Помочь ребенку преодолеть семейные проблемы
Надо ли говорить с ребенком о семейных проблемах
Ощущение безопасности в семье
Что делать, если родители развелись
К кому обратиться за помощью кроме психолога
Дети в трудной жизненной ситуации
Причины трудных жизненных ситуаций у детей
Причины семейного неблагополучия
Дети в трудной жизненной ситуации
Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребёнку?
Помочь ребенку преодолеть семейные проблемы
Почти любая семья сталкивается с кризисами. Даже если ситуация со временем налаживается, для детей волнения, связанные с проблемами в семье, могут оказаться непосильными. Иногда стресс приводит к неврозам. Но родительское внимание и помощь психолога помогут ребенку справиться со сложной ситуацией.
Надо ли говорить с ребенком о семейных проблемах
Существует две разных точки зрения на то, говорить или не говорить ребенку о проблемах в семье.
Одни считают, что маленького человека надо оберегать от всякой негативной информации, что помочь с бедами он всё равно никак не сможет, поэтому лучше ничего не говорить. С одной стороны, это справедливо. С другой — если кризис в семье достиг апогея, ребенок не может не догадываться, что творится что-то неладное. В таком случае замалчивание ситуации может восприниматься им как ложь, а это может подорвать его веру в родителей.
Так, может быть, права противоположная сторона, которая считает, что ребенку надо рассказывать всё, потому что скрыть проблемы всё равно не получится? Права, но только отчасти. Конечно, говорить с детьми о сложном периоде в семье нужно, но информацию надо подавать очень дозированно и аккуратно, чтобы не нанести травму психике малыша.
Ощущение безопасности в семье
Самое главное, о чем должны помнить родители — они должны по возможности дать ребенку ощущение безопасности. Уверенность, что родители умные и сильные, и смогут защитить его от любой беды, — базовая потребность малыша. Люди, которые чувствовали такую безопасность в детстве, вырастают сильными, уверенными в себе личностями.
Поэтому первое, о чем должны помнить родители, когда обсуждают с ребенком возможный развод папы и мамы или тяжелую болезнь кого-то из членов семьи — ни в коем случае нельзя делать ребенка своим поверенным. Нельзя изливать на него все те сложные и неприятные чувства, которые не удалось разрядить каким-то более приемлемым способом.
Людмила обратилась за помощью в связи с тем, что у её дочери Наташи возникли признаки обсессивно-компульсивного расстройства. В результате работы с психологом выяснились следующие обстоятельства. Три года назад Людмила пережила измену мужа и развод. Оставшись одна с дочерью-подростком, она начала делиться с ней обидами на отца, в подробностях описывая борьбу, которая разгорелась у неё с соперницей перед разводом. Наташа очень поддерживала мать, но конфликт лояльностей к родителям вылился в сильное напряжение, которое привело к болезни.
С другой стороны, замалчивание семейных проблем тоже может привести к появлению у ребенка ощущения небезопасности.
Михаилу и Светлане долго не удавалось завести детей. Наступившая долгожданная беременность протекала отлично, но девочка родилась с тяжелым генетическим заболеванием и через одиннадцать месяцев умерла. Когда через несколько лет у Светланы и Михаила родился сын Иван, они боялись, что он повторит судьбу своей сестры. Но мальчик рос абсолютно здоровым, не считая повышенной тревожности и регулярных истерик. Когда проблемы привели к трудностям в общении со сверстниками, родители привели Ваню к психологу.
Выяснилось, что мальчик испытывал гигантское напряжение. Ваня чувствовал постоянный напряженный контроль со стороны матери, которая боялась, что он тоже заболеет. При этом ощущал мамину грусть, но, поскольку ему не рассказывали про сестру, считал, что расстроил маму сам. Ребенок стал думать, что ведет себя очень плохо, что он «неправильный и во всём виноват». Когда родители рассказали ему про сестру, объяснили, что очень по ней скучают и жалеют, что он не был с ней знаком, напряжение разрядилось и ситуация стала спокойнее.
Таким образом, во многом состояние ребенка во время семейного кризиса зависит от того, удастся ли родителям соблюсти баланс в общении с ним.
Что делать, если родители развелись
Но как поступать, если вопрос «рассказывать ли малышу?» уже не стоит, и речи об ощущении безопасности нет? Например, в случае развода родителей?
Как бы деликатно ни подбирали взрослые слова, чтобы объяснить малышу ситуацию, для него разрыв папы и мамы всё равно является большим горем. Он боится, что ушедший родитель больше не вернется, что папина (или мамина) любовь потеряна малышом навсегда.
Дети склонны винить себя в расставании родителей, причем чем они младше, тем чаще это происходит. При этом у малыша может возникнуть фантазия, что он в состоянии помирить папу и маму. Иногда ребенок начинает болеть или проблемно себя вести. Это происходит из подсознательной надежды, что родители снова соединятся, чтобы лечить его или воспитывать — ведь раньше они начинали сотрудничать в похожих ситуациях.
Что делать
Малыш должен знать, что папа (или мама) ушел от жены (мужа), а не от ребенка.
Папа и мама должны помнить, что, хотя они развелись и перестали быть супругами, но родителями остались.В этой роли им предстоит взаимодействовать всегда — полный разрыв невозможен. Они должны договориться о взаимодействии и быть в состоянии общаться спокойно. Если с этим есть проблемы, то, возможно, стоит обратиться к специалисту, чтобы урегулировать своё собственное состояние и набраться ресурсов для поддержки ребенка.
Объяснять причины развода следует без подробностей, не ударяясь в разбор супружеских отношений, спокойно.
Надо стараться проводить с ребенком не меньше времени, чем до развода.Лучше постараться видеться чаще
Следует дать возможность ребенку погоревать о своей потере, разрешить ему высказывать чувства — как ему грустно, как он скучает по ушедшему родителю.
Стараться избегать в это время других перемен и стрессов. Например, не переезжать, не переходить в новую школу и так далее.
К кому обратиться за помощью кроме психолога
Если переживания ребенка связаны с семейными проблемами, то риск, что он замкнётся в себе выше, чем в других случаях. Например, при разводе папы и мамы он не только испытывает сильный стресс, но и может потерять доверие к обоим родителям.
Часто дети закрываются в себе и не хотят делиться своими чувствами, потому что пытаются уберечь родителей от лишних переживаниях. В таких случаях важно, чтобы у малыша был собеседник, которому он доверял бы и с которым мог обсудить свои чувства. Возможно, таким доверенным лицом сможет стать бабушка или дедушка. Важно, чтобы это доверенное лицо сохраняло нейтральность по отношению ко всем сторонам, втянутым в конфликт.
Если такого собеседника среди окружающих нет, то лучшим выходом будет обратиться к специалисту. Также получить консультацию психолога стоит, если ребенок ведет себя слишком тихо или слишком агрессивно, если его поведение дома или в школе заметно изменилось в худшую сторону или если у него начали появляться неврологические проблемы, такие как энурез или заикание. Специалист поможет пройти через сложный период с минимальными потерями.
Запишитесь на консультацию. Детский психолог центра определит индивидуальные особенности ребенка и поможет ему пережить сложный момент в жизни, а также подскажет родителям правильные модели поведения.
Дети в трудной жизненной ситуации
Портал Я-родитель рассказывает, какие дети могут оказаться в трудной жизненной ситуации, каковы причины попадания в такие ситуации и какие пути решения проблем таких ребят существуют в России.
Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас впадают в состояние стресса в условиях неустойчивого экономического положения, роста преступности, необходимости волноваться о том, что будет завтра. Это, конечно, не может не отразиться на детях.
Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно расстроить и травмировать маленького человека. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.
Причины трудных жизненных ситуаций у детей
Одной из основных причин появления категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» является семейное неблагополучие, а именно:
наркомания или алкоголизм в семье;
низкая материальная обеспеченность, нищета;
конфликты между родителями и родственниками;
жестокое обращение с детьми, насилие в семье.
Причины семейного неблагополучия
Воспроизведение паттернов взаимодействия и поведения, принятых в родительской семье.
Фатальное стечение жизненных обстоятельств, в результате которого меняется вся структура и условия существования семьи. Например, внезапная смерть, инвалидность кого-то из членов семьи.
Изменения в окружающем мире, влекущие за собой изменения в каждой семейной системе. Например, экономический кризис, войны и т.д.
Дети в трудной жизненной ситуации
1. Дети без попечения родителей
Число детей-сирот увеличивается прямо пропорционально снижению социально- экономического благополучия в стране. Малыши остаются без попечения родителей по ряду причин. Чаще всего – это лишение родительских прав.
Читать статью VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
Причины лишения родительских прав:
невыполнение родительских обязанностей либо злоупотреблением ими,
наличие насилия в семье,
наличие хронической наркомании или алкоголизма в семье,
совершение родителем преступления против жизни и здоровья своего ребенка либо супруга/супруги.
Таким образом, дети могут остаться без попечения родителей и попасть в детский дом, если пребывание в семье становится опасным для их жизни.
Первостепенной задачей общества является раннее выявление семей, которые попадают в группу риска, помощь таким семьям и их поддержка, стремление сохранить кровную семью для ребенка. Иногда обычный разговор с соседом, который стал часто появляться в подъезде в нетрезвом виде, может предотвратить развитие настоящей катастрофы.
Конечно же, мечта любого ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом и лучший исход ситуации для него – это найти новую семью, снова обрести маму, папу и собственный дом.
VIDEO
Сейчас чаще всего усыновляют младенцев, а дети постарше, и подростки имеют шанс попасть под опеку или попечительство. С недавних пор существует такая форма попечительства как «приемная семья». По закону приемные родители в такой семье имеют право на материальное вознаграждение, причитающееся за воспитание ребенка. Кроме того, каждый месяц такой семье выплачивается пособие по уходу за детьми, что является дополнительным фактором привлечения к решению этой проблемы людей, готовых взять под опеку ребенка из детского дома.
2. Дети с ограниченными возможностями (те, кто имеет особенности в развитии: психическом и/или физическом)
Причинами детской инвалидности могут стать нарушения внутриутробного развития, обусловленные генетическими факторами, образом жизни родителей (наркомания, алкоголизм и другие виды девиаций); родовые травмы, а также последующие травмы различного генеза.
Часто дети с особенностями развития живут и обучаются дома. В настоящее время развито инклюзивное обучение, в условиях которого дети с ограниченными возможностями получают возможность жить и обучаться в одной среде со своими сверстниками.
Очень часто появление в семье ребенка с инвалидностью приводит к ее распаду. Мужчины уходят из семьи, не выдерживая дополнительных трудностей и проблем, связанных с воспитанием особого ребенка. При этом очевидно, что от женщины, оставшейся в одиночестве, воспитание такого ребенка требует непомерных усилий.
Характерные черты семей с детьми-инвалидами:
малообеспеченность: уход за больным ребенком требует, помимо больших материальных затрат, большого количества личного времени, поэтому многим приходится отказаться от высокооплачиваемой работы в пользу работы с более гибким графиком и удобным месторасположением;
изоляция от общества: сложность посещать развлекательные места и мероприятия в силу недостаточной готовности общества принимать детей-инвалидов и плохой технической обеспеченности под нужды инвалидов;
трудности в получении образования и профессии. Для реализации учебной и профессиональной деятельности особым детям необходимы особые условия. Кроме того, в среде сверстников они часто наталкиваются на неприятие и травлю.
В настоящее время разрабатываются социальные проекты и программы по социализации и адаптации детей-инвалидов, обучению их трудовым навыкам, внедряются программы по интеграции их в среду здоровых сверстников. Важным фактором является выявление различных дефектов на раннем этапе развития детей. Сейчас по всей стране функционирует служба ранней помощи для детей до трех лет, куда могут обращаться родители, имеющие детей с отклонениями в развитии или попадающими в группу риска. Последствия выявления дефектов на раннем этапе развития ребенка:
предотвращение развития вторичных нарушений в развитии детей,
раскрытие реабилитационного потенциала семьи в оказании поддержки ребенку, оказание консультативной помощи самой семье,
социальная адаптация и включение ребенка в среду сверстников уже на раннем этапе,
прохождение более ранней подготовки к обучению по школьной программе, уменьшение трудностей в последующем обучении.
Для реализации таких социальных программ и проектов необходимо активное участие всех нас и искреннее стремление изменить отношение нашего общества к инвалидности. Каждый может помочь, например, посидеть с ребенком в отсутствие родителей, или помочь с трудоустройством мамам детей с особенностями в развитии в силу своих возможностей.
И начать надо с того, что все мы должны постараться понять и принять простую истину: не такой как я – не значит плохой.
VIDEO
В инвалидности нет ничего постыдного, зазорного, и нам следует учить этому своих детей. А главное – это может случиться в каждой семье, вне зависимости от возраста, места проживания и уровня дохода! Важно самим не отводить смущенно взгляд от мальчика в инвалидном кресле, а уметь объяснить своему ребенку, что все люди разные и кому-то повезло меньше, но это вовсе не говорит о том, что он меньше достоин уважения, внимания и общения. Можно поддерживать семьи, воспитывающие детей-инвалидов – словом и делом. Без сомнения, любая помощь (и психологическая поддержка, и материальное участие) для них является очень нужной и неоценимой!
3. Дети, ставшие жертвами и межнациональных (в том числе вооруженных) конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях
По сути, эти дети – жертвы экстремальных условий, т.е. ситуаций, которые выходят за пределы нормального человеческого опыта. Источником детской травмы зачастую выступает другой человек – сюда относятся террористические акты, нападения, локальные войны.
Самой уязвимой категорией в случаях чрезвычайных происшествий, как правило, являются дети.
В современном мире число таких детей, к сожалению, растет. Первоочередная задача в момент экстремальной ситуации – разместить детей в безопасном месте и обеспечить их всем необходимым, начиная от средств личной гигиены и заканчивая возможностью получать образование. Ведь зачастую, оказавшись на улице и потеряв крышу над головой, дети вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, что может привести их на путь преступности.
Основная проблема таких детей заключается в том, что очень мало внимания уделяется их переживаниям, связанных со сменой места жительства. А ведь они сталкиваются с рядом вопросов, которые непросто решаются даже взрослыми людьми. Вместе с местом жительства детям необходимо сменить школу, круг общения, привычные места отдыха и развлечений, адаптироваться в новой среде. Часто дети, оказавшиеся в экстремальной ситуации, теряют близких родственников и даже родителей. Несомненно, все они переживают утрату.
В дальнейшем такие дети испытывают трудности в общении, затрудняется их общее развитие, снижается успеваемость и интерес к жизни. Детям, попавшим в экстремальные условия, необходима квалифицированная помощь психологов в преодолении посттравматического стрессового расстройства.
4. Дети, подвергнувшиеся насилию, в том числе, в семье
Ребенок, с которым жестоко обращаются, с ранних лет живет с глубокой травмой. Причину травмы ребенок, как правило, тщательно скрывает от окружающих, боль от травмы может мучить его всю последующую жизнь.
физическое насилие , когда ребенка бьют, при этом на теле могут оставаться следы побоев, либо не кормят,
сексуальное насилие ,
психологическое насилие , когда ребенка всячески унижают, изолируют, ему лгут и угрожают.
Последствия насилия:
у детей развиваются тревога и различные страхи,
дети могут быть подвержены чувству вины, испытывать стыд,
дети не умеют ориентироваться в своих чувствах и эмоциях,
во взрослой жизни дети часто сталкиваются с рядом трудностей при создании собственной семьи.
Основную роль в помощи детям-жертвам насилия играет раннее выявление этой непростой ситуации. Необходимо внимательнее относиться к окружающим нас детям, чтобы заметить, что ребенок, возможно, подавлен, расстроен.
Прежде всего, это относится к родителям ребенка. Для родителей крайне важно быть в тесном контакте со своими детьми. Очень полезно обсуждать с ребенком, чем он занимается вне дома, с кем общается, при этом важно поддерживать доверительные отношения, чтобы он не стеснялся рассказывать дома, если кто-то ведет себя с ним не так, как это принято в его семье. Необходимо обращать внимание даже на незначительные изменения в поведении ребенка. Внезапные слезы, потеря аппетита и другие перемены – веский повод для доверительного разговора. С целью предупреждения насилия над детьми можно развивать у них навыки самозащиты, играя в маленькие игры-загадки. Например, можно спрашивать: «Что бы ты сделал, если бы незнакомый человек предложил тебе покататься на машине?». Хорошее занятие для совместного время препровождения – нарисовать вместе с ребенком листки-памятки с основными правилами безопасности: не уходить с незнакомцами, не открывать незнакомцам дверь, держать родителей в курсе своего местонахождения и т.д. В частности, стоит с особым вниманием отнестись к любым проявлениям детской агрессии, направленной как на себя, так и на окружающих, постараться выявить ее причины и не дать ей усугубиться.
Самым страшным может стать для маленького человека насилие над ним в семье, когда ему кажется, что никто и никогда его не защитит, некому пожаловаться. Ведь мучители – это его самые близкие люди, родители, которые по личным причинам стали алкоголиками, наркоманами, религиозными фанатиками или являются психически нездоровыми людьми.
Большую роль в таких ситуациях играет анонимный телефон доверия, куда дети могут звонить, не испытывая страх разоблачения. Сообщать о ситуациях насилия в семье, свидетелями которых мы становимся, могут и должны все: родственники, соседи, школьные психологи и учителя.
5. Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях
Как правило, для таких детей характерно стремление к отклонению в поведении, или девиантное поведение , т.е. поведение, которое не соответствует нормам, которые приняты в обществе.
Уровни отклонения в поведении:
докриминальный уровень – это мелкие правонарушения, употребление алкоголя и психоактивных веществ, уходы из дома;
криминальный уровень – это крайний случай отклоняющегося поведения –делинквентное поведение, способное привести ребенка к уголовно наказуемым проступкам.
Причины отклонения в поведении:
социально-педагогическая запущенность, специфика воспитания;
семейное неблагополучие, вследствие чего ребенок испытывает глубокий психологический дискомфорт;
личностные особенности ребенка: отклонения в развитии, переходные этапы взросления;
недостаточная возможность для самореализации и самовыражения;
безнадзорность.
В помощи этой категории детей крайне важна профилактика и предупреждение проявлений девиантного поведения на ранних этапах его проявления. Здесь главная роль отводится родителям и педагогам, так как их обязанность – с должным вниманием относиться к детям. В современном мире наиболее часто встречающиеся виды отклоняющегося поведения представлены различными формами зависимостей – алкогольной, табачной, наркотической, компьютерной. Для того чтобы знать, как вести себя в ситуации, если ваш ребенок подвержен зависимостям, мы рекомендуем к просмотру следующие видеоролики:
VIDEO
VIDEO
VIDEO
При возникновении кризисной ситуации в жизни ребенка или в его семье необходимо как можно раньше обратиться к квалифицированным специалистам за помощью и поддержкой. Для детей, подростков, а также их родителей действует телефон доверия, по которому они могут звонить при необходимости.
VIDEO
На практике социальная помощь детям, которые оказались в сложной ситуации, заключается в постоянной работе с их семьями, тогда, когда она является неблагополучной. Основной вид такой помощи – социальное сопровождение малыша и его семьи. Сопровождение – социальная помощь, включающая в себя педагогическую и психологическую помощь. Сопровождение по-другому называют патронажем. Это целая комплексная система психологической, педагогической и социальной помощи, которую оказывают специалисты социальных служб. Но каждый из нас может помочь ребенку в трудной жизненной ситуации. Стоит просто остановиться, не проходить мимо и не отворачиваться от маленького человека, попавшего в беду.
Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребёнку?
Основная задача образования — дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Цель социально-педагогической деятельности — создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т.е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию (см. приложение ).
изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;
выявление причин возникновения у учащихся
проблем в обучении,
проблем в поведении,
правонарушений
и принятия мер по их устранению;
оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости.
В центре внимания социального педагога находятся учащиеся и их семьи, права которых могут быть нарушены. Это учащиеся из неблагополучных семей, учащиеся, находящиеся под опекой, учащиеся-инвалиды, учащиеся из малообеспеченных семей. Особое внимание приходится уделять неблагополучным семьям, которые имеют часто целый комплекс проблем.
Поэтому для эффективного решения поставленных задач я взаимодействую со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом гимназии и социальными службами города.
Внутри учебного заведения социальный педагог организует совместную работу с администрацией, психологом, классными руководителями, учителями-предметниками, школьным инспектором ОДН. При необходимости с вопросами по социально-педагогической деятельности выступает на педсовете и Управляющем совете. Одна из функций социального педагога — посредник во взаимодействии семьи и специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье.
Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних осуществляется планомерная систематическая работа по следующим направлениям:
— совместные рейды в неблагополучные семьи, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа;
— профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы, выступления на родительских собраниях).
Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию и УВД приходится обращаться в ситуациях, требующих дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей и в тех случаях, когда социально-педагогические меры не имеют положительного результата.
Взаимодействие с ЭСРЦН «Доверие» позволяет привлечь внимание психологов и специалистов центра к семьям и детям, нуждающимся в помощи.
Выступление с лекциями перед учащимися и родителями специалистов реабилитационного отдела детской городской больницы и медицинских психологов наркологического диспансера помогает организовать работу по формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.
Предоставление дважды в год и дополнительно по запросам в отдел опеки и попечительства базы данных на детей, проживающих в социально опасных условиях, помогает проводить работу по профилактике социального сиротства.
Подробнее расскажу о работе
социального педагога с неблагополучными семьями.
Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми «группы риска». Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п.
Факторами риска при этом являются следующие:
Индивидуальные особенности ребёнка
Семейные
Школьные
В группе сверстников
В обществе
низкая самооценка;
родители, употребляющие алкоголь;
физическое и психологическое насилие в семье;
низкий моральный уровень учеников;
отсутствие поддержки со стороны общества;
Несмотря на то, что не все факторы именуются семейными, большинство из них связано с нарушением традиций семейного воспитания или пренебрежением в семье к интересам ребёнка, а значит так или иначе связано с неблагополучием семьи.
Алгоритм оказания ребёнку социально-педагогической поддержки включает в себя два этапа:
1 этап — выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
2 этап — координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.
Расскажу об организации этой работы в нашей гимназии (это только один из возможных вариантов).
Ежегодно в начале учебного года корректируются списки детей по категориям, формируется банк информации об учащихся «группы риска». Информация о детях может поступать и от классного руководителя, тогда социальный педагог в случае необходимости подключает городские структуры, и от городских организаций, например, от специалистов отдела опеки и попечительства, ЭСРЦН «Доверие», КДН и ЗП, УВД или из ОДН, тогда уже социальный педагог знакомит с ней классного руководителя.
На каждого ученика из неблагополучных семей, находящихся под опекой, учащихся-инвалидов, учащихся с девиантным поведением заведена «Карточка учёта» , в которую заносится необходимая информация о ребёнке и его семье. На обороте карточки отражается работа, проведённая с учащимся и семьёй (беседы, рейды, письма в УВД, ходатайства в ЭСРЦН «Доверие» и т.д.). Сформирована картотека учащихся по категориям.
В сентябре классные руководители традиционно составляют план воспитательной работы с классом. Дети «группы риска» требуют к себе особого подхода и контроля, поэтому классный руководитель составляет «план индивидуальной работы» с этими ребятами с указанием класса, фамилии и имени учащегося. План и следующие документы находятся у классного руководителя в папке класса, а также у социального педагога в соответствующих папках.
Затем классный руководитель совместно с психологом учебного заведения и социальным педагогом составляют карту психолого-педагогического сопровождения обучения детей группы риска, которая включает в себя характеристику учащегося, отражающую учебную деятельность и характеристику межличностного общения (отношение к учёбе, уровне развития внимания, памяти, способности к самооценке, реакции на замечания учителя, а также отражаются творческие способности учащегося, место учащегося в коллективе, стиль отношения со сверстниками, наличие или отсутствие друзей, участие в общественной жизни класса, конфликтен или нет)
На обороте фиксируется успеваемость учащегося и посещаемость учебных занятий и сведения о совершённых проступках и правонарушениях, а также проведённой работе с родителями.
На каждого учащегося, состоящего на внешкольном или внутришкольном учёте, заполняется карта учащегося, содержащая сведения о родителях, краткую информацию о бытовых условиях, взаимоотношениях между членами семьи, особенностях семейного воспитания.
Часто для определения причин возникновения проблем у учащегося необходимо посетить его семью. Тогда составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, который отражает санитарное состояние квартиры, наличие у ребёнка места для отдыха, места для выполнения домашних заданий, обеспеченность необходимых потребностей ребёнка в пище, одежде и т.д.
Ежегодно классный руководитель составляет социальный паспорт класса , в котором содержатся сведения о жилищных условиях и доходах семьи, социальном статусе родителей, перспективах образования для детей (пожелания родителей), состоянии здоровья учащихся, их внешкольной деятельности. Затем составляется социальный паспорт гимназии. Данные сведения позволяют сделать прогнозы и заранее, не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае необходимости к семье внимание психологов, медиков, социальных работников.
На каждую проблемную семью можно составить социальную карту , которая содержит подробную информацию о семье и карту-график профилактических и коррекционных мероприятий , которая отражает основные направления работы с семьёй.
Такой тщательный сбор информации о ребёнке и его семье часто помогает выявить существующую проблему ребёнка и вовремя ему помочь.
Трудностей у детей «группы риска» действительно много, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем в разных областях жизни у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле и внимании.
1 проблема — малообеспеченность семей.
Дети «группы риска» — часто голодные и неухоженные дети, поэтому по возможности необходимо оказать им материальную поддержку. Это может быть следующая помощь:
1) Обеспечение в учебном заведении бесплатным питанием. Если родители не могут или не хотят предоставить необходимые для этого справки, то социальный педагог после выхода в семью и составления акта обследования жилищно-бытовых условий ребёнка, подтверждающего факт, что учащийся действительно нуждается в данном виде помощи, выступает на Управляющем совете или на педсовете учебного заведения с предложением выделить ребёнку бесплатное питание, как учащемуся, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
2) В младших классах можно провести акции по сбору одежды и игрушек нуждающимся семьям.
3) Взаимодействие с ЭСРЦН «Доверие» и Управлением социальной защиты населения. В результате предоставления в начале учебного года информации семьи могут быть взяты на патронаж и получать различные виды социальной и материальной помощи, а также получить бесплатные путёвки для детей в оздоровительные лагеря и санатории.
2 проблема — успеваемость и посещаемость детей.
Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в учебном заведении, могут вовремя не разбудить ребёнка утром, не контролировать его посещаемость учебных занятий и успеваемость, а иногда просто не имеют влияния на ребёнка.
Для предупреждения неуспеваемости ежедневно необходимо контролировать посещаемость и еженедельно успеваемость детей «группы риска», по результатам проводить беседы с учащимся, классным руководителем, учителем-предметником, администрацией гимназии, инспектором ОДН.
После окончания четверти фиксируется успеваемость и посещаемость этих учащихся. В случаях пропусков уроков без уважительной причины, когда беседы с учащимся, родителями не приводят к положительному результату или местонахождение ребёнка неизвестно, обращаюсь с письмами в УВД, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства.
Если проблему неуспеваемости учащегося не удалось предотвратить, то педагогический консилиум в составе администрации гимназии, социального педагога, психолога, классного руководителя совместно с учеником разрабатывает алгоритм решения проблемы (составляется план индивидуальной работы с учащимся по ликвидации пробелов в знаниях, включающий дополнительные задания, индивидуальные дополнительные занятия, тематические зачёты и т.д.).
3 проблема — безнадзорность детей во внеучебное время.
Находясь без присмотра со стороны взрослых, учащиеся могут попасть в неприятные ситуации, совершить правонарушения.
Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость учащихся во внеучебное время. Привлекаем ребят к занятиям в школьных кружках и секциях (студия детского прикладного творчества «Радуга», секции баскетбола, волейбола, мини-футбола, лёгкой атлетики), рекомендуем бесплатные занятия в ЭСРЦН «Доверие», СЮТ, центре «Поколение».
Особое внимание уделяем занятости детей в каникулы. Ежегодно собирается информация о занятости в летний период детей группы «риска»; подаются заявки в отдел опеки и Управление социальной защиты о выделении путёвок.
В каникулы вместе с заместителем директора по ВР и психологом можно провести площадку для учащихся «группы риска», на которой для детей осветить правовые вопросы, провести психологические тренинги, профилактическую работу по пропаганде здорового образа жизни. Это даст возможность ребёнку не только расширить свой кругозор, но и открыть в себе положительные качества, которые необходимо развивать в дальнейшем.
4 проблема — наличие вредных привычек и совершение правонарушений.
В гимназии профилактическая работа ведется в этом направлении посредством:
— реализации плана работы по сохранению, укреплению здоровья учащихся и профилактике применения психоактивных веществ;
— проведением дней профилактики с приглашением инспекторов ОДН, представителей КДН и ЗП, медицинских психологов наркологического отделения;
— организации лектория по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с приглашением педиатра лечебно-восстановительного отделения детской поликлиники и педагога медико- социального отделения детской городской поликлиники;
— индивидуальные беседы с нарушителями с привлечением инспектора ОДН.
5 проблема — профориентация подростков «группы риска» (устройство после окончания гимназии).
Совместно с психологом проводим диагностику учащихся с целью определить профессиональную предрасположенность этих ребят, затем консультации о возможных вариантах продолжения обучения в нашем городе и ближайших городах. По необходимости готовлю ходатайство от гимназии.
Если дальнейшее обучение в гимназии для учащегося, достигшего 15 лет, по семейным обстоятельствам невозможно, то сопровождаю его в ПУ и вечернюю школу для дальнейшего обучения.
2 направление — работа с семьёй.
Работа с детьми группы риска строится по принципу оказания поддержки в трудной, кризисной ситуации. Поэтому она предполагает два направления — оказания помощи ребенку и изменение отношений в семье. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Поэтому надо приложить все усилия для того, чтобы сохранить семью там, где это ещё возможно.
В этом направлении в гимназии работа ведётся по плану «Семья и школа», который успешно реализуется с 2002 года. Работа направлена на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, на повышение социальной, психологической и педагогической грамотности родителей.
Совместная деятельность гимназии и родителей
Организация лектория для родителей
Изучение и диагностика семей
Организация социально-психологической службы
Индивидуальная работа с семьями
классные часы с приглашением родителей;
праздники «День матери», «Последний звонок»;
изучение мнение родительской общественности, собеседование с родительскими комитетами;
реабилитационная работа с проблемными семьями;
организация рейдов в семьи, бесед с родителями,
В процессе этой работы происходит диагностика семейных проблем, выявляются семьи, нуждающиеся в постоянном контроле и помощи. С ними проводится индивидуальная и групповая просветительская работа, профилактические мероприятия, социально-педагогическая защита прав ребенка. Их цель — оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);
принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);
принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);
принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);
принцип диалога (необходимо уметь слушать ребёнка, уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);
принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);
принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);
принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны иметь практическую направленность. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);
принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).
Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что, действуя в контакте с административными и юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать маленького человека, показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека, готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребёнку — в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.
1) Г. С. Семёнов «Методика работы социального педагога», Москва, «Школа пресс», 2003 г.
2) Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга и др. «В помощь соц.педагогам образовательного учреждения», Москва, 2003 г.
3) Т. А. Шишковец «Справочник социального педагога», Москва, 2005 г.
4) Г. М. Потапкин «Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков», Москва, 2000 г.
5) М. А. Галагузова «Социальная педагогика», Москва, «Владос», 2000 г.
6) Р. В. Овчарова «Справочная книга социального педагога», Москва, «Сфера», 2002 г.
7) Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», №№ 1, 2, 3, 2009 г.