Организация сопровождения замещающих семей
Технология «Родительский консилиум»
Какие семьи считаются неблагополучными
Вот о чем я расскажу в этой статье
Что такое неблагополучная семья
Кого в этой статье мы называем родителями и семьей
Типы, характеристики и примеры неблагополучных семей
Проблемы неблагополучных семей
Причины появления неблагополучных семей
Кто занимается неблагополучными семьями
Как работают комиссии по делам несовершеннолетних
Учеты в КДН и ПДН различаются
Выявление неблагополучных семей
Организация сопровождения замещающих семей
Семья – одна из величайших ценностей, которой обладает человечество на протяжении истории своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Семью важно рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев.
На фоне глубоких социальных, экономических, демографических изменений в годы перестройки и в начале двухтысячных годов в России чрезвычайно обострилась проблема сиротства. Сиротство для любого общества – трудно решаемая задача. Ее социальные корни глубоки и ранимы.
Замещающая семья – это один из вариантов решения проблемы сиротства детей. Она дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.
Служба сопровождения замещающих семьей, созданная как организационная структура государственного казенного общеобразовательного учреждения Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, “Непоседы”, является частью региональной системы семейного жизнеустройства, в состав которой входят органы опеки и попечительства (территориальные, муниципальные), ресурсные центры, уполномоченные организации по комплексному сопровождению замещающих семей.
Профессиональное сопровождение замещающих семей – один из важнейших этапов во взаимодействии специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью, и членами данной семьи. Сопровождение определяется совместностью действий специалистов службы и семьи, оказанием помощи в условиях изменяющихся потребностей, как процесс, ограниченный во времени (имеющий завершенность).
Цель сопровождения – создание комплекса условий, способствующих удовлетворению изменяющихся потребностей семьи в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы, предупреждение неэффективной заботы, препятствующей обеспечению приемного ребенка семейными эмоционально насыщенными безопасными отношениями привязанности, содействие в разрешении кризисов и восстановлении нормального функционирования.
Предмет сопровождения замещающей семьи — изменяющиеся потребности семьи и субъектов ее экологической системы в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы на сложных этапах становления и развития. Они определяют уровень, содержание, форму, интенсивность сопровождения.
Важнейшая задача — мобилизация, аккумуляция и оптимальная поддержка ресурсов замещающей семьи для полноценного развития приемного ребенка, укрепление ее жизнеспособности.
I. Организация работы по сопровождению замещающих семей
по плану сопровождения;
по запросу (управления опеки и попечительства или приемного родителя, опекуна, усыновителя);
по ситуации.
Услуга осуществляется на основании договора/соглашения о сопровождении. Договор о сопровождении заключается между замещающей семьей и Службой психолого-медико-социального сопровождения в лице руководителя. За каждой семьей, поставленной на сопровождение, закрепляется ответственный специалист – куратор семьи, непосредственно организующий предоставление услуги по сопровождению и отвечающий за конечный результат. При постановке семьи на сопровождение составляется индивидуальная программа сопровождения куратором семьи и специалистами Службы. Куратор семьи мотивирует семью на сотрудничество, организует подписание договора о сопровождении, первичную семейную диагностику, оценивает риски семьи, информирует семью о предоставляемых услугах.
сбор информации о семье;
выходы специалистов по месту жительства замещающей семьи;
профилактические беседы;
социально-психологическое диагностирование;
консультации;
информирование по проблеме;
обеспечение информационными, научно-методическими материалами;
подготовка заключений и рекомендаций;
организация занятий для повышения уровня родительской компетенции;
проведение тематических встреч замещающих родителей;
организация группы психологической поддержки замещающих родителей;
мониторинг развития ребенка в семье;
психолого-медико-педагогический консилиум.
Рекомендательный характер консультаций специалистов.
Непрерывность сопровождения, согласно индивидуальному плану работы с семьей.
Комплексность, которая предполагает работу различных специалистов.
Конфиденциальность.
Подготовительный этап. На данном этапе происходит формирование целевой группы семей, нуждающихся в сопровождении;
Диагностический этап. Предполагает исследование специалистами семейной ситуации, оценку случая.
Коррекционный. Сопровождение семьи в различные периоды развития (адаптации, интеграции и сепарации приемного ребенка).
Мониторинг.
Принимают информацию о семье из органов опеки и попечительства, либо непосредственно от семьи, в результате ее обращения за оказанием помощи, производят запись в журнал учета семей;
Изучают информацию о семье и ребенке, имеющуюся в органах опеки и попечительства, ШПР и организации для детей-сирот, в которой воспитывался приемный ребенок, вносят информацию в журнал учета семей;
Согласуют дату первичного собеседования с семьей;
Проводят первичное собеседование с семьей о правилах, принципах и задачах сопровождения.
Назначают время и дату диагностической консультации, визита в семью.
Зафиксирована информация о семье
Специалист владеет первичной информацией о семье и ребенке
Согласован порядок взаимодействия с семьей
Получено согласие семьи на сопровождение
Назначено время для диагностической консультации
Проводят первичную оценку ситуации в семье, потребностей ребенка, членов семьи, особенностей детско-родительских отношений.
Проводят оценку наличия и степени выраженности факторов риска дезадаптации приемных детей/ребенка.
Проводят оценку ресурсов семьи.
Определяют уровень сопровождения.
Для оценки параметров семейной системы замещающей семьи и индивидуальных особенностей ребенка используется пакет основных диагностических методик (Приложение 1 ).
назначают повторную встречу для продолжения диагностики;
визит в семью: для установления более конструктивного контакта и сбора дополнительной информации.
Установлен контакт с родителями и детьми/ребенком;
Получена информация об особенностях семейной системы и рисках адаптации;
Специалистом сформирована оценка уровня риска дезадаптации, ресурсов семьи и определен актуальный уровень сопровождения;
Родителям даны рекомендации о характере дальнейших действий по сопровождению;
Родители (в случае необходимости, ребенок) знают результаты диагностики, согласны с ними и мотивированы на сотрудничество.
Коррекционный этап. Коррекционные мероприятия направлены на преодоление травмирующих ситуаций, организацию психологической поддержки, просветительской деятельности в области актуальных вопросов для замещающей семьи. Могут проводиться индивидуальные и групповые занятия для детей и замещающих родителей. Системная помощь, организованная специалистами службы, позволяет укрепить уверенность родителей в своих воспитательных воздействиях, содействовать мобилизации их личностных, духовных, интеллектуальных, физических ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширению у них диапазона приемлемых и результативных средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.
Мониторинг эффективности проводимой специалистами службы работы с замещающей семьей является необходимой частью сопровождения. Мониторинг проводится комплексно, всеми специалистами, участвующими в процессе сопровождения конкретной семьи: социальный педагог, психолог, врач и т.д. Он отражает результативность сопровождения, динамику семейной ситуации. Данные мониторинга обсуждаются на консилиуме службы сопровождения, где определяется необходимость в продолжении (прекращении) сопровождения, переводе семьи на другой уровень сопровождения.
Уровень здоровья ребенка, воспитывающегося в замещающей семье (часто ли болеет)
Развитие интеллектуальных и познавательных способностей (посещает ли образовательную организацию по своему уровню, какие есть способности), как родители относятся к способностям ребенка
Эмоционально-волевое развитие (имеет ли место беспокойство, агрессия, непослушание, неумение сдерживать эмоции, понимание эмоций).
Отношения в замещающей семье (характер взаимоотношений, привязанности, дружелюбие, теплота в отношениях, настороженность и т.п.)
Социальное развитие (общение с чужими людьми, контакты со сверстниками, родственниками, знание правил поведения, их соблюдение, ухоженность и навыки самообслуживания, наличие желания помочь другому).
II. Оказание помощи замещающим семьям
Базовый (общий)
Кризисный (терапевтический)
Экстренный.
БАЗОВЫЙ уровень сопровождения определяется низким уровнем риска дезадаптации. На данном уровне осуществляется общая поддержка семьи, проводится обсуждение и составление с семьей рекомендаций по совершенствованию знаний, умений и навыков родителей по уходу, воспитанию и развитию детей (на основании результатов диагностики). Составляется план сопровождения замещающей семьи. Семья вовлекается в работу реабилитационных групп, групп досуга, работу родительского клуба и т.п. мероприятия.
КРИЗИСНЫЙ уровень сопровождения предполагает работу с реабилитационным случаем и определяется средним и высоким уровнем дезадаптации.
Командной работы (объединение в одну команду различных специалистов психологов, социальных педагогов, логопедов и др. – осуществляющих комплексное мультимодальное сопровождение семьи);
Работа с семьей в целом, ориентация на динамику системных процессов при интеграции ребенка в семью;
Соблюдение права семьи на автономию;
Сочетание выездного и стационарного типа деятельности.
Индивидуальное и семейное консультирование;
Индивидуальная (игровые и арттерапевтические методы) и групповая работа с детьми и подростками (тренинг).
Специалисты разрабатывают план сопровождения совместно с семьей, а также:
1. проводят углубленную диагностику причин возникновения риска дезадаптации;
2. разрабатывают, согласовывают формулировки и оформляют итоговую оценку риска дезадаптации семьи;
3. обсуждают и согласовывают с родителями цели работы для плана сопровождения семьи;
4. обсуждают с родителями пути достижения намеченных целей в плане сопровождения семьи;
5. готовят комплект документов для рассмотрения на консилиуме;
6. предоставляют план сопровождения семьи консилиуму специалистов;
7. корректируют план сопровождения семьи (при необходимости).
Установление доверительного контакта с семьей на протяжении длительного времени.
Положительная динамика развития ситуации (удовлетворительные для всех членов семьи внутрисемейные отношения, улучшение учебной ситуации) и состояния ребенка.
Умение замещающих родителей самостоятельно (или при минимальной поддержке специалистов) справляться с возникающими трудностями и решать возникающие в процессе воспитания проблемы.
Экстренное консультирование семьи специалистами (психолог, юрист, социальный педагог и т.д.) очно или по телефону;
Проведение экспертизы ресурсности семьи;
Составление и реализацию плана экстренного сопровождения;
Семейную терапию;
Реабилитацию ребенка, в случае отказа семьи от приема ребенка;
Мониторинг семейной ситуации при сохранении семьи.
В случае экстренного сопровождения в работу включаются все специалисты службы сопровождения, характер оказания помощи отличается интенсивностью.
Сопровождение замещающей семьи осуществляется в разные периоды ее развития и обязывает сотрудников службы хорошо знать историю судьбы ребенка и его эмоционально-психологическое состояние.
Для успешной работы с каждым конкретным случаем необходима команда специалистов, включающая педагога-психолога, социального педагога, дефектолога, врача-педиатра или детского психиатра, логопеда, в зависимости от существующей проблемы. Свои особенности имеют направления сопровождения замещающих семей на этапе адаптации, формировании привязанностей, формировании личной идентичности ребенка, сопровождение семей с подростками, или в случае родственной опеки (Приложение 2 ).
В любом случае, эта работа предполагает комплексный подход, в рамках которого, опираясь на организмические, личностные ресурсы, ресурсы социальной сети, замещающая семья получает услуги социально-психологического, социально-педагогического, профессионально-трудового, медико-социального и организационно-управленческого характера для сохранения, восстановления или расширения сферы жизнедеятельности, преодоления (профилактики) ситуации социальной дезадаптации, максимально возможной интеграции детей в общество.
III. Контроль качества оказания услуги сопровождения
оценку индивидуальной программы сопровождения, в которой учтены потребности замещающей семьи;
промежуточный контроль результативности реализации индивидуальной программы сопровождения;
внесение изменений и дополнений в программу, в зависимости от результативности проводимой работы.
Промежуточные и итоговые результаты проверки реализации индивидуальной программы сопровождения рассматриваются коллегиально на консилиуме и оформляются заключением о форме дальнейшего сопровождения или прекращения предоставления услуги.
Литература
1. Бобылева И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учебное пособие / И.А. Бобылева. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007.
2. Гринберг С.Н. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги / С.Н. Гринберг, Е.В. Савельева, Н.В. Вараева, М.Ю. Лобанова.– СПб.
3. Захарова Ж. Подготовка замещающих родителей к новой роли / Ж. Захарова // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 35-38.
4. Иванова Н. Замещающая семья как социокультурное явление / Н. Иванова // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 13-18.
5. Иванова Н.П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. – М., 2002.
6. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк. – М., 2008.
7. Матвиенко И.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации
детей-сирот в приемной семье: дисс. канд. пед. наук. – Москва, 2006.
8. Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия: пер. с гол. / Д.Н. Оудсхоорн. – М.,1993.
9. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006.
10. Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 30-35.
11. Ослон В.Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 39-53.
12. Ребенок пришел в семью. – Рыбинск, 2007.– Выпуск 1. – (Библиотечка “Ребенок в замещающей семье. Советы воспитателям и родителям”).
13. Хрусталькова Н.А. Организационно-педагогическая работа социальных педагогов с профессионально-замещающей семьей: теория и технология / Н.А. Хрусталькова // Инновации в образовании. – 2006. – № 6. – С. 81-100.
14. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – (Психологический практикум).
15. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие Л.М. Шипицына. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
16. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова и др.; под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005.
Технология «Родительский консилиум»
Технология «Родительский консилиум» родилась в процессе совместной работы авторов методики с родителями. Процесс съемки всегда вызывает особый трепет и волнение: «А как я взаимодействую с ребенком?», «Достаточно ли я хороший родитель?», «Много ли я делаю ошибок»?
После видеосъемки родители задавали вопросы: «А что дальше»?, «А когда мы сможем посмотреть видео?», «Поставьте нам (родителям) “диагноз”. Поставьте нам “оценку”. Мы хорошие родители?».
Мы решили, что важно не просто обсуждать с родителями особенности отзывчивости, инициативность ребенка, а создать из этого очень «вкусную» историю.
В данном параграфе мы предлагаем свой взгляд на проведение родительских встреч, основной задачей которых видим предоставление родителю возможности увидеть себя со стороны, обсудить в родительском сообществе свои сильные стороны. При анализе видеокейса мы делаем акцент именно на поиск сильных сторон — ресурсов по трем направлениям:
— ищем сильные стороны родителя;
— ищем сильные, ресурсные стороны взаимодействия родителя с ребенком;
— и САМОЕ ГЛАВНОЕ. ИЩЕМ сильные стороны ребенка, его личности.
На практике это оказалась очень ресурсная история. Она вдохновляет родителей на поиск новых точек роста, на создание родительских сообществ, ведь всех нас — специалистов и родителей — объединяет общая цель: любовь к ребенку.
«Родительский консилиум» — это технология, основанная на научных исследованиях зарубежных и отечественных ученых в области работы с семьей. Ниже мы остановимся на некоторых из них.
Прежде всего следует отметить, что родительство является одной из центральных тем, которая интенсивно разрабатывается на сегодняшний день в психологической науке (Гурко Т. А., 2003; Захарова Е. И.,
2014; Овчарова Р. В., 2006; и др.). Актуализируется потребность в изучении родительства как в отношении детей, развивающихся в рамках нормы, так и в отношении детей с особенностями в развитии, для которых семья часто является не только первым, но и единственным институтом социализации (Белопольская Н. Л., 1984; Мастюкова Е. М., Московкина А. Г., 2003; Ткачева В. В., 2006 и др.).
Развитие потенциала родительства, а не фиксация на нестабильности личности и беспомощности родителей, становится приоритетным направлением в современных научных исследованиях (Fey, М. Е., Warm, S. F., Brady, N., Finestack, I. H., Bredin Oja, S. L., Fairchild, M., et al., 2006; Landry S. H., Smith, К. E., & Swank, P. R., 2006; Lisa Ruble, Andrea McDuffie, Andrea S. King, Doug Loren, 2008 и др.). Ученые указывают на комплекс изменений, которые происходят с личностью взрослого человека на протяжении различных этапов родительства: освоения родительской деятельности, стабилизации и зрелого родительства (Захарова Е. И., 2014). Изучению подвергается развитие личностных ресурсов родителя, благодаря которым возможен переход «от образа пассивной личности, управляемой диспозициями и внешней стимуляцией, к образу активной личности, ставящей цели и стремящейся к их достижению» (Леонтьев Д. А. 2014, с. 98).
Читать статью Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (действующая редакция)
Среди условий успешности решения задачи освоения родительской роли называют в первую очередь активность родителя (Галасюк И. Н.: 2015; Захарова Е. И., 2014). Данная характеристика является важной как для развития ребенка, так и для развития личностной зрелости родителя. Между тем, исследователи и практики достаточно часто констатируют низкий уровень мотивации родителя в освоении знаний по уходу за особым ребенком, родительской активности и участия в исследованиях с целью поиска новых возможностей для развития ребенка.
В данном параграфе мы ставим перед собой задачу обосновать возможности инициирования родительской активности посредством привлечения родителей к экспертной позиции в исследовании своего взаимодействия с ребенком, что является основой предлагаемой нами технологии «Родительский консилиум».
Вовлечение родителей в воспитание ребенка возможно через создание условий для совместной деятельности, обучение родителей спонтанной игре с ребенком. Основополагающим принципом работы в этом направлении, согласно Выготскому, является необходимость «учитывать не только негативную характеристику ребенка, не только его минусы, но и позитивный снимок с его личности» (Выготский Л. С, 1995, с. 125). Другими словами, концентрация внимания родителя на положительных характеристиках ребенка, его ресурсах, успехах предопределяет формирование партнерской родительской позиции, несмотря на те или иные особенности характера ребенка или ограничения, накладываемые особенностями его развития. Отмечено, что способность родителя занять такую позицию по отношению к ребенку требует от него определенной личностном зрелости, отзывчивости на коммуникативные сигналы ребенка (Галасюк И. Н.: 2015; Шинина Т. В, 2017).
Формат исследования с помощью методики ECPI позволяет проводить интервизию с родителями и совместно «расшифровывать» сигналы ребенка, что способствует осознанию родителями своего поведения в процессе взаимодействия с ним. «Родительский консилиум» представляет собой интерколлегиальный инструмент взаимной консультации и обмена опытом между родителями с участием специалистов. В данном контексте специалисты берут на себя роль модерато- ров-консультантов, а родители, в свою очередь, имеют уникальную возможность получить клиентский, терапевтический и экспертный опыт. Таким образом, в условиях одной сессии родитель пробует себя в разных ипостасях и форматах, а также имеет возможность поделиться своими переживаниями, обсудить с другими родителями и специалистами случаи из личного опыта.
В работе «Родительского консилиума» мы не представляем родителям разработанные нами маркеры «Родительская отзывчивость — инициатива ребенка», которые используются при анализе видеозаписей специалистами.
Основной акцент делается на наблюдательность родителя с позиции интериоризации родительской роли и принятия положительного образа себя.
При анализе собственного видеокейса родитель становится в позицию модератора процесса. Родитель контролирует ситуацию, сам определяет, в какой момент остановить просмотр, на каком моменте сделать акцент, высказать свое мнение и узнать мнение группы.
В начале консилиума родитель получает следующую инструкцию:
«Вы смотрите свой видеокейс и делаете остановки тогда, когда вам очень понравилось:
а) поведение вашего ребенка;
б) собственное поведение;
в) ваше взаимодействие».
Остальные участники также анализируют кейс по данным блокам. Фиксация результатов производится каждым участником самостоятельно в специальном бланке.
Во время анализа видеозаписей участники родительского консилиума отмечают ситуации успеха в общении с ребенком и в получении взаимного удовольствия, а также обращаются к группе за поддержкой в поиске решения сложных ситуаций. В процессе обсуждения родители сами поднимают те темы, которые вызывают интерес.
Например, участники родительского консилиума могут задать вопрос, нужно ли играть с четким пониманием цели игры и с ориентировкой на получение результата, и эту тему можно обсудить.
Важным аспектом является вовлечение родителей в открытую дискуссию об успехах во взаимодействии родителя с ребенком, о «точках роста» с выходом на зону ближайшего развития родительской отзывчивости и развития инициативности ребенка. Родители сами поднимают темы для обсуждения, высказывают свое мнение по поводу собственного поведения и поведения ребенка в процессе спонтанной игры.
Ведущие родительского консилиума при необходимости берут на себя роль модератора общей дискуссии и предоставляют информацию о формах родительской активности и типах родительской позиции в семье с особым ребенком (Галасюк И. Н., 2015), в случае воспитания в семье ребенка с нарушениями в развитии, а также о тонкостях взаимодействия с ребенком, развивающимся в рамках нормы (Захарова Е. И., 2014). Нормализация сильных эмоций, возможность признать свое несовершенство и вместе с тем увидеть свои ресурсные стороны во время просмотра видеозаписей оказывают терапевтический эффект.
Технология «Родительский консилиум» базируется на методологии позитивной психологии (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, Э. Фромм, В. Франкл, М. Чиксентмихайи и др.). Мы намеренно не акцентируем внимание родителей на «ошибках», «дефицитах» при взаимодействии родителя с ребенком.
Благодаря такому подходу родитель становится в позицию эксперта, открыто коммуницирует со специалистами, сам расставляет акценты и, при желании, обсуждает свои сомнения и переживания. Сформулированные в процессе дискуссии рекомендации, с большей вероятностью, будут применяться родителями в дальнейшем, так как в них присутствует их собственное авторство.
Анализ видеокейсов производится по двум основным позициям: «+» — что, по мнению участников, сделано хорошо и « + +» — что можно усилить. В таблице 4.5 представлен пример заполнения бланка анализа видеокейса, где в столбцах «+ + » фиксируются рекомендации по обсуждаемому кейсу.
Таким образом, интервизионный формат помогает участникам увидеть и положительные моменты, и «слепые пятна» — точки роста, и новые возможности для развития личностного потенциала родителя и инициативности ребенка.
Пример заполнения бланка анализа видеокейса участником родительского консилиума (родителем Дениса С.) представлен в таблице 4.5.
Пример заполнения бланка анализа видеокейса участником родительского консилиума
БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ
Имя ребенка: Денис С.
Возраст ребенка: 1 год 10 месяцев Особенности ребенка: синдром Дауна Имя родителя: Екатерина К.
Поведение ребенка в спонтанной игре
— проявляет интерес к предложенным родителем играм;
— стимулировать ребенка играть в «свою игру»;
— «отзеркаливает» мамину невербалику
— увеличивать время для самостоятельных игр
Поведение родителя в спонтанной игре
— стимулирует активность ребенка;
— хвалит;
— использует прием «Выбор из двух мячиков»;
— привлекает и удерживает внимание ребенка к предметам;
— озвучивает действие ребенка
— снижать темп речи и действий;
— делать паузу;
— видеть и слышать сигналы ребенка;
— разделять понятия «занятие» и «игра»;
— предлагать ребенку свободную деятельность;
— играть с ребенком для получения удовольствия как ребенком, так и родителем;
— снижать активность родителя
Взаимодействие родителя и ребенка в спонтанной игре
— общение происходит лицом к лицу;
— небольшая дистанция между родителем и ребенком
— чаще проявлять эмоции, улыбаться;
— уделять больше времени совместной спонтанной игре
В завершении рассмотрения видеокейса специалисты представляют профили родительской отзывчивости и инициативности ребенка, полученные в результате анализа спонтанной игры профессионалами.
Какие семьи считаются неблагополучными
По данным МВД России, в 2020 году 32 557 человек стали жертвами преступлений в своей семье.
При этом в 7673 случаях преступления совершили родители в отношении своих детей.
Каждую такую семью можно считать неблагополучной, но понятие семейного неблагополучия гораздо шире. Это не только семьи, в которых произошли преступления, но и те, в которых родители пренебрегают нуждами своих детей и не выполняют свои родительские обязанности.
Я работаю социальным педагогом в министерстве социальной защиты населения одного из российских регионов. Работа с неблагополучными семьями — моя основная обязанность, поэтому я многое про них знаю.
Вот о чем я расскажу в этой статье
Что такое неблагополучная семья
По закону родители несут ответственность за своих детей. Они обязаны воспитывать их, а также заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, защищать их права и интересы. Семьи, в которых родители не исполняют эти обязанности, считаются неблагополучными.
Кого в этой статье мы называем родителями и семьей
В статье я часто использую термин «родители», но подразумеваю под ним не только биологических маму и папу, а еще и любых других законных представителей несовершеннолетнего — усыновителей, опекунов, попечителей. В этой статье родитель — это любой человек или организация, который на законных основаниях должен заботиться о ребенке.
В работе семьей мы считаем любых людей, которые живут вместе и ведут общее хозяйство. Это могут быть муж и жена, брак которых официально зарегистрирован. Могут быть и люди, которые не регистрировали свои отношения, но воспитывают общего ребенка или ребенка одного из них. Также семьей мы считаем единственного родителя, семью опекуна или попечителя как законного представителя ребенка или единственного опекуна или попечителя.
Сам термин «неблагополучная семья» нигде в законодательстве не используется. Но есть термины «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении».
Дети в социально опасном положении — это несовершеннолетние, которые из-за безнадзорности или беспризорности живут в неподходящей или даже опасной для их жизни или здоровья обстановке. Такой обстановкой обычно считается та, в которой у ребенка высокие риски получить травму или как-то пострадать. Например, если он зимой вынужден находиться на улице без теплой одежды или родители просто забывают или специально оставляют его на улице. Или если у несовершеннолетнего есть доступ к опасным предметам — ножам, бритвам, оружию и т. д.
Также детьми в социально опасном положении считаются те, кто совершил правонарушение или систематически употребляет наркотики, алкоголь, занимается проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Семьи в социально опасном положении — это те, в которых:
живут дети в социально опасном положении;
родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Вот как Конвенция ООН о правах ребенка определяет жестокое обращение с ребенком со стороны родителей:
Все формы физического или психологического насилия.
Оскорбления или злоупотребления.
Отсутствие заботы или небрежное обращение.
Грубое обращение или эксплуатация, включая сексуальное злоупотребление.
В семейном кодексе указано, что к жестокому обращению с несовершеннолетними относятся физическое или психическое насилие над ними и покушение на их половую неприкосновенность.
Проще говоря, неблагополучная семья — это семья, в которой родители пренебрегают нуждами своих несовершеннолетних детей, не выполняют свои родительские обязанности или жестоко с ними обращаются. Например, дети в таких семьях могут находиться без присмотра, бывают голодными, потому что дома не всегда есть продукты. Они не получают необходимого лечения, не учатся, носят не соответствующую сезону и возрасту одежду, подвергаются насилию и т. п.
Еще в законодательстве есть термин «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Трудная жизненная ситуация — это обстоятельства, которые делают жизнь человека хуже, но с которыми он не может справиться сам. В случае с детьми такие ситуации — это сиротство, инвалидность, недостатки в физическом или психологическом развитии, различные катастрофы и стихийные бедствия, финансовое неблагополучие семьи и т. п.
При этом трудная жизненная ситуация сама по себе не говорит о неблагополучии семьи, но она может спровоцировать это неблагополучие. Поэтому за детьми в такой ситуации тоже нужно наблюдать, а семье — пытаться помочь. Подробнее о причинах появления неблагополучных семей я расскажу дальше.
В общественном понимании неблагополучная семья — это алкоголизм, наркозависимость или бедность. На самом деле все сложнее. К таким семьям можно отнести и те, в которых у одного или обоих родителей есть психические заболевания или в которых родители регулярно на несколько дней или недель уходят из семьи, оставляя детей с родственниками или одних.
Типы, характеристики и примеры неблагополучных семей
Поскольку в законодательстве нет понятия неблагополучной семьи, там нет и типов таких семей. Но в научной литературе выделяют проблемные, кризисные, асоциальные, аморальные и антисоциальные семьи.
При этом любое деление неблагополучных семей на типы обычно связано с психологическим климатом семьи, а не с ее составом или материальным благополучием. Это значит, что неправильно считать неблагополучной семью, в которой мать одна воспитывает ребенка, или ту, в которой родители мало зарабатывают. Важнее — как они относятся к ребенку и насколько хорошо справляются со своими родительскими обязанностями.
В проблемной семье нет явных конфликтов, но родители очевидно не справляются со своими обязанностями по воспитанию детей. Например, не следят за тем, посещает ребенок школу или нет, плохо его кормят или не обеспечивают подходящей одеждой.
Кроме того, они либо чересчур сильно опекают своих детей — это гиперопека, либо уделяют им слишком мало внимания — это гипоопека. А еще часто в таких семьях, как и в неблагополучных семьях всех остальных типов, у ребенка нет значимого взрослого, он лишен надежной привязанности с ним.
Как правило, на проблемные семьи обращают внимание и пытаются помочь воспитатели в детсадах или школьные учителя. Так, по закону об основах системы профилактики безнадзорности образовательные организации обязаны выявлять детей, которые без уважительной причины систематически пропускают занятия, и помогать им получать образование. Подробнее о том, как выявляют неблагополучные семьи, — дальше в статье.
Кризисная семья переживает внешний или внутренний кризис, который отражается на детях. Например, меняется ее состав, дети взрослеют, член семьи заболел или умер, родитель потерял работу, семья столкнулась с жилищными проблемами и т. д.
Например, в моей практике была молодая семья, которая воспитывала троих малолетних детей — старшему ребенку тогда было четыре года. Из-за ревности в этой семье муж регулярно устраивал скандалы и избивал жену, а дети за этим наблюдали.
Сигнал на эту семью поступил от медсестры — она навещала их, когда родился первый ребенок. Женщина обратила внимание на антисанитарию в доме — жилье было старым, грязным, не было постельного белья. Из-за этого, а также из-за частых конфликтов между родителями семью поставили на учет как неблагополучную.
Вскоре после рождения третьего ребенка старшего поместили в приют, а младших детей, так как им не было трех лет, — в дом ребенка. Семье разработали программу социальной адаптации и предложили сменить жилье: у них был неиспользованный маткапитал, и на эти деньги в их деревне можно было купить приличный дом. Но родители до сих пор не выполнили условия программы и не забрали детей.
Кризисным семьям государство может помочь с работой, если они обратятся в службу занятости. Или предложить социальный контракт, чтобы они смогли выйти из бедности.
Социальный контракт — это соглашение между малоимущей семьей и органом социальной защиты населения, по которому семья безвозмездно получает деньги для улучшения жизни. Но эти деньги можно расходовать только на определенные нужды в рамках индивидуальной программы социальной адаптации. Подробнее об этом я расскажу дальше.
В асоциальной семье ребенок испытывает дискомфорт и стресс, взрослые пренебрегают им, подвергают насилию или жестокому обращению. Частая причина этого — алкоголизм одного или обоих родителей или других членов семьи.
Читать статью Дети считаться членами семьи после развода
При этом повзрослевший ребенок из такой семьи может пытаться скрыть семейные проблемы и взять на себя ответственность за нее, например рано начинает работать или занимается воспитанием младших детей.
Главная характеристика асоциальной семьи — отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Таких семей в моей практике было больше всего.
Например, я сталкивалась с семьей, в которой было три девочки дошкольного возраста — младшей был год. Мама в этой семье злоупотребляла алкоголем и принимала гостей. Две старшие девочки, когда мама не была в состоянии сделать это сама, ходили в магазин и в первую очередь покупали молоко, чтобы накормить сестренку.
В этой семье мать уже лишили родительских прав на двух старших детей, поэтому за ней наблюдали. Сигнал о том, что и младшим детям требуется помощь, поступил из детского сада. Во время проверки сигнала представители соцзащиты с трудом попали в квартиру — им час не открывали дверь. Когда дверь все-таки открыли, они увидели, что в квартире кроме трех малолетних детей и их пьяной матери были еще и двое других нетрезвых взрослых. Детей сразу же изъяли и отвезли в больницу — им требовалась медицинская помощь. Потом их забрали родственники.
Матери предложили пройти лечение от алкоголизма и устроиться на работу. Она это сделала, но долго вести трезвый образ жизни не смогла. Поэтому ее лишили родительских прав, а детей отправили в новую семью. Сейчас у них все хорошо: две девочки живут у родной тети со стороны отца, а младшую забрали родственники матери из другого региона. Я иногда встречаю старших девочек на улице или в магазине и вижу, что они радостные и хорошо одеты.
В другой семье мать одна воспитывала сына школьного возраста. Ребенок ходил в школу, мать — на работу. Но после школы мать закрывала сына в доме и никуда не выпускала. Ребенок оставался в комнате с заколоченными досками окнами, а вместо туалета у него было ведро. Из-за этого у ребенка плохо развивались мышцы, он был бледным и ему было трудно общаться со сверстниками.
Сигнал на эту семью поступил от главы сельского поселения. С этой семьей работал психолог, а сейчас решается вопрос о том, чтобы мать и сына обследовал психиатр.
Еще один пример — в семье родители пренебрегали своими обязанностями настолько, что довели ребенка до инвалидности.
Мальчик как-то повредил глаз, но его мама своевременно не обратилась к врачу, поэтому ребенок остался с одним глазом. И это не только физические страдания, но и душевные, потому что теперь его дразнят другие дети. В итоге мальчик рос замкнутым, а позже и вовсе попал в приют, потому что его мать ограничили в родительских правах.
В другой семье девочка родилась с вывернутыми назад ступнями и не могла самостоятельно питаться — только через зонд. Мать не хотела ее лечить, поэтому она попала в дом малютки — это учреждение, в котором воспитываются дети до трех лет, у которых нет родителей или родители которых от них отказались.
Чтобы ребенку смогли прооперировать ступни, мать должна была приехать в региональную больницу и подписать документы на операцию, но она этого не сделала. Позже она забрала дочь из дома малютки, но каждый раз, когда я напоминала ей об операции, которая нужна ребенку, она злилась и отказывалась ему как-то помочь. Сейчас за этой семьей наблюдает другой социальный педагог.
Есть еще пример, когда родители пренебрегают своими обязанностями. В неполной многодетной семье мать не работала. Семья жила то у родственников, которые тоже не работали, то в доме, купленном на материнский капитал. Зимой дом они отапливали газовой плитой и обогревателем — полноценного отопления не было, проводка в доме была старой.
Мама, бабушка и два брата регулярно приводили сожителей, дома собирались пьяные компании. Дети не ходили в детский сад, их развитием никто не занимался. Медпомощь им или не оказывали совсем, или оказывали несвоевременно.
Сигнал на них поступил из больницы — медики обратили внимание на то, что детей не приводят на диспансеризацию и не делают прививки по календарю. На всю помощь, которую семье предлагали органы соцзащиты, мать либо злилась, либо игнорировала предложения. Единственное, на что она откликнулась, это медобследование, которое проводили областные врачи. Но даже их рекомендации она не выполняла.
Сейчас дети находятся в приюте: через суд мать ограничили в родительских правах. Мама детей не навещает и даже не звонит им, на связь с соцзащитой не выходит, а дома у нее отключили газ и электричество.
В аморальной семье полностью утрачены семейные ценности. Обычно это происходит из-за алкоголизма или наркомании родителей или других членов семьи. В таких семьях не занимаются воспитанием, обучением и лечением детей, не обеспечивают им необходимые и безопасные условия жизни, не следят за их внешним видом и гигиеной, жестоко с ними обращаются.
Кроме того, в аморальных неблагополучных семьях взрослые не следят за санитарным состоянием своего жилья. В доме может быть неприятный запах грязных вещей, плесень, антисанитария. Обычно там нет газа, электричества, старая проводка.
Также часто в таких семьях нет элементарных продуктов питания, необходимых для полноценного развития детей, например мяса, молока, круп, яиц.
В неполной семье мать бродяжничала. Мы думаем, что у нее были психические отклонения — она общалась и размышляла не как взрослый человек, но официального диагноза не было. На материнский капитал она купила дом в сельской местности, но постоянно там не жила, а кочевала из деревни в деревню с двумя маленькими детьми. В домах, где они останавливались, собирались пьяные компании.
Мы узнали об этой семье, когда нам поступил анонимный телефонный звонок. Звонивший рассказал, что женщина с двумя малолетними детьми приехала в их деревню и находится в доме, где проживает одинокий мужчина, и там собираются пьяные компании. Мы сразу выехали на проверку.
Когда мы увидели детей, они были грязные и уставшие. Младшему ребенку нужно было медицинское обследование и лечение, но мать этого не осознавала. Поэтому и мать, и детей сначала забрали в детское отделение местной больницы.
После того как детей подлечили, их отправили в специализированные учреждения: старшего в приют, а младшую — в дом ребенка. Мама иногда звонила им и навещала, но работать и обеспечивать даже себя она не могла.
Мать в этой семье любила детей, но была не в состоянии обеспечить им нормальное безопасное существование. Поэтому через суд ее лишили родительских прав. В итоге ее дети попали в новую хорошую и любящую их семью.
В антисоциальной семье взрослые позволяют себе противоправное, антиобщественное поведение, например употребляют алкоголь в общественных местах или спаивают детей. Они не соблюдают моральные и нравственные нормы в отношении своих детей, например унижают их, лишают еды или свободы. Часто в таких семьях детей принуждают к попрошайничеству, воровству и проституции.
Чтобы защищать интересы детей, государство пристально следит за асоциальными и аморальными семьями — за детьми наблюдают школьные педагоги и психологи, органы соцзащиты, опеки и попечительства, полиция. Создаются комиссии по делам несовершеннолетних. Подробнее о том, кто и как помогает неблагополучным семьям, я расскажу дальше.
В других классификациях неблагополучные семьи делят на:
Конфликтные, или привычно конфликтные — это семьи, между членами которых постоянно происходят конфликты из-за того, что у них разные интересы, потребности, намерения и они не считаются друг с другом.
Деструктивные — в таких семьях между ее членами нет душевной близости. Кто-то может быть полностью изолирован от участия в жизни семьи, есть эмоциональное напряжение и конфликты.
Распадающиеся — это семьи на грани разрыва отношений. Обычно в них есть острый конфликт между родителями, в который вовлечены дети.
Ригидные псевдосолидарные — в такой семье есть один доминирующий лидер, которому все беспрекословно подчиняются, нет эмоциональной теплоты и спокойствия.
Педагогически несостоятельные — семьи, в которых детей воспитывают способами, которые противоречат естественному процессу развития ребенка. Например, дети не ходят в детский сад и дома с ними не занимаются. Или они ходят в детсад или школу, но нерегулярно и пропускают занятия без уважительной причины.
Проблемы неблагополучных семей
У неблагополучных семей любого типа, как правило, две основные проблемы — экономическая и психологическая.
Экономические проблемы возникают из-за низких доходов семьи — часто в неблагополучных семьях взрослые не работают совсем или работают, но зарабатывают очень мало. Из-за этого в семье копятся долги за коммунальные услуги, и их могут отключить.
Кроме того, семья не может позволить себе продукты, которые нужны детям. Рацион ребенка должен быть сбалансирован по белкам, жирам и углеводам. А в семьях с экономическими проблемами основная детская еда, по моему опыту, — это макароны.
Также в семьях с экономическими проблемами дети часто плохо одеваются — носят одежду не по сезону, размеру или полу. Особенно тяжело это переносят подростки, потому что в это время они осознают себя, сравнивают со сверстниками, ищут свою роль в социуме. Их самоуважение — это важное условие положительного развития и социальной адаптации.
Психологические проблемы в неблагополучных семьях возникают и у детей, и у взрослых. К ним приводят жестокость, агрессия, грубость, чрезмерная конфликтность, равнодушие и непонимание, которые встречаются в таких семьях.
Часто в неблагополучных семьях дети наблюдают эмоциональную, психологическую или физическую изолированность других членов семьи. Например, взрослые могут перестать реагировать на ребенка, замечать его, игнорировать его потребности, запретить ему обнимать их или ограничить его в пространстве — к примеру, закрыть в отдельной комнате.
Из-за этого у ребенка теряется чувство привязанности к семье, он не знает, что такое сочувствие другому человеку, если тот, например, болеет. Такие дети часто жестоко дерутся между собой или убивают животных.
В моей практике был случай, когда в полной семье с тремя детьми жила бабушка. И однажды во время семейного конфликта отец и бабушка начали избивать мать. При этом старший ребенок, которому тогда было пять лет, быстро присоединился к избиению. Мы узнали об этой семье от врача, который лечил мать после избиения.
Через три года после этого случая родители начали выпивать, собирать компании. После этого семью поставили на учет как неблагополучную, а детей изъяли и отправили в приют. К счастью, родители выполнили все условия из своей программы социальной адаптации и уже через три месяца забрали детей из приюта.
Бывают ситуации, когда родители появляются в общественных местах пьяными. Это тоже отражается на психологическом состоянии детей.
Мне знакома семья, в которой мать спала нетрезвая на остановке в своем небольшом микрорайоне. Ее сыну тогда было всего 10 лет, а ей — 50. Об этом случае мы узнали от учительницы ребенка — она увидела мать и сообщила в соцзащиту. Мальчик при этом был очень ответственный — сам вставал в школу, делал уроки, старался не пропускать занятия.
К сожалению, в дальнейшем родители так и не перестали злоупотреблять алкоголем и не смогли работать, погрязли в долгах за электроэнергию и газ. Из-за этого ребенка поместили в приют. Сейчас, впервые за несколько лет, мать согласна пройти лечение от алкогольной зависимости.
Таких ответственных детей в неблагополучных семьях я встречаю редко. Чаще дети копируют поведение взрослых и не отличаются особой дисциплинированностью.
В редких случаях взрослым удается справиться с их экономическими и психологическими проблемами.
Например, я встречала семью, в которой мама никак не могла бросить пить — несколько раз пыталась, но снова срывалась. И только после того, как ее ребенка отправили в приют, она прошла лечение в реабилитационном центре и кардинально изменилась — бросила пить, купила дом, устроилась на работу, забрала ребенка из приюта и родила еще одного.
Причины появления неблагополучных семей
По моему опыту, есть три группы причин, из-за которых семьи становятся неблагополучными:
Напряженная социально-экономическая обстановка и кризисы в стране.
Психолого-педагогические проблемы внутри семьи, например когда в семье портятся отношения или расходятся взгляды на воспитание детей.
Биологические проблемы, например психические отклонения у родителей или недостатки развития у детей.
Внешняя обстановка в стране влияет на появление неблагополучных семей. Цены на товары и услуги ежегодно растут, при этом люди теряют работу, доход, не могут позволить себе улучшить свои жилищные условия, не получают поддержку от государства. Это неизбежно приводит к кризису внутри семьи.
По официальной статистике Росстата, в 2019 году в стране было около 3,5 млн безработных, из них:
только 14,6% — это студенты, обучающиеся и пенсионеры. Это значит, что почти 3 млн безработных — взрослые трудоспособные люди;
попали под сокращение штатов, ликвидацию предприятия или ушли в собственный бизнес — 15,3%;
50,5% состоят в браке, то есть у них есть семья.
В 2020 году общее количество безработных выросло до 4,3 млн человек. Это значит, что из-за внешних социально-экономических причин еще больше семей столкнулись с внутрисемейными кризисами.
Психологических причин, из-за которых благополучная семья может стать неблагополучной, множество: конфликты между родителями, которые отражаются на ребенке, гиперопека, непоследовательность и противоречивость в воспитании, завышенные требования и ожидания от ребенка, желание подчинить ребенка своей воле и т. д.
Я работала с семьей, в которой мать патологически ревновала своего взрослого сына к его новой семье. Парень отслужил в армии, получил высшее образование, устроился на работу по специальности, женился, стал отцом. Но его мать не смогла принять его супругу.
Из-за ежедневных скандалов и с женой, и с матерью он начал злоупотреблять алкоголем и лишился работы. Ребенок в этой семье растет в психологически нездоровой обстановке.
Бывает, что дети, которые выросли в неблагополучной семье, копируют поведение родителей уже в своих новых семьях.
Я сталкивалась с семьей, в которой родители не работали и решили, что им все всё должны. Они считали, что раз у них много детей, то они могут не платить за коммунальные услуги и другие люди обязаны помогать им вещами, продуктами и деньгами.
Когда один из сыновей из этой семьи поступил в кадетскую школу, родители не нашли денег на билет в соседний район, чтобы он мог учиться в этой школе. В итоге дети в этой семье выросли похожими на родителей, лишились своих квартир, которые получили от муниципалитета, и уехали в деревню.
В другой семье девочка со своим братом попали в детский дом. После выпуска оттуда они вернулись к своей матери и вместе злоупотребляли спиртными напитками. Позже их мать умерла от запущенного туберкулеза, а брат в пьяной драке убил сожителя своей сестры.
Читать статью Как оградить ребенка от негатива семейных конфликтов
К тому времени у сестры уже было трое детей от разных отцов. Через несколько лет этих детей забрали в приют. Мать отказалась забирать своих детей из приюта и продолжает вести разгульный образ жизни. А повзрослевшая 16-летняя дочь, которую взяла под опеку новая семья, поддерживает связь со своей биологической матерью и копирует ее поведение: например, со слов ее новых родителей, она часто их обманывает.
Биологические причины неблагополучия связаны с тем, что в семье появляются физически или психически больные родственники, дети с недостатками развития или с инвалидностью. И не каждая изначально благополучная семья способна выдержать этот кризис.
В своей практике я не сталкивалась с семьями, которые стали бы неблагополучными из-за биологических причин, но такие примеры на своем сайте приводит Центр социального развития Нижегородской области.
В первом примере в центр обратилась мать двоих сыновей младшего школьного возраста. Изначально семья была полной, хорошо обеспеченной и благополучной. Мать занималась воспитанием детей, отец обеспечивал семью и был в ней лидером. Дети увлеченно занимались спортом и ходили в художественную школу. Но за два года до обращения в центр у главы семьи выявили онкологическое заболевание, и, несмотря на медицинское вмешательство и продолжительное лечение, он скончался.
С этого момента мать устроилась на работу, но доход семьи резко упал, у мальчиков начались проблемы в школе и конфликты в семье. Мать пыталась наладить отношения самостоятельно, но у нее не получилось, поэтому она обратилась в центр, где с семьей поработал психолог и юрист. В результате дети стали вести себя спокойнее, рассудительнее. Обстановка в семье нормализовалась, кризис миновал.
Во втором примере в полной обеспеченной семье трагически погиб отец. Из-за этого мать стала злоупотреблять алкоголем, потеряла работу и полностью отстранилась от воспитания двух детей-близнецов — 11-летние мальчики были предоставлены сами себе.
Через некоторое время то, что у детей проблемы, заметили соседи — они обратились в комиссию по делам несовершеннолетних. По решению комиссии детей изъяли из семьи и поместили в социально-реабилитационный центр. Матери помогли пройти лечение, закодироваться, восстановиться на работе. Но ее срывы повторялись. После третьего срыва детей окончательно изъяли из семьи, поместили в приют, а мать лишили родительских прав.
Кто занимается неблагополучными семьями
В России действует сразу несколько органов и организаций, которые выявляют неблагополучные семьи и помогают им. Все вместе их называют органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В статье я буду называть их просто органами или системой профилактики.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). Они бывают региональными, например Московская областная КДН, и местными — районными, городскими, муниципальными. Также в России есть правительственная КДН.
КДН — это главный орган в системе органов профилактики. Именно он координирует работу всех остальных органов и решает, какую помощь нужно оказать семье в каждом конкретном случае.
КДН — коллегиальный орган. Это значит, что работают в нем и принимают решения не один человек, а несколько — группа должностных или уполномоченных лиц. Но у каждой КДН свой состав.
Вот для примера состав КДН одного из районов Волгограда — 16 человек. А в КДН Волгоградской области 22 человека
Как правило, в КДН участвуют руководители всех органов профилактики, которые я перечисляю в статье. Если речь о местной КДН, то руководители местных органов профилактики, а если о региональной — то региональных.
Кроме того, к работе КДН могут привлекать представителей общественных объединений и религиозных конфессий. А также граждан, у которых есть опыт работы с несовершеннолетними, например школьных педагогов, депутатов соответствующих представительных органов и других заинтересованных лиц.
Как работают комиссии по делам несовершеннолетних
КДН — это коллегиальный орган, который следит за тем, как работает вся система профилактики. Прокуратура, в свою очередь, как надзорный орган следит за тем, как работает КДН. Поэтому я часто бываю на ее заседаниях.
Заседания нашей КДН проходят регулярно — один раз в неделю либо один раз в две недели. На одном заседании, например, могут назначить кому-то административный штраф. На другом — просто провести профилактическую беседу. На третьем — решить вопрос о выбытии с учета подростка, которому исполнилось 18 лет. На заседаниях разбираются характеристики со школ, новые события в этих неблагополучных семьях и т. д.
В КДН участвуют представители от разных органов системы профилактики. Председатель нашей КДН — один из заместителей главы района. Также там есть начальник отдела образования, начальник отдела опеки местного уровня, представитель подразделения МВД по делам несовершеннолетних, сотрудник МЧС, представитель соцзащиты, кто-то из образовательной организации, куда ходят дети из семьи, дело которой рассматривается, и т. д. Это коллегиальный орган, и в нашем случае в нем больше 10 человек.
Семей очень много и все уникальны, поэтому каждой назначается своя программа социальной адаптации, которая может продлеваться, редактироваться, отменяться. Прокуратура всегда следит за тем, достаточно ли всех этих мероприятий, и, если нет, выносит акт прокурорского реагирования — как правило, представление.
КДН следит за тем, как реализуется программа социальной адаптации. Каждую семью обязательно регулярно посещают — ежемесячно, а в праздники, поскольку это самое «пьющее» время — вообще каждый день или несколько раз в день. Я слышал от сотрудников КДН их жалобы на то, что в праздничные дни все отдыхают, а они обязаны усиленно наблюдать за неблагополучными семьями.
Как семьи попадают на учет в КДН, зависит от обстоятельств. Например, по моему опыту, туда попадают из-за того, что дети привлекаются к административной или уголовной ответственности. Или из-за того, что их родители привлекаются к ответственности из-за неисполнения своих родительских обязанностей, в том числе из-за неуплаты алиментов.
Обычно это происходит так: родители пьют или жестоко обращаются с детьми, на это обращают внимание соседи и жалуются, например в полицию. Полиция приезжает и фиксирует, что дети живут в неподходящей для них обстановке. Тут же составляется протокол по факту неисполнения родительских обязанностей. Этот протокол рассматривает КДН, и вся семья становится на учет.
Дальше учет по срокам и мерам реабилитации у всех разный.
Органы управления социальной защитой населения — это, например, Минтруд России, региональные департаменты и управления по соцразвитию, отделы социальной защиты населения, различные государственные и негосударственные организации социального обслуживания, а также центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи.
Основная задача этих органов — помогать семьям в реабилитации. Психологи и социальные педагоги работают с несовершеннолетними и их родителями, чтобы те смогли справиться с жизненными трудностями и наладить внутрисемейные отношения. Для этого они проводят различные мероприятия: например, наблюдают за семьями, организуют групповые психологические тренинги, для детей подросткового возраста проводят профориентационную диагностику.
Кроме того, органы соцзащиты вправе посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями. Также соцзащита может получать от других госорганов любую информацию, которая касается неблагополучных семей в их попечении.
Органы управления образованием — федеральное министерство образования и науки, Рособрнадзор, департаменты и управления образованием в субъектах РФ, управления образованием при местных администрациях. Также проблемами неблагополучных семей занимаются образовательные организации — детские сады, школы, колледжи и вузы.
Специалисты органов и учреждений образования наблюдают за детьми в школах и детских садах, могут проводить консультации, в том числе психологические, беседы, анкетирования, опросы, тесты. Все это нужно, чтобы вовремя определять детей из неблагополучных семей и помогать им. Подробнее о том, как в школах выявляют неблагополучные семьи и работают с ними, расскажу чуть ниже.
Органы опеки и попечительства могут быть региональными и местными. В основном они работают с детьми, у которых нет родителей либо родители которых отказались от них, лишены или ограничены в родительских правах, недееспособны или ограничены в дееспособности, отбывают наказание за преступление. По закону эти категории детей называются сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей.
Кроме того, органы опеки и попечительства могут проводить профилактические мероприятия и, например, приходить к неблагополучным семьям, чтобы проверить, в каких условиях живут дети. Или проводить беседы с детьми и их родителями, консультировать их по различным вопросам и направлять в другие профильные организации, которые могут помочь семье. Также они, как и органы соцзащиты, могут получать от других органов и учреждений любую информацию, которая нужна им, чтобы защитить права и интересы ребенка.
Если ребенка изымают из семьи или он по какой-либо причине остается без попечения родителей, органы опеки временно исполняют обязанности опекуна или попечителя для этого ребенка. Продолжается это до тех пор, пока ребенку не найдут новую семью или не устроят его в одну из социальных организаций для таких детей.
Органы по делам молодежи могут быть федеральными, например Федеральное агентство по делам молодежи, и региональными. Кроме того, на местном уровне часто создаются различные центры социального обслуживания или помощи молодежи.
Эти органы, как правило, ведут пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта. А также помогают выявлять несовершеннолетних, которые находятся в социально опасном положении, и помогать им в организации отдыха, досуга, занятости.
Кроме того, у них тоже есть право посещать детей из неблагополучных семей и их родителей и получать любую информацию об их жизни.
Органы управления здравоохранением. На федеральном уровне это Минздрав РФ, на региональном — департаменты и отделы здравоохранения. На местном уровне работают с неблагополучными семьями, например, муниципальные больницы и аптеки.
Медицинские работники, например педиатры, участковые врачи, фельдшеры фельдшерско-акушерских пунктов, медсестры и профильные врачи, помогают выявлять неблагополучные семьи и оказывают им необходимые медуслуги.
Они также посещают семьи, консультируют детей и их родителей, готовят заключения о состоянии здоровья несовершеннолетних. Медработники лечат детей, которые употребляют алкоголь или наркотики, помогают ребятам с отклонениями в поведении или с заболеваниями, передающимися половым путем.
Врачи-наркологи консультируют членов неблагополучных семей с алкогольной или наркотической зависимостью, кодируют их, направляют на лечение в стационары или реабилитационные центры.
Органы службы занятости — это Роструд, комитеты и департаменты по труду в регионах и различные службы и отделы занятости населения. В части работы с неблагополучными семьями они помогают детям и взрослым в профориентации и трудоустройстве.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН), как и КДН, — это важное звено системы профилактики. Они могут быть городскими, районными и муниципальными. А еще есть отдельные ПДН на транспорте.
ПДН — это контролирующий орган, который работает с детьми в социально опасном положении, то есть с теми, кто употребляет алкоголь или наркотики, совершил правонарушение или преступление. Также ПДН работает с родителями таких детей и с другими взрослыми, которые или сами совершают противоправные действия в отношении детей, или вовлекают их в такие действия.
Сотрудники ПДН участвуют в расследовании преступлений, которые совершают дети, занимаются безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними. Также в ПДН следят за тем, в каких условиях живут дети, обеспечивают защиту их прав и интересов, помогают им с реабилитацией и проводят профилактические мероприятия — беседы, лекции. У сотрудников ПДН очень много задач и функций, поэтому, как правило, их привлекают к работе с каждой неблагополучной семьей.
Кроме того, ПДН ведут отдельный профилактический учет несовершеннолетних, который отличается от учета в КДН. В народе его называют «учетом в детской комнате милиции». На него попадают несовершеннолетние:
употребляющие наркотики или алкоголь;
совершившие правонарушение;
совершившие преступление, даже если они еще не достигли возраста уголовной ответственности — 16 лет или 14 лет по некоторым преступлениям, или не могут быть наказаны из-за проблем с психикой;
совершившие любое антиобщественное деяние, например если они бродяжничали или попрошайничали;
обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений;
отбывшие наказание за преступление;
осужденные условно или освобожденные от наказания.
Также на учет в ПДН ставят родителей или иных законных представителей таких детей. Это происходит, если они не исполняют обязанности по воспитанию, обучению или содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение, например привлекают их к употреблению алкоголя, или жестоко с ними обращаются.
При этом за первое правонарушение или антиобщественное деяние ребенка могут и не поставить на учет. Все зависит от того, насколько хорошо он ведет себя в школе, в каких условиях живет и воспитывается, насколько его семья производит впечатление благополучной.
Учеты в КДН и ПДН различаются
Сами учеты в КДН и ПДН похожи. Например, в КДН есть учет семей, находящихся в социально опасном положении, и профилактический, на который ставят детей-правонарушителей. И такой же профилактический учет есть у ПДН.
Но КДН и ПДН работают по разным нормативным актам. Кроме того, у этих учетов разные основания. На учет в ПДН попадают дети, которые совершили правонарушение или преступление, и семьи, в которых эти дети живут. А на учет в КДН — семьи в социально опасном положении, которые не нарушают закон, а просто находятся в трудной жизненной ситуации. Но и детей, нарушивших закон, тоже ставят на профилактический учет в КДН — информацию о них мы как раз получаем из МВД — ПДН или линейной полиции. И это могут быть даже одни и те же дети, но мероприятия у КДН И ПДН в отношении них будут разными — в рамках их полномочий.
Также для каждой семьи, которая попадает на учет в КДН, обязательно составляют индивидуальный план социальной реабилитации, в котором прописаны мероприятия и рекомендации по выходу семьи из социально опасного положения. Есть ли такие же планы в ПДН, я не знаю — возможно, да, но называются иначе.
При этом органы профилактики также работают по технологии раннего выявления семейного неблагополучия. Это значит, что если семья нуждается в помощи, но оснований, чтобы поставить ее на учет в КДН недостаточно, ей помогут без постановки на учет. Например, предложат психологическую поддержку или помощь в трудоустройстве.
Выявление неблагополучных семей
Обычно неблагополучные семьи выявляют благодаря воспитателям в детсадах, школьным преподавателям, соседям или родственникам. Также сигнал может поступить от педиатра, который лечит ребенка, главы сельского поселения, правоохранительных органов и так далее.
Например, как я уже писала выше, образовательные организации обязаны следить за тем, как дети учатся и насколько часто пропускают школу без уважительной причины. Кроме того, они наблюдают: