методов педагогического исследования: тестирование, беседа, анкетирование с использованием авторских опросников, наблюдение и метод экспертных оценок. В исследовании приняли участие 298 родителей и 256 классных руководителей общеобразовательных учреждений Белгородской области и города Белгорода. В процессе анализа полученных результатов были использованы следующие методы математической статистики: частотный анализ с определением процента наблюдений, корреляционный анализ, построение таблиц сопряжения с определением величины х2 (хи-квадрат) Пирсона, коэффициента сопряженности, р — уровня значимости (двусторонней асимптотической значимости).
В процессе исследования системы взаимодействия семьи и школы мы учитывали влияние следующих факторов: место жительства педагогов и родителей (город или село), возраст респондентов, тип семьи (полная или неполная).
Первой задачей нашего исследования была разработка критериально-оценочного аппарата, который позволит определить уровень взаимодействия семьи и школы. Проведенный анализ литературных источников, изучение опыта работы школ по взаимодействию с семьей позволили выделить критерии и показатели, отражающие уровень организации данного процесса.
Характеристика критериев и показателей оценки уровня взаимодействия семьи и школы
Критерий Показатели Уровень
высокий средний низкий
Рефлексивный Степень удовлетворенности построенными отношениями с родителями Установлен постоянный контакт педагогов с родителями, общение приносит удовлетворение обоим сторонам. В целом, взаимодействие соответствует ожиданиям классных руководителей и родителей, но регулярно возникают ситуации, которые оставляют чувство неудовлетворения. Существуют проблемы во взаимодействии, которые делают общение односторонним и не соответствующим ожиданиям родителей и педагогов.
Самооценка успешности взаимодействия Взаимодействие построено успешно, так как все возникающие проблемы решаются своевременно, вследствие достижения психологического контакта и взаимопонимания. В большей степени взаимодействие признается успешным и результативным, но отмечают периодически возникающие проблемы, которые не всегда удается решить. Взаимодействие не результативно, так как нет обратной связи, что затрудняет своевременное решение возникающих проблем, требуется помощь специалистов.
Критерий Показатели Уровень
высокий средний низкий
Деятельностный Мотивационный Классные руководители и родители отмечают разнообразные мотивы (более 3), определяющие взаимодействие семьи и школы. Преобладают устойчивые личностные причины, побуждающие вступать в коммуникацию с семьей (школой) для достижения поставленных целей. Педагоги и родители выделяют 2-3 вида мотивов и установок, определяющих эффективное взаимодействие, позволяющие наладить конструктивное решение всех вопросов, касающихся воспитания ребенка в школе и дома. Родители и педагоги отмечают 1-2 мотива взаимодействия, преимущественно ситуационные — требования администрации школы, просьба ребенка, изучение семьи и т. д.
Организационно-деятельностный Родители и педагоги отмечают разнообразные формы общения (более 6). Взаимодействие осуществляется как в групповых формах, так и индивидуально (3-5 форм общения отмечают родители или педагоги). Общение ограничено родительскими собраниями и телефонными разговорами (не более 2 форм взаимодействия).
Когнитивно-эмоциональный Конструктивность взаимодействия Предрасположенность к плодотворному контакту, преодолению трудностей в межличностном взаимодействии семьи и школы, способствующему установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов совместной деятельности. Педагог или родитель во взаимодействии организован, эффективен, но часто ориентируется на мнение группы, и выстраиваемое взаимодействие носит в большей степени формальный характер, не способствующий личностному развитию участников диалога. Представители данной группы не способны на совместное конструктивное решение возникающих проблем взаимодействия, проявляют независимость и уклоняются от личностной вовлеченности в коммуникацию.
Самоценность отношений Взаимодействие значимо для участников, в том числе и из-за позитивного содержания, в отношениях преобладают сближающие интеракционные чувства, педагоги и родители проявляют уверенность в себе, своих силах, эмоциональную зрелость. Родители и педагоги нейтрально оценивают существующее взаимодействие, определяя четкую дистанцию при выполнении ролевых функций. Совместная деятельность вызывает негативную реакцию, участники либо максимально отстраняются, либо проявляют конфликтность во взаимодействии.
Уровень удовлетворенности и успешность взаимодействия отражают степень соответствия процесса и результатов взаимодействия семьи и школы ожиданиям участников этого процесса. В нашем исследовании большинство родителей определило роль классного руководителя в воспитании ребенка как своевременное информирование о его проблемах в обучении и поведении. Если родители своевременно и регулярно получают такую информацию, они считают, что данное взаимодействие успешно и приносит им удовлетворение, что подтверждают результаты исследования по рефлексивному показателю (см. таблицу 2). Родители демонстрируют преобладающий высокий уровень субъективной оценки процесса взаимодействия со школой.
Результаты оценки уровня взаимодействия семьи и школы
Критерий Показатели Уровень
высокий средний низкий
педагоги, % родители, % педагоги, % родители, % педагоги, % родители, %
Рефлексивный Степень удовлетворенности построенными отношениями с родителями 10,3 84,0 84,9 13,2 4,8 2,8
Самооценка успешности взаимодействия 55,5 57,7 38,9 26,1 5,6 16,2
Деятельностный Мотивационный 43,1 14,4 39,7 19,1 17,2 66,5
Организационно-деятельностный 37,8 12,7 55,1 33,0 7,1 54,3
Когнитивно-эмоциональный Конструктивность взаимодействия 46,3 43,4 48,8 50,9 4,9 5,7
Самоценность отношений 36,6 18,7 61,0 68,2 2,4 13,1
Уровень взаимодействия в целом 38,4 44,9 16,7
Большинство педагогов не так высоко оценивают успешность построенных отношений, среди них преобладает средний уровень субъективной оценки. С точки зрения педагогов родители не осознают общность целей деятельности семьи и школы и часто препятствуют конструктивному решению возникающих проблем.
Степень включённости родителей и классных руководителей во взаимодействие мы оценивали по интенсивности и разнообразию форм взаимодействия (организационно-деятельностный показатель), а также особенности мотивации субъектов взаимодействия (мотивационный показатель). По данному критерию родители демонстрируют преобладающий низкий уровень вовлечённости в процесс взаимодействия. Чаще всего общение родителей с педагогами ограничивается плановыми родительскими собраниями, телефонными разговорами и записями в дневнике ребенка (см. рис. 1), уровень мотивации у родителей также чаще низкий. У педагогов нами определена высокая и средняя включённость во взаимодействие с родителями. Классные руководители в своей работе используют большое количество различных форм работы с семьёй, как традиционных, так и инновационных, педагоги демонстрируют высокую мотивацию на взаимодействие с семьей, среди установок и мотивов представлены как внешние, так и личностные. Не соответствие уровня вовлеченности родителей и педагогов позволяет сделать вывод об охвате незначительного количества семей, контакты с которыми часто определены их специфичностью или проблемами в воспитании ребенка.
Родительские собрания 1
Телефонные разговоры 2
Записи в дневнике ребенка (бумажном или электронном) 3
Приглашение родителей в школу 4
Посещение учителем семьи 5
Совместные с детьми и родителями классные мероприятия 6
Массовые мероприятия в школе 7
Индивидуальные беседы по инициативе родителей 8
Рисунок 1. Результаты выбора форм взаимодействия родителями и классными руководителями
В городских школах при выстраивании взаимодействия с семьей чаще используют телефонные разговоры, индивидуальные беседы с родителями, которые достаточно часто происходят по инициативе родителя. Можно отметить, что у городских классных руководителей шире диапазон используемых форм общения, сельские учителя предпочитают, в основном, родительские собрания, записи в дневнике и посещение семьи на дому.
Чаще всего в своей работе с родителями классные руководители используют лекции (61,1 %). Активные формы работы (круглый стол, пресс-конференции, «мозговой штурм» и др.) отметили 35,1 % опрошенных, семинары с привлечением различных специалистов — 31,3 %, психологические тренинги, вечера вопросов и ответов, ролевые игры занимают нижнюю позицию (28,2 %, 21,4 %, 16,8 % соответственно). Были выявлены следующие взаимосвязи, обусловленные возрастом педагогов: чем старше классный руководитель, тем чаще он использует в своей системе общения с родителями записи в дневнике и посещение родителей на дому, молодые специалисты чаще всего проводят совместные для родителей и детей мероприятия.
Изучение мотивационного компонента включённости во взаимодействие показало, что городские классные руководители чаще отмечают ситуативные мотивы, а сельские педагоги -личностные. Данный факт говорит о более высокой заинтересованности сельских классных руководителей в процессе взаимодействия с семьей, из-за большего количества эмоциональных и функциональных связей людей в малых населенных пунктах.
В поиске ответов на трудные вопросы воспитания лишь 28,1 % родителей обращаются к классным руководителям, учителям, в первую очередь родители обсуждают проблемы с родственниками и коллегами, либо используют данные интернета, специальной литературы.
Можно сделать вывод, что не установлен достаточный для доверительных бесед контакт между родителями и учителями, либо родители не считают педагогов компетентными в вопросах воспитания детей.
Диалогичность отношений — это стремление «видеть и учитывать уникальность партнера» взаимодействия [9]. Данная характеристика имеет две стороны: когнитивную -конструктивность взаимодействия и эмоциональную — самоценность отношений. Формирование диалогичности способствует становлению способности личности к эмоциональному резонансу с другими людьми при относительной непроницаемости собственных личностных границ, что важно для идентичности и процесса социальной адаптации личности [10].
Результаты, представленные в таблице 2, показывают преобладание высокого и среднего уровня диалогичности у педагогов и среднего у родителей. Можно констатировать более низкую эмоциональную вовлеченность во взаимодействие родителей по сравнению с педагогами, что приводит к снижению уровня взаимопонимания и вовлеченности родителей в воспитательный процесс.
На основе полученных данных изучения процесса взаимодействия семьи и школы по выбранным критериям и показателям мы выделили три уровня:
• низкий (конфликтный) уровень характеризуется однонаправленным общением -чаще от школы к семье, что способствует возникновению конфликтных ситуаций и затрудняет решение возникающих проблем. У педагогов низкий уровень включенности и субъективной оценки процесса взаимодействия. У родителей слабая включенность во взаимодействие на фоне общего отрицательного отношения к школе. Участники либо максимально отстраняются, либо проявляют конфликтность во взаимодействии, часто требуется помощь специалистов;
• средний (нормативный) уровень можно определить по внешне заданным целям и мотивам взаимодействия у педагогов и родителей, которые, тем не менее, позволяют конструктивно разрешать большинство возникающих проблем. В большей степени взаимодействие признается успешным и результативным, на фоне нейтрального взаимного отношения;
• высокий уровень (сотрудничество) определяется по высокой субъективной оценке педагогами и родителями, наличию двусторонней активности и высокой включенности субъектов во взаимодействие на основе общих целей и действий, в общении преобладают сближающие интеракционные чувства.
На основании полученных результатов нами был определен преобладающий средний (нормативный) уровень взаимодействия неполной семьи и школы (44,9 %), низкий уровень выявлен в 16,7 % случаев, 38,4 % — высокий уровень взаимодействия семьи и школы.
Полученные результаты позволили выявить уровень эффективности существующей системы взаимодействия семьи и школы. Исходя из уровня субъективной оценки и степени включенности во взаимодействие, можно констатировать в основном низкий и средний уровень взаимодействия семьи и школы. Родители не стремятся к взаимодействию с учителями и классным руководителем, нейтрально относятся к посещению школы, считая основной функцией классного руководителя своевременное информирование о проблемах ребенка. В системе отношений семьи и школы преобладает статусно-ролевой тип взаимодействия:
общение субъектов реализуется в пределах статусных функций и не выходит за рамки нормативно заданных прав и обязанностей.
1. Замолоцких Е.Г. Семья и школа социальные партнеры (исторический аспект) // Педагогика и психология образования. 2010. №1. URL: (дата обращения: 03.09.2019).
2. Коваленко Т.В. Моделирование взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Омск, 2016. — 27 с.
3. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий в современном образовательном процессе: дис. . д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 2000. — 342 с.
4. Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения: дис. . д-ра пед. наук. — М., 2001. — 314 с.
5. Недвецкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи : автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 2009. — 41 с.
6. Кожурова О.Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: автореф. дис. канд. пед. наук. — Москва, 2011. -23 с.
7. Маняпова И.Н. Взаимодействие семьи и школы // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 16-18.
8. Исаев И.Ф., Позднякова Т.Н. Формирование диалогичности взаимодействия семьи и школы в контексте гендерного подхода // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28339 (дата обращения: 03.09.2019).
9. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. СПб.: Речь, 2010. -141 с.
10. Соловьева С.Л. Идентичность как ресурс выживания // Медицинская психология в России. — 2018. — T. 10, № 1. — с. 5. doi: 10.24411/2219-8245-2018-11050.
Pozdnyakova Tatyana Nikolaevna
Belgorod state national research university, Belgorod, Russia
Family and School Interaction in modern pedagogy
Abstract. The paper presented aims at the study of family and school interaction level and major problems arising in teachers and parents team work. The results presented are obtained as an ascertaining part of the experimental work within the dissertation research. Family and school interaction level was evaluated by the following criteria: subjective assessment of teachers and parents, the level the sides are included in interaction process, interaction process.
On the whole most of teachers are satisfied with the form master activity but all of them speak about a number of situations which make them feel unsatisfied with the work fulfilled. Form masters are more often involved at high and medium level in interaction with parents as they have to use different forms of working with the families, both traditional and innovative, teachers seem more motivated to interact with a family.
Most parents are satisfied with the interaction with the form master but their level of involvement differs. Most often, parent-teacher communication is limited to scheduled parent-teacher meetings, telephone calls, and diary entries.
On the whole the authors define medium level of family-school interaction. Parents are not eager to interact with teachers and a form master, to attend school thinking the main form master’s function — to inform about child’s problems timely. In the system of relations between the family and the school, the status-role type of interaction prevails: the communication of the subjects is carried out within the framework of status functions and does not go beyond the framework of normatively defined rights and obligations.
Keywords: family and school interaction; involvement into the interaction; subjective assessment of interaction; parents and teachers relationships
Список литературы
1. Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида [Текст] / Е.Ю. Бикметов // Социол. исслед. — 2007. — №9. — С. 86-92.
2. Василькова Т. А. Социальная педагогика: учебное пособие/ Т. А. Василькова. — М.: КНОРУС, 2010. — 210 с.
3. Дементьева, И.Ф. Издержки социализации детей в неблагополучной семье [Текст] / И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика. — 2011. — №6. — С. 99-106.
4. Дивицына, Н.Ф. Характеристика основных функций семьи [Текст] / Н. Ф. Дивицына // Семьеведение. Курс лекций для вузов. — М.: Изд-во Владос, 2006. — С. 51-62.
5. Гайсина, Г.И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности / Г.И. Гайсина // Учитель Башкортостана. — 2010. — №6. — С. 110-113.
6. Иванова, Н.П. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребенка в семье [Текст] / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина // Социальная педагогика. — 2010. — №5. — С. 23-31.
7. Иванова, Н. Неблагополучные семьи как причина трудной жизненной ситуации детей [Текст] / Н. Иванова // Социальная педагогика. — 2008. — №2. — С. 25-34.
8. Иванова, Н.П. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики [Текст] / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина // Социальная педагогика. — 2010. — №3. — С. 97-108.
9. Иванова, Н.П. Социализация детей в современных условиях [Текст] : (об изменении стратегий и моделей воспитания детей в современной российской семье) / Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина // Социальная педагогика. — 2012. — №3. — С. 109-117.
10. Карпунова, Н.М. О десоциализирующем влиянии стиля родительских отношений в дисфункциональной семье / Н.М. Карпунова // Дефектология. — 2009. — №5. — С. 64-70.
11. Кибирев, А.А. Социально-обучающие практики для детей из дисфункциональных семей в условиях социальной гостиной [Текст] / А.А. Кибирев // Социальная педагогика. — 2011. — №6. — С. 67-72.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. — М.: КНОРУС, 2010. — 744 с.
13. Крылова, Т. Работа социального педагога с семьей группы риска / Т. Крылова, М. Струкова // Социальная педагогика. — 2009. — №3. — С. 31-44.
14. Кузнецова, Л.В. Семья как воспитательная среда ребенка [Текст] / Л.В. Кузнецова, А.А. Буданцова // Педагогическое образование и наука. — 2010. — №12. — С. 84-89.
15. Курбатов, А.В. Социализация подростков в современном обществе / А. В. Курбатов // Педагогика. — 2009. — №3 — С. 62-65.
16. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник/ Л.В. Мардахаев.- 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011.-797с.
17. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
18. Моногарова, С.Н. Изучение неблагополучных семей и педагогической запущенности школьников / С.Н. Моногарова, И.П. Рябинина // Классный руководитель. — 2009. — №7. — С. 23-35.
19. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — 5-е изд., доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 200 с.
20. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. — М.: Народное образование. — 2003. — 112 с.
21. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.
22. Пасечник, Л. Семья и проблемы воспитания. Ст. 1: Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка / Л. Пасечник; Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. — 2010. — №1. — С. 8-19.
23. Пластинина, Ю.Л. Педсовет «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника» / Ю.Л. Пластинина; Ю.Л. Пластинина // Классный руководитель. — 2009. — №5. — С. 3-5.
24. Садриев, М. Воспитание гражданина — дело семейное [Текст] / М. Садриев // Бельские просторы. — 2007. — №6. — С. 163-171.
25. Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие [Текст] / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. — М.: Академия, 2002. — 368 с.
26. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт. — сост. Т.А. Шишковец. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАКО, 2007. — 336 с. — (Педагогика. Психология. Управление).
27. Хуснутдинова, З. Неблагополучная семья — угроза обществу / З. Хуснутдинова // Бельские просторы. — 2005. — №3. — С. 189-193.
28. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. — М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. — 272 с.
29. Шудегова, О.И. Семейное неблагополучие и основные характеристики развития и поведения детей «группы риска» в семье [Текст] / О.И. Шудегова // Вестник Университета Российской Академии образования. — 2007. — №4. — С. 47-51.
30. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005. — 254.
31. Юсупова, Х.Г. Семья как важнейший социальный институт / Х.Г. Юсупова // Начальная школа. — 2009. — №7. — С. 17-19.
32. Ямалтдинов, Ф. Семья — главная ячейка общества [Текст] / Ф. Ямалтдинов // Ватандаш. — 2008. — №6. — С. 3-9.
Проблемы взаимодействия школы и семьи
Гусева, Ю. В. Проблемы взаимодействия школы и семьи / Ю. В. Гусева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7106/ (дата обращения: 27.10.2022).
В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы.
В. А. Сухомлинский
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, большую часть своего времени родители проводят на работе, дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов в школе. Статистические данные по семье в России характеризуют углубляющийся кризис семьи как социального института. Стабильно увеличиваются удельный вес неполных семей разных типов среди семей, имеющих детей до 18 лет, число разводов; количество детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке; численность детей, отобранных у родителей, лишенных своих прав, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; удельный вес особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, а также преступлений, совершенных взрослыми в отношении несовершеннолетних.
Зачастую обе стороны предъявляют друг другу свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, плохое воспитание, отсутствие сформированных моральных ценностей. Родители же в свою очередь недовольны учебными нагрузками, объёмом домашнего задания, равнодушием педагога.
Множество исследований указывают на то, что дети добиваются высокой академической успеваемости, социального успеха, хорошего эмоционального здоровья и становятся уравновешенными и полноценными индивидуумами, если их родители принимают активное участие в учебе и школьной жизни своих детей. Подобное участие также демонстрирует ребенку тот факт, что родители искренне заинтересованы в их образовании и что учеба в школе является позитивным и ценным занятием.
Однако когда родители не принимают участия в школьных занятиях детей, у довольно большого количества детей пропадает желание учиться. Часто родители оправдываются тем, что у них нет времени или сил, или они чувствуют себя в школе неуютно. Другие родители испытывают некоторое замешательство в смысле того, какие у них есть варианты, и каким образом они могут участвовать в этом процессе, либо просто не имеют необходимой информации. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Как же привлечь родителей в школу? Как создать такие условия, чтобы им захотелось сотрудничать со школой? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители?
Основным фактором здесь выступает коммуникация. Основной причиной слабого участия родителей является отсутствие ясной, понятной и полезной информации. Школам и учителям необходимо устраивать личные встречи с родителями, общаться через электронный журнал, по телефону посредством SMS сообщений, электронной почты и информационных страничек в Интернете. Рассылки писем и информационных записок могут помочь школе сделать общение родителей и школы более тесным. Преподавателю необходимо общаться с родителями в простой манере без использования образовательной лексики и убедиться в том, что у родителей есть доступ к простой и интересной информации о занятиях их детей в школе — как в пределах, так и вне аудитории. Родителям необходимо знать о том, что преподают их детям в школе, в каких школьных мероприятиях и кружках участвуют их дети, каким образом они могут принять участие в обучении и школьной жизни ребенка, как им связаться с преподавателями, и каким образом они могут помочь своим детям дома.
В нашей школе система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Они социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Поэтому в школе создан Управляющий совет, общешкольный родительский комитет и классные родительские комитеты, куда входят опытные и инициативные родители (по 8 человек от класса). Задачи, стоящие перед Управляющим советом, серьезные. Это разработка и корректировка стратегии развития школы, определение целей, задач и ресурсов, необходимых для их достижения. Это создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов и участие в финансово-хозяйственной деятельности школы. Это обеспечение прозрачности в деятельности школы по организации образовательного процесса и в финансовых вопросах. И, наконец, это обеспечение доступности информации для всех участников образовательного процесса. В компетенцию Управляющего совета входит согласование школьного компонента и профилей обучения, рассмотрение жалоб и заявлений учащихся, родителей. Также Управляющий совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы.
С целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам в нашей школе действует психолого-педагогический консилиум, деятельность которого заключается в проведении комплексного изучения личности ребёнка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных возможностей ребёнка, разработке рекомендаций для учителей и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании. В течение учебного года проводятся как плановые, так и внеплановые заседания консилиума. Деятельность плановых заседаний направлена на анализ готовности учащихся 1-х классов к школьному обучению, определение путей психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в школе. Внеплановые заседания консилиума проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-педагогической проблемы.
Возможно, стоит вернуть назад такую форму работы с родителями, как посещение семьи ребёнка. Это поможет установить учителю связь со всей семьей, выяснить ее общую и педагогическую культуру, условия жизни ученика, его место в семье и отношение к нему старших, дать советы и договориться о единых требования к школьнику. Некоторые учителя ошибочно считают, что посещать нужно только семьи, дети из которых создают определенные проблемы в школе. Безусловно, с родителями таких учеников следует прежде всего установить тесный контакт, однако посещать желательно семьи всех учеников. Посещение семьи может иметь целью общее ознакомление с условиями жизни, установления единых требований школы и семьи к ученику, помощь в организации режима, обсуждения с родителями отклонений в поведении и ребенка и принятия необходимых мер по их предупреждению и преодолению, привлечение родителей к участию в работе школы, изучение опыта воспитания в семье и др. Перед тем как посетить семью, нужно иметь сведения о ней и ее связи со школой (личное дело ученика, результаты анкетирование ребёнка и родителей, беседы с учителями, с самим учеником), выяснить основные данные об ученике, его успеваемость, поведение, отношения с учителями, товарищами. Успех посещения семьи зависит не только от добросовестной подготовки, но и от поведения учителя. С первых минут встречи с родителями необходимо создать атмосферу доверия и доброжелательности. В семьях, которые не имеют систематической связи со школой, визит учителя рассматривают как сигнал бедствия, родители настораживаются, готовятся к защите ребенка. Поэтому, посетив семью, следует сразу «снять » настороженность. Беседу о детях начинают с положительных характеристик их поведения, постепенно переходя к обсуждению негативного в поведении ученика. Свои суждения педагог должен выражать спокойно, тактично, предоставлять неопровержимые доказательства и внимательно слушая объяснения родителей ребёнка. Установка истинного положения дел позволяет наметить общий план действий школы и семьи, договориться о взаимном информировании, о достигнутых успехах и трудностях. Общее ознакомление с условиями жизни ученика дома можно проводить по следующей схеме:
1. Фамилия, имя ученика, класс.
3. Где и на какой должности работают родители и другие члены семьи (если учатся — где именно).
4. Режим дня школьника.
5. Как обустроено рабочее место ученика?
6. Кто занимается воспитанием ребёнка в семье?
7. Кто из членов семьи помогает ученику?
Индивидуальная консультация — распространенная форма взаимодействия с родителями. Она может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей и успешна при доверии педагогу. Родители же доверяют педагогу, если он участвует в решении проблем ребенка, вместе с ними выясняет их причины, ищет пути решения проблем, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию. Приглашение родителей в школу для индивидуальной беседы или консультации должно быть письменным или устным, в тактичной форме, т. к. вызов в школу родители воспринимают настороженно. Начинать разговор с родителями целесообразно с рассказа об успехах ребенка, выслушивания родителей и лишь потом обратиться за советом по вопросу, который волнует педагога, ни в коем случае не допуская упреков, назиданий в адрес родителей, не унижая достоинства ребенка.
На мой взгляд, ключевую роль в решении проблемы взаимодействия школы и семьи может оказать государство, внеся ряд изменений в Закон Российской Федерации об Образовании. Например, работодатель обязан отпускать на родительские собрания, мероприятия, проходящие в школе своих работников. Разработать государственную программу, направленную на развитие мотивации родителей к участию в школьной жизни своего ребёнка.
Проблеме взаимодействия школы и семьи посвящено не мало статей, но невозможно дать готовый и единственный правильный ответ о том, как взаимодействовать с семьёй, так как семьи все очень разные. Многое зависит от мастерства педагога, от его интуиции. Педагог должен проанализировать каждую конкретную ситуацию, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребёнком.
1.В. А. Гейко. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа — 2009 г. — № 3. — С. 60.
2. Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель — 2007 г. — № 1. — С. 94.
3. «Виды и методы работы с родителями» http://uchebnikionline.com.
Основные термины(генерируются автоматически): родитель, семья, школа, ребенок, Управляющий совет, школьная жизнь, какой образ, педагог, учитель, образовательный процесс.
Похожие статьи
Взаимодействие образовательной организации с социальными.
родитель, семья, школа, ребенок, Управляющийсовет, школьнаяжизнь, какойобраз, педагог, учитель, образовательныйпроцесс. Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного.
Основные формы взаимодействия образовательного учреждения.
родитель, семья, школа, ребенок, Управляющийсовет, школьнаяжизнь, какойобраз, педагог, учитель, образовательныйпроцесс. Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи.
Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие
ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.
Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм.
ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями.
Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения
Успешность воспитательного и образовательногопроцесса зависит от того, как складываются отношения между учителями, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как семью.
Взаимодействие образовательной организации с социальными.
Кроме того, школа и управляющийсовет выступают в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства
К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей.
Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале.
Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия. родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогическийпроцесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение.
Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.
родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательныйпроцесс, педагогическийпроцесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья. Педагогические условия организации социального партнерства.
Взаимодействие семьи и школы по воспитанию.
родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогическийпроцесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение. Взаимоотношение родителей и детей в семье.
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vzaimodeystviya-semi-i-shkoly-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-praktike
Источник https://studbooks.net/1908275/pedagogika/spisok_literatury
Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7106/