Программы по предотвращению сексуального насилия над детьми. Они обычно проводятся в школах и обучают детей в следующих областях:
- право собственности на свое тело;
- разница между хорошими и плохими прикосновениями;
- как распознавать угрожающие ситуации;
- как сказать «нет»;
- как рассказать о неправильном обращении заслуживающему доверие взрослому человеку.
Такие программы эффективны в усилении защитных факторов от сексуального насилия над детьми (например, знания о сексуальном насилии и защитных формах поведения), но данные о том, способствуют ли такие программы уменьшению масштабов других видов насилия, отсутствуют.
Чем раньше в жизни ребенка проводятся такие мероприятия, тем более полезными они являются для ребенка (например, когнитивное развитие, поведенческая и социальная компетенция, образовательная подготовка) и для общества (например, уменьшение числа правонарушений и преступлений).
Кроме того, раннее распознавание случаев в сочетании с непрерывной заботой о детях, ставших жертвами насилия, и семьях может способствовать уменьшению масштабов повторного жестокого обращения и его последствий.
Для максимального воздействия мероприятий по предотвращению и проявлению заботы ВОЗ рекомендует проводить их в качестве составной части четырехэтапного подхода в области общественного здравоохранения:
Домашнее насилие над детьми
Домашнее насилие над детьми – угрозы, действия насильственного характера, реализующиеся родителями, старшими членами семьи по отношению к ребенку. Выражается в форме физической расправы, сексуального надругательства, экономического давления, психологического прессинга. Дети, подверженные домашнему насилию, страдают от психических расстройств – задержек развития, эмоциональных и поведенческих нарушений, личностного дисбаланса. Для диагностики применяется клинический и психологический метод. Лечение осуществляется с использованием психотерапии, дополняется приемом медикаментов.
Общие сведения
Домашнее насилие называется также семейным, бытовым. Физическому воздействию со стороны родителей регулярно подвергаются 25% детей, 50% испытывали на себе побои, телесные наказания. Акты насилия совершаются в семьях различного социального уровня, культурной, религиозной принадлежности. Среди людей с низким материальным достатком, минимальным образованием более распространены физические формы надругательств. При высоком экономическом уровне семьи, принадлежности родителей к интеллектуальной среде чаще практикуется психологическое насилие, понимаемое как метод воспитания, привития уважения к старшим. Соотношение мальчиков и девочек, испытывающих бытовое насилие, примерно одинаково. При этом сыновья подвергаются более жестоким физическим расправам, дочери чаще становятся объектами сексуальных домогательств.
Причины домашнего насилия
Причины бытового насилия всегда индивидуальны, связаны с социальным положением агрессора, его воспитанием, морально-нравственными ценностями, ситуационными влияниями. Факторы риска группируются следующим образом:
- Перенос негативного опыта. Агрессор перенимает особенности внутрисемейных отношений от родителей, переносит физические методы наказания, манипуляции, угрозы на своих детей. Побои, доминирование, унижение являются способами «воспитания».
- Декомпенсированное психическое состояние.Комплекс неполноценности, неудовлетворенная детская обида, невымещенная агрессия, вспыльчивый неуравновешенный характер, психопатическое расстройство личности родителя – факторы, повышающие вероятность семейного насилия.
- Асоциальный образ жизни.Алкоголизм, наркомания, преступная деятельность родителей часто сопровождаются насильственными действиями над детьми.
- Социальный стресс. Рост напряженности между членами семьи может быть вызван разногласиями супругов относительно способов воспитания, внезапной беременностью, разводом, потерей работы, постоянного дохода.
- Культурные, религиозные нормы. Отдельные системы воспитания рассматривают физическое наказание, психологические манипуляции как способы формирования послушного, «праведного» поведения. Родители используют порку, домашние аресты, принуждают к непосильному труду.
Патогенез
Продуктивное взаимодействие родителей и детей основано на подчинении, оправданном естественным распределением ролей. Большие различия в компетентности дают право старшему, более опытному члену семьи распределять материальные и временные ресурсы, направлять нравственное, интеллектуальное, физическое развитие ребенка. Патологическое подчинение – синоним насилия. Оно не ориентировано на здоровье детей, не способствует гармоничному формированию их личности, базируется на стремлении родителя доминировать, доказывать свою значимость. Из-за психической, физической незрелости ребенок неспособен идентифицировать действия взрослого как противоправные, не может противостоять им. Необходимость адаптироваться к угрозам, унижениям, побоям деформирует эмоционально-личностную сферу. Последствия домашнего насилия рассматриваются в контексте психологической травмы.
Классификация
Домашнее насилие классифицируют по содержательному признаку. Выделяют три формы:
- Физическое насилие. Преднамеренное нанесение вреда физическому состоянию ребенка выражается через побои, повреждения, увечья.
- Сексуальное насилие. Категория включает предложение, принуждение к действиям сексуальной направленности; демонстрацию половых органов, порнографии; физический контакт, рассматривание гениталий ребенка; фото-, видеосъемку обнаженных детей.
- Эмоциональное насилие. К данной форме воздействия относится грубое, оскорбительное общение, необоснованная критика, унижения, высмеивание, угрозы, запугивания, шантаж, манипуляции, нанесение увечий любимым животным, уничтожение личных вещей ребенка, игнорирование просьб, попыток взаимодействия.
Признаки домашнего насилия
Семейное насилие негативно отражается на физическом, речевом и умственном развитии детей. Эмоциональная сфера характеризуется доминирующим чувством страха, неопределенности. Оно проявляется дистанцированием от окружающих, замкнутостью, тревожностью, депрессией, пассивностью, ночными кошмарами, бессонницей. Развиваются навязчивые действия – обкусывание ногтей, вырывание волос. Невозможность спрогнозировать будущее, предугадать очередную вспышку насилия делает ребенка напряженным, упрямым, несговорчивым, импульсивным, агрессивным.
Дети воспринимают конфликт, повышение голоса, оскорбления, применение физической силы как способ разрешения проблем. Отсутствие опыта установления продуктивного контакта, ведения переговоров, обсуждения чувств лишает возможности заводить дружбу, создавать продуктивные социальные связи, понимать, осознавать собственное эмоциональное состояние, личностные качества. Дети и подростки становятся нелюдимыми, неадекватно реагируют на ситуации межличностного взаимодействия – кричат, дерутся, обзываются, насмехаются, отворачиваются, уходят. Отсутствие представления о себе как об отдельной личности проявляется зависимостью от взрослых, отсутствием самостоятельности, склонностью к употреблению наркотиков, алкоголя.
Осложнения
Домашнее насилие над детьми формирует отклонения физического и психического развития, сопровождается риском увечий, гибели жертвы. Согласно статистике, 0,5% детей, подвергающихся побоям, получают инвалидность, 0,05% – умирают. Большинство жертв имеют хронические соматические заболевания, требующие постоянного врачебного контроля. Среди психических нарушений преобладает депрессия, невроз навязчивых состояний, суицидальное поведение, расстройства пищевого поведения, синдром приобретенной беспомощности, посттравматическое стрессовое расстройство. У детей, переживших сексуальное домогательство, формируется патологическое чувство вины, панические атаки, фобии.
Диагностика
Выявлением домашнего насилия, определением последствий занимаются специалисты из различных областей – представители правоохранительных органов, служб социальной и медицинской помощи. Диагностика психических нарушений – задача психиатра, психотерапевта, клинического психолога. Применяются следующие методы:
- Клинический. Врач-психиатр использует беседу, опрос, наблюдение. В присутствии агрессора (отца, отчима, реже – матери, мачехи) диагностика осложняется его стремлением скрыть правду, подавлением инициативы других членов семьи. Домашнее насилие, его последствия для ребенка определяются врачом косвенно, по особенностям речи, эмоциональных, поведенческих реакций. Беседа с жертвами без присутствия агрессора более продуктивна, предоставляет информацию о характере, продолжительности, последствиях насилия.
- Психологический. Психолог, психотерапевт применяют методики диагностики эмоционального состояния, личностных особенностей. По данным проективных методов, опросников определяется наличие невротических расстройств, психопатологических черт характера, переживание острой/хронической травмирующей ситуации, дисгармоничность семейных отношений, трудности социализации.
Дифференциальная диагностика результатов домашнего насилия основана на установлении факта насильственных действий, изменениях психического, физического состояния ребенка. При постановке диагноза учитывается заключение педиатра, травматолога, невролога, протоколы полицейских, характеристики педагогов, социальных работников.
Лечение последствий домашнего насилия
Дети, подвергшиеся насилию, нуждаются в обеспечении безопасной обстановки. Обследование врачей соматического профиля определяет необходимость госпитализации. Лечение психологических последствий осуществляется психотерапевтом, психиатром. Оно включает:
- Медикаментозную коррекцию. Лекарственные препараты назначаются для купирования симптомов, препятствующих проведению психотерапии: депрессии, тревожности, импульсивности, страхов, навязчивостей.
- Индивидуальную психотерапию. Сеансы направлены на освоение техник саморегуляции, устранение страхов, напряженности, поддержание эмоциональной уравновешенности, спокойствия. Целенаправленное самонаблюдение, внешняя речь (письма, монологи) позволяют выявить, оценить собственные чувства, особенности поведения, сформировать представление о личности.
- Групповую психотерапию. Занятия со сверстниками ориентированы на выработку навыков общения, совместной деятельности, самораскрытия. Способствуют повышению самооценки, формированию уверенности. На сеансах семейной психотерапии присутствуют жертвы и свидетели домашнего насилия. Через обсуждение, отрытое переживание травмирующего опыта вырабатываются новые, продуктивные способы взаимодействия.
Прогноз и профилактика
Прогноз последствий, осложнений домашнего насилия над детьми благоприятный при комплексной помощи врачей, психотерапевтов, специалистов социальных служб. Важными условиями для восстановления здоровья ребенка являются создание благоприятной семейной обстановки, комплексная медико-психологическая помощь. Профилактика насилия реализуется через многосекторальные программы, включающие поддержку семей, оказавшихся в кризисных ситуациях, просветительскую работу с родителями, обучение их навыкам воспитания детей. На уровне школ проводятся занятия, информирующие детей об их правах, обучающие распознаванию угрожающих ситуаций, умению отказывать агрессору, сообщать о насильственных инцидентах близкому человеку.
Насилие в семье над ребенком: виды, признаки, последствия, профилактика
Тема насилия всегда неприятна и пугает, особенно если речь идет о детях. Но говорить об этом важно и нужно для того, чтобы каждый человек мог помочь, при необходимости распознать насилие и сообщить в соответствующие службы. Дети составляют особую группу риска, так как во всем зависимы от взрослых (родители, воспитатели, учителя), находятся в их власти.
Суть и причины насилия
Семья – первый социальный институт для ребенка. Это место, в котором он всегда должен чувствовать себя в безопасности, но иногда случается наоборот: семья оказывается самым опасным местом для ребенка.
Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей). Но насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребенка. Вдвойне опасно, если насилие и семья представляют собой одно и то же.
Зарождение этого явления принято относить к XIX веку, когда началась индустриализация общества, а детей стали эксплуатировать, отправлять на работу, лишать учебы и перспектив. Тогда же начали появляться первые общественные организации по защите детей от насилия и эксплуатации.
В XX веке появились новые подходы к изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Были составлены первые классификации. Тогда насилие подразделяли на педиатрическое, психиатрическое и правовое.
К основным причинам насилия относится:
- подобный опыт в жизни супругов (модель, стереотип поведения);
- личный опыт в виде подавления в детстве, авторитетного стиля воспитания со стороны матери (в будущем отражается насилием над женщинами, как попытками разорвать связь с матерью);
- влияние социально-экономической неблагоприятной обстановки, безработица, низкое социальное положение;
- неудовлетворенность собой и жизнью;
- психопатологии; и аддикции; ;
- неадекватное самоутверждение и достижение власти, вызванные низкой самооценкой и низким самоуважением;
- нежеланный ребенок в семье.
Причина насилия, естественно, кроется в психике родителя. Необходимость найти это и проработать – одна из задач психотерапевта при работе с семьей (работа ведется не только с ребенком). У любой агрессии, насилия всегда есть субъективный мотив. Другой вопрос, что он не всегда осознается самим агрессором.
Иногда насилие – попытки стабилизировать состояние семьи как системы, например, при борьбе за порядок или власть. Тогда нужно работать именно с семьей как системой и устранять причины ее дисфункции. В противном случае насилие станет либо хроническим, либо эпизодическим.
Насилие над детьми как психотравма обладает рядом особенностей:
- не всегда дети осознают суть происходящего;
- если осознают суть, то не всегда осознают истинные последствия для их физического и психического здоровья;
- события могут забыться (детский мозг устроен так, чтобы быстро вытесняет негатив), но дать о себе знать во взрослой жизни;
- о насилии дети чаще рассказывают сверстникам, а не другому члену семьи (если вообще рассказывают).
Виды насилия
Насилие бывает прямым и косвенным, единичным или систематическим, актуальным или прошедшим. Но важнее других выглядит классификация по содержанию насилия:
- Физическое насилие. Это любые физические насильственные действия в отношении ребенка до 18 лет, в том числе варианты наказания (шлепки, толкание, хватание и другое).
- Пренебрежение обязанностями. Под этим подразумевается несоблюдение родительских обязанностей, игнорирование потребностей ребенка, ненадлежащий уход за ребенком.
- Сексуальное насилие. Использование ребенка до 18 лет с целью получения сексуального удовольствия. Любой эротический контакт с ребенком или его эксплуатация (порнография).
- Психологическое насилие. Унижения, оскорбления, высмеивание и другие унижающие личностное достоинство модели поведения.
Сексуальное насилие включает в себя несколько форм:
- Развратные действия. Любые действия со стороны взрослого человека, способные вызвать возбуждение у ребенка до 14 лет и сформировать неадекватное отношение к сексуальным отношениям. Действия могут носить физический (телесный) характер или интеллектуальный (демонстрация материалов).
- Педофилия. Сексуальное преследование ребенка до 14 лет.
- Порнография. Любые формы демонстрации сексуальных отношений (книги, фильмы, журналы).
- Принуждения к сексуальным действиям. Не физическое, а психическое воздействие на ребенка, постепенно вынуждающее его вступить в какие-либо сексуальные отношения. Давить можно статусом взрослого, шантажом.
Жестокое обращение с детьми – обобщенное название любого насилия. Это фактическое причинение вреда ребенку:
- через оскорбления и некорректные наказания;
- неадекватные требования и жесткий контроль;
- запреты.
Жестоким обращением можно назвать физические действия (побои), убийство, вред из-за неоказания помощи, пренебрежение ребенком и его потребностями, вред психике, дефицит защиты и заботы.
Признаки насилия
Насилие со стороны заподозрить непросто, что обусловлено:
- закрытостью семьи как системы;
- взаимозависимыми отношениями агрессора и жертвы;
- недостатком информации;
- запуганностью и недоверием со стороны жертвы.
В основном все сводится к тому, что семья, где царит насилие – закрытая система. Но кое-что может намекнуть о насилии над ребенком:
- крики, хлопки, шлепки, ругань, явно слышимая за стеной (многие квартиры разделены тонкими стенами, а насилие далеко не всегда протекает бесшумно);
- следы побоев на ребенке;
- неопрятный внешний вид ребенка, одежда не по погоде.
К признакам физического насилия относится:
- повреждения органов тела и нарушения органов чувств;
- малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития;
- тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных;
- стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми;
- избегание дома, боязнь тактильных контактов;
- общение с детьми младшего возраста.
К признакам психологического насилия относится:
- психотравма и (или) посттравматический стрессовый синдром;
- у детей до среднего школьного возраста – задержка в физическом и речевом развитии;
- у подростков – потеря смысла и цели жизни, дезориентация, мысли о суициде;
- импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос);
- покорность и податливость;
- страхи и проблемы со сном;
- депрессия и заторможенность;
- девиации;
- болезни.
Признаки сексуального насилия над ребенком:
- несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях;
- сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым;
- жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов;
- тревога при плаче других детей;
- нервный тик, покачивание, сосание пальца.
Общие признаки насилия:
- неумение ребенка сосредоточиться;
- нарушения памяти;
- ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка;
- пессимизм;
- недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей;
- приступы гнева или агрессии;
- хроническое чувство страха, стыда, вины;
- отстраненность от социума;
- депрессия;
- ангедония.
По закону Российской Федерации ребенок сам может обратиться в органы опеки за защитой, а с 14 лет – в суд, но редко какой ребенок решится на это. Насилие, как правило, сопровождается запугиванием, а также страхом и привыканием жертвы.
Каждый случай насилия (жестокость и интенсивность) оценивается в индивидуальном порядке. Учитывается индивидуальная чувствительность ребенка, возраст и характер отношений между ним и взрослым.
Сложнее всего заподозрить психологическое насилие или насилие над душой ребенка. Это многогранная категория:
- нехватка любви и внимания;
- угрозы и насмешки;
- неадекватные и чрезмерные требования;
- любое поведение родителей, вызывающее страх у ребенка;
- запреты;
- психологическое давление;
- гиперопека; ;
- любые побуждения «из любви», наносящие вред здоровью ребенка.
Из-за этого отмечается заниженная самооценка, неуверенность в себе, утрачивается чувство собственного достоинства. При гиперопеке развивается чувство беспомощности и полной зависимости от родителей. Оторванность от семьи, социальное или физическое сиротство ребенка навсегда оставляет след в виде чувства эмоциональной незащищенности. Не факт, что последствия сразу проявят себя, это может возникнуть спустя годы.
Последствия насилия
Переживший насилие ребенок или подросток чувствует страх, замешательство, стыд, бессилие. Часто винит себя и воспринимает как соучастника и первопричину случившегося. Иногда причиной считает свое поведение или положение в семье. Среди других последствий значится снижение доверия и круга общения.
Многие реакции зависят от возраста ребенка:
- Дети до 3 лет. Среди популярных реакций: страх, смешанные чувства, агрессия, потеря аппетита.
- Дошкольники. Отмечается тревога, боязливость, чувство вины и стыда, смешанность чувств, отвращение, чувство беспомощности.
- Младшие школьники. Наблюдается неопределенность школьника в семейных ролях, двойственное отношение к взрослым людям, страх, стыд, отвращение, недоверие ко всему миру.
- Младшие подростки. К предыдущим последствиям добавляется депрессия, чувственная опустошенность (нет никаких ощущений и чувств).
- Старшие подростки. Характерно отвращение, стыд, чувство вины, двойственность чувств в отношении взрослых, девиантное поведение, ощущение ненужности.
Особенно опасно сексуальное насилие, которое во взрослой жизни проявляется: