Влияние уровня образования родителей на индивидуально-психологическое развитие дошкольника
«А может, ну ее, эту школу?» 6 проблем семейного образования
Домашнее обучение — это просто?
Пройти аттестацию
Ввести ребенка в общее культурное пространство
Познакомить ребенка с обществом, где он будет жить
Дать доступ к знаниям и современной науке
Стать экспертом в области образования
Определить цель, которой мы хотим достичь
10 способов выстроить доверительные отношения с детьми
Зачем нужно налаживать доверительные отношения с детьми?
Как попытаться выстроить доверие между родителями и детьми?
1. Слушайте
2. Используйте зрительный контакт
3. Будьте честными
4. Установите распорядок и позаботьтесь о границах
5. Будьте открытыми
6. Не давайте обещания
7. Будьте осторожными
8. Будьте образцом для подражания
9. Покажите ребёнку, что вы ему доверяете
10. Уважайте потребность вашего ребёнка в уединении
Похожие записи:
Влияние уровня образования родителей на индивидуально-психологическое развитие дошкольника
Палютина, Д. Л. Влияние уровня образования родителей на индивидуально-психологическое развитие дошкольника / Д. Л. Палютина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 298-301. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66320/ (дата обращения: 27.10.2022).
Статья посвящена изучению вопроса влияния уровня образования родителей на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста. В статье приведено описание основных результатов эмпирического исследования, посвященного изучению данного вопроса.
Ключевые слова: семья, семейная ситуация развития, формирование личности, основные психические функции, психологическая диагностика
Влияние семейной ситуации на формирование личности ребенка в настоящее время не вызывает сомнений. Изучением данной темы занимались многие зарубежные и отечественные, как педагоги, так и психологи, среди которых К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Л. И. Эльконин, В. В. Ткачева. В результате исследований к настоящему времени сложилось единодушное мнение ученых о главенствующей роли семьи в формировании личности.
В современных условиях, когда, по свидетельствам специалистов, институт семьи претерпевает серьезные изменения, которые позволяют говорить о кризисе института семьи, тема формирования личности в семье становится еще более актуальной. Однако, при явном интересе ученых к теме, многие вопросы остаются открытыми. Например, вопрос степени влияния таких формальных показателей семьи, как состав семьи, возраст и образование родителей на психологическое развитие ребенка остается открытым. В связи с этим было принято решение провести эмпирическое исследование влияния формальных показателей семьи на психологическое развитие дошкольника.
В исследовании принимали участие 65 детей подготовительной группы детского сада города Ярославля, а также их семьи. Для выявления семейной ситуации развития детей было проведено анкетирование. Для изучения уровня психологического развития детей была проведена диагностика, включающая исследование уровня развития мышления, памяти, внимания и самооценки. Наиболее высокий уровень взаимосвязи выявлен между уровнем образования родителей и индивидуально-психологическим развитием дошкольника.
Исследование выявило, что наилучшим образом происходит развитие детей, воспитывающихся в семьях, где один или оба родителя имеют высшее образование. 44 % детей, имеющих обоих родителей с высшим образованием и 50 % детей, у которых один из родителей с высшим образованием показали уровень развития психических функций «выше среднего». Среди детей, воспитывающихся у родителей со средне-специальным образованием таких детей 24 %. В семьях родителей со средним образованием не зафиксировано детей с уровнем развития «выше среднего», 40 % детей из таких семей имеют уровень развития «ниже среднего». Однако у родителей с высшим образованием таких детей только 4 %, а в семьях, где один из родителей с высшим образованием — 5 %.
Анализ уровня развития всех рассматриваемых психических функций в отдельности позволил сделать следующие выводы:
− уровень развития самооценки также выше у детей родителей с высшим образованием и имеющих одного родителя с высшим образованием (17 % и 15 % соответственно). Незрелая самооценка («ниже среднего») выявлена только у детей родителей со средним образованием, которых оказалось 20 %.
− уровень развития мышления соответствует «высокому» у 17 % детей, имеющих родителей с высшим образованием и 25 % детей, один из родителей которых имеет высшее образование. Среди детей родителей со средним специальным образованием не выявлено детей с «высоким» уровнем развития мышления, однако большинство таких детей (41 % и 35 %) имеют «средний» и «выше среднего» уровень развития мышления соответственно. Необходимо отметить недостаточный уровень развития мышления у детей, имеющих родителей со средним образованием (40 % детей имеют уровень развития «ниже среднего»).
− высокий уровень развития памяти также зафиксирован у 13 % детей родителей с высшим образованием, 15 % детей, один из родителей которых имеет высшее образование и 12 % детей родителей со средним специальным образованием. Уровень развития памяти «ниже среднего» зафиксирован у 40 % детей, имеющих родителей со средним образованием.
− внимание развито достаточно хорошо у детей из всех категорий семей. Однако и здесь необходимо отметить лучшее развитие у детей, имеющих родителей с высшим образованием. «Высокий» уровень развития внимания выявлен у 61 % детей родителей с высшим образованием, 60 % детей, один из родителей которых имеет высшее образование, 35 % детей родителей со средне-специальным образованием и только у 20 % детей родителей со средним образованием.
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуально-психологическое развитие ребенка непосредственным образом зависит от уровня образования родителей. Вследствие этого одним из приоритетных направлений политики государства в области образования в целом, и деятельности дошкольного образовательного учреждения в частности, должна стать просветительская деятельность, направленная на повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Адлер, А. Воспитание и проблемные дети [Текст] / А.Адлер // Родители и дети: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Изд. Дом «БАХРАМ — М«, 2003. — 106 с.
Алатовцева, Н. А. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка [Текст] /Н. А. Алатовцева// Дошк. Педагогика. — 2009. — № 4. — 58–59 с.
Лисина, М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника [Текст] / М. И. Лисина. — М.: Просвещение, 1974. — 324 с.
Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] /Э. Г. Эйдемиллер. -СПб.: Питер,2008.-468с
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин /Под ред. Давыдова В. В. и Зинченко В. П. — М., 1989.
Влияние семьи на становление личности. Родители и самооценка ребенка [Электронный ресурс] // Информ. — просветительский портал Ханты-Мансийского АО. — Ханты-Мансийск, 2003–2011. — Режим доступа: — дата доступа: 20.02.2019.
Черемхова Г. П. Влияние родительских установок на развитие детей [Электронный ресурс] // Слово: [сайт]. — [Б. м.], 2011. — Режим доступа: . Php. — дата доступа: 20.02.2019.
Основные термины (генерируются автоматически) : высшее образование, ребенок родителей, ребенок, родитель, среднее, уровень развития, уровень развития мышления, формирование личности, специальное образование, средне-специальное образование.
«А может, ну ее, эту школу?» 6 проблем семейного образования
Огромные домашние задания, переполненные классы и отношения между детьми как в «Повелителе мух». Кажется, что школа только мешает детям развиваться. Убери ее — и дети начнут прекрасно учиться, творить и создавать новое. А любой родитель с легкостью заменит учителей. Денис Собур — отец четырех дочерей, двое из которых учатся на семейном образовании. Он назвал 6 подводных камней, с которыми столкнутся все дети, которые учатся дома.
Домашнее обучение — это просто?
Денис Собур. Фото: vk
У меня четверо детей. Старших мы переводили на семейное образование с середины второго класса. Младшие учатся в обычной подмосковной школе. Когда пять лет назад мы забирали из школы старшую дочь, то услышали много критики.
Некоторые люди считают домашнее обучение чуть ли не преступлением по отношению к детям. Им кажется, что посещение школы гарантирует ребенку получение некоего необходимого для жизни уровня знаний. А школьные проблемы выглядят лишь незначительной платой за эту путевку в жизнь. «Наше поколение так учили, и ничего, выросли». Правда, кем выросли и чего добились рядовые советские школьники, обычно не уточняется.
С другой стороны, на тему оторванности школьных знаний от жизни не писал только ленивый. Не только в России, кстати. Послушайте на ТЕД лекции того же сэра Кена Робинсона, британского эксперта в области образования. Школьная программа ориентирована на среднего ребенка, движущегося все время со средней скоростью. Но активность и познавательный интерес ученика постоянно меняется. То ему все интересно, то он может неделями лежать на диване. И постоянная равномерная нагрузка — лучший способ убить мотивацию. Одаренным детям на уроках будет постоянно скучно, а отставшие на старте обречены 9–11 лет плестись в хвосте класса, без возможности догнать программу.
И это лишь одна из множества проблем: огромных домашних заданий, переполненных классов и отношений между детьми, иногда напоминающих знаменитого «Повелителя мух». Поэтому все чаще родители смотрят в сторону альтернативных форм обучения. Те, у кого есть деньги, но не хватает времени, обычно обращаются к услугам частных школ. И спрос на такие школы растет с каждым годом. Если же у родителей есть время и желание активно участвовать в образовании ребенка, они смотрят в сторону семейного образования. Но тут им придется столкнуться со множеством проблем.
Восторженные отзывы родителей-семейников могут создать иллюзию простоты домашнего обучения.
Когда читаешь блоги противников массовой школы, иногда кажется, что она — главное препятствие на пути развития ребенка.
Достаточно убрать школу, и сразу дети начнут прекрасно учиться, творить и создавать новое. Родители будут лучшими учителями для собственных детей, даже не имея высшего образования. Буквально каждая домохозяйка (так и хочется написать — кухарка) может дать детям элитное образование.
И остается только удивляться, почему компьютеры, на которых пишут антишкольные блогеры, изобрели люди западной цивилизации, чью креативность должна была убить школа. Ведь если естественность так помогает развитию ребенка, то давно бы сельских африканских подростков без экзаменов принимали в лучшие вузы мира. А работодатели выстраивались бы за ними в очередь. Но этого почему-то не происходит.
Выбор образовательной траектории для ребенка — дело сложное, и я хотел бы рассказать о некоторых проблемах, с которыми придется столкнуться родителям на семейном образовании.
Пройти аттестацию
Самая очевидная проблема — это аттестация. Чтобы получить аттестат об окончании школы, ребенок должен доказать государству, что он действительно освоил программу. Нынешняя ситуация с аттестацией в России напоминает известный анекдот: «Он очень строго спрашивал пропуск, но если пропуска не было, то пропускал и так».
Читать статью Счастливая семья
Если родители захотят аттестовать ребенка в соседней государственной школе, то, скорее всего, там потребуют написать множество контрольных работ и тестирований по неясному графику в неудобное время. Во всяком случае, так было у моих знакомых. Все они отказались от взаимодействия с государственными школами и перешли на аттестацию в платные центры разной степени сложности. Аттестация в государственной школе хотя и была бесплатной, но требовала слишком много сил и оказывалась дороже. Основываясь на опыте других родителей, я даже не стал пытаться и сразу обратился в частную дистанционную школу.
Фото: Виктория Бородинова / unsplash.com
С другой стороны, наше законодательство несовершенно и позволяет вообще игнорировать эти требования школ. Дети, обучающиеся дома, могут вообще ничего не сдавать. Достаточно просто прийти на итоговую аттестацию в конце 4-го, 9-го и 11-го класса. Всё.
«Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» гласит:
« Обучающиеся, освоившие образовательную программу основного общего образования в форме семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность».
Хотя другие документы допускают двоякое толкование, ряду родителей удается настоять на своей обязанности сдавать только заключительные классы.
Давайте я поясню простыми словами. Я могу прямо сейчас взять всех моих четырех дочерей и отправить сдавать аттестацию сначала за 4-й, а потом сразу за 9-й класс. Вообще не проходя школьный курс.
Ведь сдача итогового экзамена гораздо проще промежуточной аттестации. Если организация достаточно дружественная, то детям достаточно будет удаленно, без камер, пройти тесты за предметы 9-го класса. А после этого очно написать обязательные ОГЭ по русскому и математике хотя бы на тройку с минусом. И все, аттестат об окончании школы готов.
Я думаю, что-то подобное и произошло в случае Алисы Тепляковой . В открытом доступе мало данных о ее пути, но в 5 лет 4 месяца она сдала аттестацию за 2-й класс, что, в общем-то, не такая большая проблема. Но уже в семь лет она успела получить аттестат за 9-й класс и заодно закончить программу 11 классов. А в восемь лет она сдала ЕГЭ и получила аттестат о среднем образовании.
Понятно, что такие чудеса были бы невозможны в старом мире без тестирований и удобных форм аттестации. Но по формальному признаку к ней вопросов нет, у нее есть аттестат о среднем общем образовании. Про уровень знаний здесь речи не идет, из интервью с родителями понятно, что школьное образование они не считают чем-то важным. Для них главное — бумага, и они ее получили.
В принципе, у Алисы Тепляковой не будет проблем и с получением высшего образования. Конечно, ни о каком МГУ речи не идет, это понимают и родители, зная полученные девочкой баллы.
Но достаточно найти вуз, где экзамены сдаются дистанционно, без систем прокторинга (видео- и аудиоконтроля). И с помощью родителей она спокойно сможет получить аттестат о высшем образовании. Правда, что делать с этим аттестатом дальше — непонятно. Работодателю нужно умение не проходить тесты, а выполнять определенную работу. А вот этого навыка такое «образование», увы, не дает.
Фото: Wolfgang Pittkowski / flickr.com
Первая проблема семейного образования — аттестация. Она слишком сложная для людей, стремящихся все делать правильно через государственную школу. Но она же слишком простая для тех, кто хочет «хакнуть» систему. И мы видим, насколько мало стоит сегодня аттестат об окончании школы (да и малоизвестного вуза тоже). Играют роль только баллы ЕГЭ по профильным предметам (конкурс для поступления) и бренд оконченного вуза (если речь об университетах первой десятки).
В остальном получение аттестата и диплома — просто необходимая формальность. И если государство не начнет строже регулировать эту сферу, то степень профанации будет только увеличиваться.
Ввести ребенка в общее культурное пространство
Пока семейное образование в России не имеет сколь-нибудь массового характера. Его выбрали 12 тысяч школьников, по официальным данным . Неофициальные исследования дают цифру на порядок больше — около 100 тысяч. В любом случае это капля в море на фоне более 16 миллионов российских школьников. Поэтому у государства пока нет большого интереса к серьезному регулированию семейного обучения.
Среди западных государств есть разное отношение к семейному образованию. На одном полюсе — свободолюбивые США, живущие по принципу «мой дом — моя крепость». Популярность семейного образования там только растет : с примерно 10 тысяч детей в 80-е до более 2 миллионов сегодня. Аттестационные требования минимальны.
На другом полюсе — Германия, Испания, Нидерланды, в которых домашнее образование запрещено законом.
Если ребенок не появится в школе, то скоро на пороге дома будет стоять полицейский с вопросами. Дети обязаны ходить в школу, по выбору родителей она может быть государственной, частной, конфессиональной. Но школа должна быть и соответствовать требованиям государства. Такая политика нацелена на интеграцию мигрантов в окружающее их общество и профилактику возникновения гетто. Сложно жить вместе разным народам, если они не пересекались друг с другом и не учились по общим программам.
И это работает: та же Германия за прошедшие десятилетия более-менее успешно включила в свой народ и турецких детей, и русских немцев, и теперь сирийцев. Это видно, когда смотришь на ситуацию в Германии изнутри, а не через призму российского телевидения. Проблемы есть, но ни о каком «закате Европы» речи не идет.
Создать чувство принадлежности к единому народу непросто. Помните ту сцену из «Андрея Рублева» Тарковского, когда татары вместе с войском малого русского князя грабят Владимир. Один горожанин пытается остановить нападающего дружинника: «Братцы, что же вы, мы же русские». Ответом звучит лаконичное: «Я покажу тебе, сволочь владимирская». Ничего общего пока еще нет. Да и создать его не особо удавалось за весь период сначала Московского княжества, а потом и Российской империи.
Фото: Karolina Grabowska / pexels.com
В «Тихом Доне» Шолохова мы читаем описание драки на мельнице между казаками и тавричанами. Да и вообще видим постоянную вражду между казаками, русскими и украинцами. Когда один из героев пытается сказать, что казаки ведут свой род от русских — это вызывает всеобщее возмущение казаков. Так что созданием единого культурного пространства всерьез занялась только советская школа. Со всеми ее недостатками и достоинствами.
«— Я-то казак, а ты не из цыганев?
— Нет. Мы с тобой обое русские.
— Брешешь! — раздельно выговорил Афонька.
— Казаки от русских произошли. Знаешь про это?
— А я тебе говорю — казаки от казаков ведутся.
— В старину от помещиков бежали крепостные, селились на Дону, их-то и прозвали казаками.
— Иди-ка ты, милый человек, своим путем, — сжимая запухшие пальцы в кулак, сдержанно-злобно посоветовал Алексей безрукий и заморгал чаще.
— Сволочь поселилась. Ишь поганка, в мужиков захотел переделать!»
М.А. Шолохов. Тихий Дон
Но Советский Союз распался, распалось и единое культурное пространство. Это раньше все смотрели одни и те же фильмы, читали одни и те же книги. Но сегодня контента настолько много, что пересмотреть его весь не удастся. Каждый человек оказывается закрыт в своем собственном мирке, ограниченном лишь небольшой группой единомышленников.
В 2020-2021 годах Институт прикладных политических исследований НИУ ВШЭ провел исследование «Политические взгляды российских школьников». В ходе онлайн-опроса респонденты (500 школьников 13–17 лет) назвали 409 блогеров, которых они смотрят. При этом самые популярные блогеры охватили всего 5% аудитории. И всего 8 блогеров преодолели порог в 2% аудитории.
Школьная программа оказывается чуть ли не единственным общим в жизни современных подростков.
Книги, фильмы, сериалы и музыка у каждой группы свои. Даже названия направлений запомнить сложно.
И если мы хотим, чтобы наши дети-семейники имели возможность разговаривать на общие темы со сверстниками, нам нужно помещать их в близкую культурную среду. Поэтому, кстати, все мои дети ходят в обычную школу как минимум до первых четвертных оценок во втором классе. Чтобы не так сильно отрываться от коллектива, как та маленькая птичка, о которой вряд ли слышали современные подростки.
Познакомить ребенка с обществом, где он будет жить
Но действительно ли детям нужна такая культура? Может быть, мир настолько поврежден, что лучше детям вообще с ним не сталкиваться?
Да, до конца начальной школы можно удержать детей дома, особенно если семья многодетная. Но что дальше? Человек, за редкими исключениями, не может существовать без социума.
Возможно, именно эта семья именно сейчас оказалась в очень плохой среде. Но тогда задача родителей не изолировать детей от общества, а сменить его. Кто-то хочет переехать в Европу, кто-то наоборот — в сельскую глубинку. Но для этого надо не запираться дома, а переезжать. Да, это не просто. Но и реализация собственной мечты о переезде через детей — не очень взрослое решение. А вы уверены, что ваш ребенок захочет переехать, исполняя вашу мечту? А если нет? Если вот это «плохое» общество ему как раз подойдет? Тем более, другого ему и не предложили.
Фото: sweetlouise / pixabay.com
В любом случае нужно готовить ребенка к жизни в его будущем социуме. Если вы не собираетесь переезжать — ищите единомышленников и создавайте собственную среду. И готовьтесь к поступлению в вуз с близким ему по духу обществом.
Если же собираетесь переезжать — готовьтесь, учите язык и культуру будущей родины, помогайте детям найти друзей в других странах через скайп. В общем, предложите какой-то социум, в котором они будут развиваться.
Задача социализации детей вообще очень сложная. Школа ее решает более-менее автоматически (хотя и не лучшим образом). У школьных детей социализация страдает, они зависают в гаджетах и все хуже умеют общаться друг с другом. Часто все свободное время у них занято учебой и на общение, прогулки времени просто нет. Но хотя бы есть какое-то общение в школе. Не лучшее, да. Но хоть какое-то.
На семейном образовании даже создание аналога такого общения потребует специальных усилий от родителей. Если же родители не занимаются этим вопросом специально, то ребенок легко может свалиться в одиночество.
Читать статью Нумерология брака по дате свадьбы. Что ждёт ваш брак?
Поэтому мы с супругой постоянно ищем детям новые кружки, занятия, группы, где они смогут общаться со сверстниками. К сожалению, это трудно. Другие родители отдают детей учиться, и на общение времени у них обычно не заложено. Разве что в каникулы, да и тогда многие разъезжаются.
Дать доступ к знаниям и современной науке
Интересно отношение к семейному образованию во Франции. До недавних пор семейное образование было там полностью легальным. Но после ряда террористических актов политика резко изменилась. Руководство республики решительно настроено перейти к германской модели и даже жестче. Они хотят сделать обязательным посещение всеми детьми образовательных учреждений аж с трех лет.
И французов можно понять: неприятно, когда за твои же пособия в стране формируется чуждая тебе идеология, настраивающая детей убивать инакомыслящих.
И чем больше изолированы дети от общества, тем более страшными чужаками выглядят они друг для друга.
Но проблема не только в растущем терроризме. Да, у родителей есть право воспитывать детей в соответствии с собственными убеждениями и религией. Но ведь и у детей есть право получить современное образование. Образование, опирающееся на актуальные научные достижения.
Да, у нас есть родители, верящие в плоскую землю (я серьезно, меня даже студенты в университете спрашивали об этом всерьез — приходилось объяснять, почему земля не плоская). Но это не значит, что образование детей должно ограничиться легендами плоскоземельщиков. То же самое касается и космологии, и нелюбимой многими православными теории эволюции, вопросов антропогенеза и даже доказательной медицины, включая актуальные сегодня вопросы вакцинопрофилактики. Дети вправе познакомиться и с научно обоснованной точкой зрения, а не ограничиваться убеждениями родителей и различного рода экспертов.
Религиозное образование при этом никто не запрещает. Но и религиям не дают запрещать научное образование. Готовы к дискуссиям — пожалуйста. Вопрос в том, смогут ли родители или те же воскресные школы быть более убедительны, чем школьная программа. Учитывая невысокий авторитет государственной школы сегодня, сделать это будет не так сложно. Если, конечно, есть адекватные аргументы.
Стать экспертом в области образования
Наконец мы и добрались до того, ради чего формально существует школа. Действительно, обычная школа дает детям среднее образование. Причем делает это довольно неэффективно. И действительно, это можно сделать лучше, дешевле и быстрее. Особенно для собственного ребенка.
Но это не значит, что это может сделать каждый родитель без какой-либо специальной подготовки. Или что есть волшебная методичка, разом решающая все проблемы.
Один мой приятель, с парой высших образований, преподает. И как-то его пригласили на конференцию родителей-семейников. Целью его выступления было за 40 минут рассказать родителям, как преподавать детям математику в 8–9-м классе. Но когда он встал перед аудиторией, оказалось, что родители самой математики не знают. Ну, точнее знают, но совсем не на уровне 8–9-го класса. И при этом ждут, что сейчас эксперт их научит, как преподавать то, чего они не знают. Но, увы, так не бывает.
Нормально научить сможет только эксперт в этой области. Родителям не обязательно становиться преподавателями по всем предметам. Педагогов можно и нанимать. Но родители как минимум должны уметь выбрать преподавателя и учебную программу.
Фото: Mark Krajnak / flickr.com
Сегодня появилось много развивающих программ разного качества. И чтобы выбрать подходящую, нужно самому иметь образование не хуже, чем у школьного учителя. Иначе легко попасться на рекламные проповеди уникальных курсов. Часто такие курсы будут ориентированы на достижение необычных результатов: например, выучить в начальной школе в стихах имена всех русских князей. Правда ведь, звучит здорово. Есть чем похвастать знакомым. Тем более системы, основанные на зубрежке, может преподавать каждый, много знаний тут не требуется. Вот только непонятно, как такая зубрежка поможет детям лучше понять историю. Особенно в эпоху Википедии.
У нас с женой на двоих четыре высших образования и ученая степень. И все равно в прошлом году я снова пошел учиться, благо одна из онлайн-школ сделала доступные курсы переподготовки для учителей. Конечно, с физикой у меня особых проблем не было. Хотя даже там я нашел новые подходы, связанные с цифровыми лабораториями и компьютерным моделированием. Тем более, много нового я узнал по другим предметам — с точки зрения новых способов подачи материала, организации работы детей. Ну а по литературе вообще осознал, что у меня в школе ее просто не было: меня учили совсем не тому.
Фото: Mart Production / pexels.com
В массовой школе ответственность за выбор программы лежит на школе и министерстве. Современные госстандарты не самые плохие (точнее, ФГОСы были такими, недавно принята новая редакция, и ознакомиться с ней пока не удалось). Наоборот, в госстандартах заложен деятельностный подход вместо зубрежки, развитие «мягких навыков» и вообще современный уровень развития педагогики. Другое дело, что выполнить их требования современная массовая школа пока не в состоянии.
Прогресс идет, но не так быстро, как хотелось бы. В семейном образовании выбор программы ложится на родителей. И это значит, что квалификация родителей должна быть не хуже, чем у тех же учителей. По каждому, заметьте, предмету. Поэтому родители-семейники обычно объединяются в группы, создают семейные школы и приглашают учителей. Или обращаются в специализированные дистанционные школы. В одиночку это потянуть сложно.
Священник Анатолий Чистов, преподаватель МФТИ, многодетный отец с детьми на семейном обучении, как-то сравнивал образование с постройкой дома. Мы не сможем своими руками построить элитное жилье. Но мы вполне сможем получить результат не хуже, чем у массового застройщика. Но только при условии, что нам нравится этот процесс. И, конечно, с привлечением отдельных специалистов. Если же у родителей аллергия на слово «учеба», то, забрав ребенка домой, они рискуют оставить его вообще без образования.
Чтобы дать детям действительно элитное образование, нужна слаженная работа многих профессионалов. Иными словами, нужна хорошая школа, в которой работают талантливые педагоги, имеющие глубокое знание своего предмета… Литературу должен преподавать профессиональный филолог, знающий все тонкости языка, хорошо ориентирующийся не только в школьной программе по литературе, но и во многих смежных вопросах. Физику должен преподавать физик, имеющий соответствующий склад ума, знающий не понаслышке, что такое научные исследования. Математику должен преподавать увлеченный числофил, искренне убежденный, что весь мир — это математическая система. И так далее. Но совершенно очевидно, что в большинстве случаев у нас нет возможности создать для своих детей такие условия. Поэтому остается два варианта — или «дешевая рабочая сила» (т. е. обычная школа), или делать всё самому (семейное образование). В действительности на практике эти два варианта всегда так или иначе совмещаются.
Выбирать семейное образование есть смысл, только если у вас есть к этому способности и интерес. Если же вы, наоборот, «в гробу видали» всю эту школу и педагогику вместе с педагогами, то едва ли есть смысл брать задачу обучения своих детей на себя. Вы не только не дадите им элитного образования, вы рискуете не дать им вообще никакого образования.
Священник Анатолий Чистов, преподаватель МФТИ
Определить цель, которой мы хотим достичь
В любом деле главное — цель, ради которой оно делается.
В школьном образовании эту цель определить непросто. Если задача — получить аттестат, то ее решить не так сложно. Прочитав историю Алисы Тепляковой, я решил: а может, действительно — ну ее, эту учебу. Не проблема прямо сейчас закончить 9 классов хотя бы с двумя старшими детьми. Я знаю сервисы, которые абсолютно легально позволят сдать платную аттестацию «дистанционно, в свободном режиме: без камер, в любое удобное время» через интернет. Дальше нужно съездить, написать на тройки ОГЭ, и на этом история школьного аттестата закончится. И обойдется значительно дешевле, чем я плачу за дистанционную школу сейчас. Но только зачем?
Если цель — потешить родительское самолюбие выдающимися результатами, то лучше достигать чего-то самому, а не через детей.
А зачем это детям? Дети-семейники и так немного белые вороны. А если еще многодетные, то тем более.
Чем станет лучше моей дочери, если она получит в 10 лет аттестат об окончании школы? Ненужное внимание журналистов? Нет, увольте. Раннее поступление в вуз? Не вариант, там разница в возрасте даже в пару лет может очень сильно ударить по развитию ребенка.
Мы знаем достаточно историй, когда одаренному ребенку не удавалось построить отношения с одногруппниками. Финал у таких историй нередко печальный. Зачем рисковать? Чтобы раньше пойти работать? Смешно. Сейчас работодатель ориентируется на взрослых, созревших сотрудников. И найти хорошую работу подростку крайне сложно. Если он, конечно, не программист-самоучка.
Когда я учился на втором курсе в МФТИ, с нами на занятия начал ходить один парень. Он был странно одет и практически ни с кем не общался. Был где-то на своей волне. Восстановился после академического отпуска и вновь пытался закончить курс. Однажды, после урока английского языка, он вышел из класса, и я остался наедине с преподавателем. Заведующая кафедрой задумчиво посмотрела ему вслед и произнесла с грустью в голосе: «Много я видела таких ребят. Хорошо учатся, сдают экзамены, поступают в 14–15 лет на физтех. А организм еще не готов. Ни один из них вовремя не закончил, все в академ уходили…»
От преждевременного поступления в вуз слишком часто возникают побочные эффекты. Вспомним известную историю Павла Коноплева, гениального советского школьника, поступившего на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ в 15 лет. Да, он закончил его, но своего места так и не нашел. Однокурсницы не воспринимали его всерьез и начинали заигрывать, только когда надо было сделать курсовую. А после прогоняли до следующей сессии. Павел закончил университет, но остался ребенком.
Когда в страну пришли лихие девяностые — его психика не выдержала. Мы никогда не узнаем, из-за чего: индивидуальная предрасположенность, большая учебная нагрузка, отсутствие своего социума или пришедшие в страну лихие девяностые. Скорее всего, все вместе. Но тем важнее следить за сбалансированным развитием, находя время и на социальное развитие, и на умение отслеживать состояние собственной психики и вовремя обращаться за помощью.
Фото: klimkin / pixabay.com
Пройдя ускоренно школьную программу, я освобожу детям еще больше свободного времени. Но ради чего? Я не вижу достижений в подростковом возрасте, ради которых можно было бы пренебречь кругозором ребенка. Школьная программа ведь вполне адекватно отражает знания и об окружающем мире, и о человеке.
Читать статью Что такое гармония в семье
Проблема школы в акцентах, методах подачи и перегрузке детей. Но мне сложно найти ненужные предметы в школьной программе. Зачем ускоренно перескакивать через ступеньки ценой качества, а потом думать, чем бы занять ребенка? Ответа на этот вопрос я не нашел.
Для многих родителей школа — место, о котором хочется забыть. Одна моя знакомая может спокойно выдержать на территории школы максимум минут десять, даже если это праздничная линейка 1 сентября. Дальше ей хочется убежать куда-нибудь подальше. Это понятно и вполне естественно. Но все же личные проблемы лучше обсуждать в кабинете психотерапевта. А решение, забирать детей из школы или нет, принимать исходя из пользы для ребенка.
Не стоит пытаться прожить жизнь заново через собственных детей. И в семейном, и в школьном образовании родителям придется постараться и многому научиться. Просто чтобы дать детям качественное образование, а вовсе не элитное. А за элитным образованием придется бежать вдвое быстрее, как говорила Черная Королева. И хорошо, если все наши дети будут понимать, о какой Черной Королеве идет речь.
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
10 способов выстроить доверительные отношения с детьми
Концепция доверия сложна, и особенно сложно выстроить такие отношения с ребёнком. Способность доверять себе и другим лежит в основе любых хороших отношений, и вы можете начать формировать у ребёнка чувство доверия ещё в младенчестве, реагируя на его физические и эмоциональные потребности.
По мере того, как ребёнок растет, можно пытаться повысить его способность доверять. Для этого нужно стараться создавать благоприятную среду, в которой вы слушаете детей и выполняете свои обещания.
Зачем нужно налаживать доверительные отношения с детьми?
Общее построение доверия с ребёнком сводится к тому, чтобы подумать о том, что помогает вам укрепить доверие с важными людьми вокруг вас. Когда мы думаем о доверии, на ум приходят такие слова, как «честность» или «характер» — мы ожидаем, что человек или вещь будут надёжными, правдивыми и способны делать то, что они заявляют.
К тому же, доверительные отношения между детьми и родителями позволяют избежать чрезмерно строгого и даже абьюзивного воспитания, сводят к минимуму ссоры в семье и уменьшают тревожность родителей за своих детей.
Как попытаться выстроить доверие между родителями и детьми?
1. Слушайте
Слушать ребёнка — значит не только распознавать его слова, но, что более важно, стремиться по-настоящему понять его или увидеть основную мысль между строк. Например, когда он говорит: «Я тебя ненавижу, мам!», он не имеет в виду это ужасное сильное чувство, он скорее говорит что-то вроде: «Я злюсь, что ты заставляешь меня ходить в детский сад или школу».
Общение — краеугольный камень доверия. Чем больше вы открыто говорите со своим ребёнком, тем качественнее будут развиваться ваши отношения. Найдите время, чтобы поговорить с детьми. Спросите их мнение о чём-нибудь. Слушайте с любовью, состраданием и без осуждения.
2. Используйте зрительный контакт
Люди многое узнают о намерениях человека, сосредотачиваясь на его глазах. Говоря с ребёнком, наклонитесь и осторожно посмотрите ему в глаза. Пусть он увидит, что вы искренни с ним.
Один из лучших способов завоевать доверие ребёнка — это слушать его, когда ему есть что сказать. Неважно, что вы делаете, смотрите в глаза и проявляйте неподдельный интерес к тому, что ваш ребёнок говорит вам, и это станет важным шагом на пути к доверию.
3. Будьте честными
Этот совет кажется очевидным, но многие родители забывают о такой важной вещи, как честность. Конечно, вам нужно поддерживать соответствующий возрасту уровень откровенности, но если вы всегда честны со своим ребёнком, он начнёт доверять вам естественно, без особых усилий. Л учше ответить на 100 вопросов, чем рисковать нарушить доверие.
Возьмите за привычку не использовать ложь во благо своих детей. Это помогает детям сочетать вербальное и невербальное общение, уменьшая путаницу. Это также позволит им понять, что такое позитивная моральная этика. Если какую-то информацию ребёнку ещё не стоит знать — просто не говорите её, но не прибегайте к откровенной лжи. Да, даже про аистов и капусту.
4. Установите распорядок и позаботьтесь о границах
Этот пункт значительно влияет на доверие, хотя, на первый взгляд, никак не относится к теме. Рутинные действия и последовательность помогают уменьшить конфликты, поскольку ребёнок быстрее понимает, что его попытки сопротивляться бесполезны. Например, когда он настаивает на «ещё десять минут», он успокоится быстрее, если родитель спокойным тоном ответит: «Было бы здорово иметь в запасе ещё десять минут, но из-за них мы опоздаем ».
Последовательность также снижает уровень тревожности: когда ребёнок ожидает от родителя определённой реакции, у него может развиться чувство справедливости. Когда мы чувствуем, что с нами обращаются справедливо, мы можем ослабить бдительность — а это ключ к доверию.
Установление и соблюдение границ приводит к появлению немного другого типа доверия: твёрдой уверенности в том, что родитель будет поддерживать безопасность и целостность жизни ребёнка.
5. Будьте открытыми
Открытость в отношении родительских недостатков, страхов и трудностей помогает детям верить в то, что всё это безопасно и совсем не страшно. Ничто так не укрепляет доверие, как признание своих ошибок. Идеальных родителей не существует, и чем раньше придёт это осознание, тем проще будет выстраивать доверительные отношения с детьми. Если вы в чём-то ошиблись, извинитесь перед ребёнком и дайте ему понять, как вам жаль.
6. Не давайте обещания
Следует избегать обещаний детям, особенно под влиянием момента, ведь их часто трудно сдержать. Иногда возникают ситуации, в результате которых приходится менять планы; если вы чего-то не пообещали, эти изменения проще объяснить.
С другой стороны, если вы уже что-то пообещали ребёнку, выполните это. Важная часть выполнения обещаний — не использовать их для уменьшения своей вины или вместо того, чтобы сказать «нет». Обещайте только то, что звучит разумно и что вы сможете спокойно завершить. Будьте надёжным родителем.
Дети от рождения верят своим родителям. Чем чаще вы меняете своё мнение или не доводите обещанное до конца, тем менее надёжными становитесь в глазах детей. Ребёнку нужно знать, что его родители всегда будут стараться придерживаться данных обещаний.
7. Будьте осторожными
В эпоху социальных сетей дети становятся ещё более хрупкими морально — любой публичный позор может стать причиной травли в социальных сетях и даже за их пределами. Хотя детям может потребоваться дисциплина, устраивать из наказания зрелище — плохая идея. Фактически такие действия могут разрушить любое доверие, которое вы построили со своим ребёнком. К тому же, он нигде не сможет чувствовать себя в безопасности.
Итого: все воспитательные процессы лучше оставить до дома. Мало что так капитально рушит детский контакт с родителем, чем публичное порицание им его же ребёнка.
8. Будьте образцом для подражания
Ребёнок наблюдает за всем, что делают его родители: это помогает сформировать своё мнение о том, заслуживает ли взрослый доверия. Очень важно, чтобы вы моделировали поведение, которое вы хотите, чтобы ваши дети практиковали.
Например, если вы ожидаете, что ребёнок будет заправлять постель каждый день, вам также следует заправлять кровать каждый день. Если вы ожидаете, что он будет уважительно говорить с другими, вам стоит поступить так же. Чем чаще дети видят, что вы придерживаетесь ценностей и правил, которым обучаете их, тем больше они будут вам доверять.
9. Покажите ребёнку, что вы ему доверяете
Доверие в отношениях имеет обе стороны, и, признавая своего ребёнка и сопереживая ему, вы учите его, что, независимо от того, что он делает, вы всегда будете рядом. Это означает, что на него можно возложить немного больше ответственности.
Доверьте ему складывать одежду, мыть посуду или помогать вам готовить. Не всегда ожидайте успеха и старайтесь не реагировать слишком резко, если он случайно разобьёт стакан и помнёт только что поглаженную рубашку. Развитие навыков — это долгий процесс, но, расширяя возможности, вы показываете своему ребёнку, что доверяете ему. Вы можете расстроиться из-за чего-то, но важно всегда давайте ему понять, что вы полностью уверены в его способности сделать правильный выбор в будущем.
10. Уважайте потребность вашего ребёнка в уединении
Доверие также означает, что вы уважаете право вашего ребёнка на конфиденциальность некоторых вопросов (за исключением случаев, когда необходимо экстренно вмешаться). Иногда он может не хотеть говорить обо всём, что происходит в его жизни, и вам нужно смириться с этим. Возможно, ваш ребёнок однажды не захочет говорить о школе или о том, что он делал на свидании. Это железное правило: когда у него появляется личная жизнь, она и должна быть личной. Захочет — расскажет.
Если у вас нет причин полагать, что есть что-то, что нужно обязательно обсудить, можно позволить ребёнку иметь часть своей жизни, которая отделена от вас. На этом этапе развития необходимо, чтобы он почувствовал положительное чувство отделения от вас, поскольку он формирует своё «я».
Позитивные методы воспитания хорошо работают для воспитания детей с дисциплиной и высокими моральными ценностями, и это мечта каждого родителя. Однако это непростой подвиг. И важно знать, что отношения между родителями и детьми — это улица с двусторонним движением, другими словами, это фактически партнёрство между родителем и их ребёнком.
Хороших вам отношений с детьми, гармонии и взаимопонимания.
Ч тобы читать больше полезных материалов для родителей, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. А ещё мы завели Telegram — присоединяйтесь, если вам удобнее этот формат.