Сборник «Дикие сказки» Николая Хаитова. с 1967 года он более 10 раз переиздавался в Болгарии, а его рассказы были переведены на 28 зарубежных языков. Эта одно из его самых существенных и востребованных литературных произведений и одновременно необычный взгляд на обиход и обряды родопского народа. Среди самых знаменитых рассказов необходимо отметить «Мужские времена», «Искаженный мир», «Семя дервиша», а еще снятые на экраны – «Козий рог» (1972 и 1994 гг.), «Дерево без корня», Экзамен «.
«Дикие сказки» в контексте 60-х по собственному наименованию соответствуют нынешнему на момент его выхода культу дикой, необузданной, необузданной. С другой стороны, коллекция – это не просто романтичная эстетизация первобытного.. Николай Хаитов повествует драму поколения и земля, утонувшая в боли, а еще изображения, неразделимо связанные с недрами Родопов как священного центра их существования.
Книжка состоит из 17 историй от первого лица – это 17 историй, которые необходимо будет сделать открытия о жизни человека а для мира в общем – понимание значимого и исключительного в индивидуальной доле. Каждый вид прозрения превращается в точку, на которую всегда будут устремлять взоры персонажи Хайта..
Отдельный рассказ также представляет своего рода портрет конкретного типа человеческой натуры – эти все портреты оживают на наших глазах, формируя полную картину каких-то «мужских времен» в «искривленном мире», «Когда знаешь, каким должен быть мужчина и какой должна быть женщина» (Крастё Куюмджиев).
Представление о суровости уже прошедшего (но незабываемого!) Времени и той призме, через какую автор направляет взгляд читателя, задает первый рассказ из сборника, наименование которого непоколебимо навязывается девизом всех дальнейших – «Men Times». Наряду с несомненными бытово-анекдотичными и юмористическими красками откровенно выделяется романтичный ореол мечтаний о духовной красоте..
В рассказе «Когда мир снял штаны», И не только в нем ярко и монументально выделяется двойственность, столкновение и симбиоз между чисто ежедневным и извлеченным из него экзистенциальным знанием. Индивидуальная участь собой представляет серию удовлетворений и отчаяний. Старый турок Алито выводит предложение быть, по которому быть живым значит вечно обновляться, меняться в связке с миром: «Это не дело, мастера, в тапочках и туфлях, а в мире! Если мир начал снимать тапочки – некому его остановить или остановить. Если он снимет одежду, Кай, Потури, он снимет и тапочки! Не тусуйся с сапожниками, пускай младший сбросит тапочки и возьмется за туфли! ».
Персонажи Хайтова находятся в действии, в регулярном напряжении и ожидании, в поиске и устремлениях. Они бывают злодеями, преступниками, «Выпасть из человеческого общества, но практически в любое время они готовы на какой-либо страшный жест, на какой-то роковой поступок, который разрезает их жизнь пополам и находит необычную духовную силу»..
Главное место в идея книги Николая Хаитова берет рассказ «Семя дервиша», где дедушка осиротевшего Рамаданчо решает усыновить его, так как «Работать по дому было некому». Подросток лишен личного выбора, другой (пол, традиция) как бы строит его идентичность, задает способ его существования в мире: «Они тогда не спрашивали, где они поженились о подобных вещах, но старики выполнили это сами».
Самые сокровенные мечты и желания человека не имеют отношения к патриархальной социальной модели.. В нем несомненный властитель – воля отца, воля семьи.. До свадебного дня молодой герой ничего не знает: «Я был помолвлен, я был женат – вот в чем весь вопрос: хочу ли я Ваптсани потури или Сури?» О избранной невесте мальчик не знает – ни ее возраста, ни происхождения. Это абсолютно непозволительно даже при абсолютно невинном желании на нее смотреть – «Который из?» Какой? «Вечером было ясно». Но вся эта загадочность, скрытность, завуалированность личности невесты делают предстоящее изменение еще более драматичным – новый этап в жизни Рамаданчо..
В Dervish Seed тема сохранения и продолжения рода – только одна из проблем.. В повествовании взгляды на мир противоположны, загружен ритуальными ценностями, и мир лишен таких – прошлого и настоящего, устоев и их отсутствия.
Каждая история – это история, синтезирующая универсальные знания.. Кроме чисто ежедневного «фасада» и смешного рассказа, они концентрируют в себе представления о динамично меняющейся жизни и о личности, которая обязана поменяться одновременно с ней, о силе любви., для стойкости духа, о моральных слабостях и возвышенностях личности …