Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:
- по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
- в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.
Статья 22. Информация о состоянии здоровья
- Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
- Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.
- Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
- Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
- Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье
Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Права отдельных категорий граждан в сфере охраны здоровья и особенности их реализации
В
Основах законодательства РФ об охране
здоровья граждан в разделе 1V
«Права граждан в области охраны здоровья»
в статье 20 оговорено право граждан на
медико-социальную помощь (от
22 июля 1997 года № 5481-1, с последующими
дополнениями от 20 декабря 1999 года №
214-ФЗ, от 2 декабря 2000 года № 139-ФЗ).
Медико-социальная помощь оказывается
медицинскими, социальными работниками
и иными специалистами в учреждениях
государственных, муниципальных и частных
систем здравоохранения, а также в
учреждениях системы социальной защиты
населения.
При заболевании,
утрате трудоспособности и в иных случаях
граждане имеют право на медико-социальную
помощь, которая включает профилактическую,
лечебно-диагностическую, реабилитационную,
протезно-ортопедическую и зубопротезную
помощь, а также меры социального характера
по уходу за больными, нетрудоспособными
и инвалидами, включая выплату пособия
по временной нетрудоспособности.
Граждане имеют право на бесплатную
медицинскую помощь в государственной
и муниципальной системах здравоохранения.
Гарантированный объем медицинской
помощи предоставляется гражданам в
соответствии с программами государственных
гарантий оказания гражданам РФ бесплатной
медицинской помощи. Граждане имеют
право на дополнительные медицинские и
другие услуги на основе программ
добровольного медицинского страхования.
Граждане имеют право на медицинскую
экспертизу, в том числе независимую,
которая производится по их личному
заявлению в специализированных
учреждениях в соответствии со статьей
53 настоящих Основ.… Дети, подростки,
учащиеся, занимающиеся физической
культурой, имеют право на бесплатный
медицинский контроль. Работающие
граждане имеют право на пособие при
карантине в случае отстранения их от
работы санитарно-эпидемиологической
службой вследствие заразного заболевания
лиц, окружавших их. Если карантину
подлежат несовершеннолетние, пособие
выдается одному из родителей (иному
законному представителю) или иному
члену семьи. Работающие граждане в
случае болезни имеют право на три дня
неоплачиваемого отпуска в течение года,
который предоставляется по личному
заявлению гражданина без предъявления
медицинского документа, удостоверяющего
факт заболевания (извлечения из статьи
20).
Таким
образом, оказание медико-социальной
помощи – это профессиональная обязанность
не только медицинских, но и социальных
работников, закрепленная в статье 20 как
правовая норма.
Каждый
гражданин имеет право по медицинским
показаниям на бесплатные консультации
по вопросам планирования семьи, наличия
социально-значимых заболеваний и
заболеваний, представляющих опасность
для окружающих, … медико-генетические
консультации с целью предупреждения
возможных наследственных заболеваний
у потомства.
Семья имеет право на выбор
семейного врача. Семьи, имеющие детей
(в первую очередь неполные, воспитывающие
детей-инвалидов и детей, оставшихся без
попечения родителей), имеют право на
льготы в области охраны здоровья граждан,
установленные законодательством.
Одному
из родителей или иному члену семьи по
усмотрению родителей предоставляется
право в интересах лечения ребенка
находиться вместе с ним в больничном
учреждении в течение всего времени его
пребывания, независимо от возраста
ребенка, с выдачей листка нетрудоспособности.
Пособие при карантине, по уходу за
больным ребенком в возрасте до семи лет
выплачивается одному из родителей или
иному члену семьи за весь период
карантина, амбулаторного лечения или
совместного пребывания с ребенком в
больничном учреждении, а пособие по
уходу за больным ребенком в возрасте
старше семи лет выплачивается за период
не более 15 дней, если по медицинскому
заключению не требуется большего срока.
(Извлечения из статьи 22).
Права
несовершеннолетних.
В интересах охраны здоровья
несовершеннолетние имеют право на:
диспансерное наблюдение и лечение в
детской и подростковой службах;
медико-социальную помощь и питание на
льготных условиях за счет средств
бюджетов всех уровней; санитарно-гигиеническое
образование, на обучение и труд в
условиях, отвечающих их физиологическим
особенностям и состоянию здоровья и
исключающих воздействие на них
неблагоприятных факторов; бесплатную
медицинскую консультацию за счет средств
бюджетов всех уровней при определении
профессиональной пригодности; получение
необходимой информации о состоянии
здоровья в доступной для них форме.
Несовершеннолетние
в возрасте старше 15 лет имеют право на
добровольное информированное согласие
на медицинское вмешательство или отказ
от него.
Несовершеннолетние
с недостатками физического или
психического развития по заявлению
родителей или лиц, их заменяющих, могут
содержаться в учреждениях системы
социальной защиты за счет средств
бюджетов всех уровней, благотворительных
и иных фондов, а также за счет средств
родителей или лиц, их заменяющих.
(Извлечения из статьи 24).
В
разделе V
«Права отдельных групп населения в
области охраны здоровья» Основ статья
26 указывает на права граждан пожилого
возраста.
Граждане пожилого возраста имеют право
на медико-социальную помощь на дому, в
учреждениях государственных или
муниципальных систем здравоохранения,
а также в учреждениях систем социальной
защиты населения и на лекарственное
обеспечение, в том числе на льготных
условиях.
Граждане пожилого
возраста (достигшие возраста, установленного
законодательством РФ для назначения
пенсии по старости) имеют право на
медико-социальную помощь на дому, в
учреждениях государственной или
муниципальной системы здравоохранения,
а также в учреждениях системы социальной
защиты населения и на лекарственное
обеспечение, в том числе на льготных
условиях. Медико-социальная помощь
гражданам пожилого возраста, включая
одиноких граждан пожилого возраста и
членов семей, состоящих из одних
пенсионеров, направлена на лечение
имеющихся у них заболеваний и уход,
поддержание их активного образа жизни
и социальную защиту в случае болезни и
неспособности удовлетворять свои
основные жизненные потребности.
Граждане пожилого возраста на основании
медицинского заключения имеют право
на санаторно-курортное лечение и
реабилитацию бесплатно или на льготных
условиях за счет средств социального
страхования, органов социальной
защиты населения и за счет средств
предприятий, учреждений и организаций
при их согласии.
В
разделе V1 «Права граждан при оказании
медико–социальной помощи» в статье
30 указаны права пациента.
При обращении за медицинской помощью
и её получении пациент имеет право на:
уважительное и гуманное отношение со
стороны медицинского и обслуживающего
персонала, выбор врача, обследование,
лечение и содержание в условиях,
соответствующих санитарно – гигиеническим
требованиям, проведение по его просьбе
консилиума и консультаций других
специалистов, облегчение боли, связанной
с заболеванием и (или) медицинским
вмешательством и др. В случае нарушения
прав пациента он может обращаться с
жалобой к руководителю или должностному
лицу лечебно – профилактического
учреждения.
В соответствии со
статьёй 31 «Основ» граждане имеют право
на информацию о состоянии здоровья.
Каждый гражданин имеет право на получение
информации о состоянии здоровья, включая
сведения о результатах обследования,
наличии заболевания, его диагнозе и
прогнозе, методах лечения, связанном с
ним риске, возможных вариантах медицинского
вмешательства. Информация о состоянии
здоровья не может быть предоставлена
гражданину против его воли.
В статье 41 Основ
говорится о медико–социальной помощи
гражданам, страдающим социально значимыми
заболеваниями.
Перечень таких заболеваний определяется
Правительством РФ.
Гражданам, страдающим
социально значимыми заболеваниями,
оказывается медико–социальная помощь
и обеспечивается диспансерное наблюдение
в соответствующих лечебно – профилактических
учреждениях бесплатно или на льготных
условиях.
Статьей 42 Основ
предусмотрена медико–социальная помощь
гражданам, страдающим заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих.
Таким людям медико-социальная помощь
оказывается бесплатно в предназначенных
для этой цели учреждениях государственной
или муниципальной системы здравоохранения.
- Граждане, пострадавшие
при чрезвычайной ситуации,
имеют право на получение бесплатной
медицинской помощи, санаторно-курортного
и восстановительного лечения, проведение
гигиенических и противоэпидемических
мероприятий по преодолению последствий
чрезвычайной ситуации и снижению
риска для их жизни и здоровья.
- Гражданам РФ,
проживающим в районах, признанных в
установленном законодательством порядке
экологически неблагополучными,
гарантируются бесплатная медицинская
помощь, медико-генетические и другие
консультации и обследования при
вступлении в брак, а также
санаторно-курортное и восстановительное
лечение, обеспечение лекарственными
средствами, иммунобиологическими
препаратами и изделиями медицинского
назначения на льготных условиях.
- Гражданам,
пострадавшим при спасании людей и
оказании медицинской помощи в условиях
чрезвычайной ситуации,
гарантируются бесплатное лечение,
включая санаторно-курортное лечение,
и все виды реабилитации, а также
материальная компенсация в порядке,
установленном законодательством.
В статье 27 Основ
оговорены права инвалидов
(от 24 ноября 1995 года № 185-ФЗ с изменениями
и дополнениями, внесенными федеральными
законами от 4 января 1999года «№ 5-ФЗ, от17
июля 1999года № 172-ФЗ).
Инвалиды, в том
числе дети-инвалиды и инвалиды с детства,
имеют право на медико-социальную помощь,
реабилитацию, обеспечение лекарствами,
протезами, протезно-ортопедическими
изделиями, средствами передвижения на
льготных условиях, а также на
профессиональную подготовку и
переподготовку.
Нетрудоспособные
инвалиды имеют право на бесплатную
медико-социальную помощь в учреждениях
государственной или муниципальной
системы здравоохранения, на уход на
дому, а в случае нетрудоспособности
удовлетворять основные жизненные
потребности – на содержание в учреждениях
системы социальной защиты населения.
Инвалиды, в том
числе дети-инвалиды и инвалиды с детства,
имеют право на медико-социальную помощь,
реабилитацию, обеспечение лекарствами,
протезами, протезно-ортопедическими
изделиями, средствами передвижения на
льготных условиях, а также на
профессиональную подготовку и
переподготовку.
Нетрудоспособные
инвалиды имеют право на бесплатную
медико-социальную помощь в учреждениях
государственной или муниципальной
системы здравоохранения, на уход на
дому, а в случае неспособности удовлетворять
основные жизненные потребности — на
содержание в учреждениях системы
социальной защиты населения.
Порядок
оказания инвалидам медико-социальной
помощи и перечень льгот для них
определяются законодательством РФ,
республик в составе РФ. Органы
государственной власти автономной
области, автономных округов, краев,
областей и пр.
в пределах своей компетенции
могут устанавливать для инвалидов
дополнительные льготы.
Для ухода за
детьми-инвалидами и инвалидами с детства
до достижения ими возраста 18 лет
одному из работающих родителей или лиц,
их заменяющих, предоставляются четыре
дополнительных оплачиваемых выходных
дня в месяц, которые могут быть использованы
одним из названных лиц либо разделены
ими между собой по своему усмотрению.
Вторым
основополагающим правовым документом
стал Федеральный закон «О
государственной социальной помощи» от
17. 07. 1999 г. № 178 – ФЗ.
Этот закон определяет социальное
обслуживание как деятельность служб
по социальной поддержке, оказанию
социально-бытовых, социально-медицинских,
психолого-педагогических социально-правовых
услуг и материальной помощи, проведению
социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в сложной жизненной
ситуации.
Правовой основой
медико-социальной работы являются также
законы:
- «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,
- «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» № от 24 ноября 1995 г.
- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (принят ВС РФ в 1992 г. № 3185-1);
- «О Ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ;
- другие законодательные акты.
На
основании правовой базы на уровне
ведомств разрабатываются нормативно-правовые
документы, которые позволяют ввести
востребованную временем медико-социальную
работу в практику социальных институтов,
например:
- «О государственной социальной помощи в Псковской области» от 30.12. 2004 г. № 413 – ОЗ;
- «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области» от 11.01.2005 г. № 401-ОЗ.
В нынешних условиях
особую важность приобретает разработка
межотраслевого документа, в котором
должны быть изложены единые методологические
подходы к медико-социальной работе и
положения которого позволили бы на
общей основе формировать этот вид
деятельности в различных отраслях
медицины и социальных службах.
Представляется
принципиально важным в создании
нормативной базы медико-социальной
работы установление в этом виде
деятельности компетенции федерального
уровня, компетенции субъектов Федерации
и компетенции органов местного
самоуправления, а также выработка
государственных стандартов и гарантий
качества медико-социальных услуг.
Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
Введение.
Медицинское право — комплексная отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности.
Медицинская деятельность регулируется специальными законами.
Эти законы определяют, каким требованиям подчиняется современная медицинская система, как она должна контролироваться, какими полномочиями обладают непосредственные участники медицинской помощи (пациент, лечащий врач и другие). В настоящее время на правовое регулирование здравоохранения направлены десятки и сотни разноуровневых нормативных актов.
Федеральный уровень медицинского законодательства представлен системой нормативных правовых актов, объединенных в самостоятельную отрасль российского законодательства. Предметом правового регулирования в здравоохранения является совокупность правовых норм в области оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия и др.
Взаимоотношения субъектов в сфере охраны здоровья граждан обеспечивается посредством комбинированного воздействия приемов и способов, характерных для административного, гражданского права и права социального обеспечения.
Субъектами регулируемых отношений являются государство, его органы и учреждения, медицинские учреждения различных форм собственности с одной стороны, и граждане – с другой.
Сфера здравоохранения подчиняется правовому регулированию и такие понятия, как «лечащий врач», «пациент», «медицинская помощь», являются юридическими.
Закон предоставляют населению при обращении за медицинской помощью некоторый выбор среди подсистем медицинской помощи (государственной, муниципальной, частной), а также внутри этих подсистем (выбор врача, услуги).
Медицинская система и пациент находятся в определенных правовых взаимоотношениях.
По отношению к пациенту медицинская система должна обеспечить выполнение ряда его прав, и если эти права нарушаются, то пациент как самостоятельная фигура, права и свободы которой гарантированы Конституцией и являются высшей ценностью в нашем государстве (ст. 2 Конституции РФ), имеет право «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45 Конституции РФ).
Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
Закон закрепляет права в области охраны здоровья семьи, беременных женщин и матерей несовершеннолетних военнослужащих граждан, подлежащих призыву на военную службу по контракту; граждан пожилого возраста; инвалидов; граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях; лиц, отбывающих наказания. Государство берет на себя заботу об охране здоровья каждой семьи.
Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-гигиенические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства. Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства. Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей- инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности. Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке. Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством Российской Федерации. Продолжительность отпуска может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации. В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: 1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации; 2) медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней; 3) санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; 4) бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности; 5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме. Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со ст. 32,33, 34 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих. Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии. Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Порядок организации медицинской помощи военнослужащим устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации и других министерств, государственных комитетов и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба. Деятельность медицинских комиссий военных комиссариатов обеспечивают и финансируют Министерство обороны Российской Федерации и другие министерства, государственные комитеты и ведомства, в которых законом предусмотрена военная служба. Граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защитьД населения и на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста, включая* одиноких граждан пожилого возраста и членов семей, состоящих из одних пенсионеров, направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворять свои основные жизненные потребности. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное течение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций при их согласии. Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедичесыими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеютт право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения. Порядок оказания инвалидам медидко-социальной помощи и перечень льгот для них определяются законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федеращии. Органы государственной власти автономной области, автономных округсрв, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции могут устанавливать для инвалидов дополнительные льготы. Для ухода за детьми-инвалидами и ианвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использзованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению. Граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного и восстановительного лечения, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайной ситуации и снижению риска для их жизни и здоровья. Гражданам Российской Федерации, проживающим в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатная мездицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановитель>ное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях. Гражданам, пострадавшим при спасании людей и оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, гарантируются бесплатное лечение, включая санаторно-курортное лечение, и все виды реабилитации, а также материальная компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет средств бюджетов всех уровней. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период имеют право на специализированную помощь, в том числе в родильных домах. В местах лишения свободы, где предусматривается совместное содержание матерей и детей в возрасте до одного года, создаются детские ясли с квалифицированным персоналом. Испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, не допускаются. В отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, приостанавливается действие договора о добровольном медицинском страховании до окончания срока пребывания в местах лишения свободы.
Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Реферат на тему “Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: права и обязательства сторон”
Содержание
Введение
1. Понятие и структура права на охрану здоровья и медицинскую помощь
2. Основной закон, регулирующий систему охраны здоровья граждан в Российской Федерации
3. Права граждан на медико-социальную помощь
4. Право выбора врача и медицинской организации
5. Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья
6. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы в том, что большая часть населения России периодически или постоянно нуждаются в медицинской помощи. Особенно остро стоит вопрос о стоимости лекарственных препаратов и оказании бесплатной медицинской помощи. Многие граждане не могут позволить себе дорогостоящее лечение – поэтому законодатель старается урегулировать права на охрану здоровья.
С развитием цивилизации охрана здоровья перестала быть делом каждого конкретного человека, но превратилась в проблему всего общества. Большинство развитых стран в настоящее время социально-ориентированы.
Одной из важнейших функций государства стала охрана безопасности граждан, их жизни и здоровья. Государство заботится о здоровье людей с помощью различных механизмов (от бесплатного оказания скорой помощи до обязательного медицинского страхования).
В Конституции Российской Федерации среди прочих социальных гарантий содержится закрепление права на охрану здоровья (статья 41).
Таким образом, наше государство берет на себя обязанность по грамотному и эффективному регулированию этой сферы.
Однако далеко не вся нормативная база отвечает современным международным стандартам в этой сфере, а правовая регламентация и правоприменительная практика позволяет судить о множестве проблем.
Например, доступ к бесплатной профилактике и реабилитации открытне для всех категорий населения, а сфера оказания платных медицинских услуг нуждается в дополнительном правовом регулировании вопросов оценки качества таких услуг.
1. Понятие и структура права на охрану здоровья, и медицинскую помощь
Понятием права на охрану здоровья и медицинскую помощь является комплексная система мер, обеспечивающих самое главное в жизни человека – его здоровье.
Итак, право на охрану здоровья и медицинскую помощь – это разновидность основных (конституционных) социальных прав человека.
Содержанием этих прав является гарантирование оказания бесплатной медицинской помощи гражданину в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь – общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека:
- Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
- Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах:
- Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
- Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для:
- a) обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;
- b) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;
- c) предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;
- d) создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
На самом деле, определение является весомым и правильным, но что оно показывает на практике? А на практике оно показывает лишь одно – оно не действует. Примеры самые доступные, в подобных ситуациях оказывались многие граждане. Медицинская реабилитация в 80% не осуществляется должным образом, не выдаются путевки на санаторно-курортное лечение даже людям с серьезными заболеваниями.
Немаловажную роль играет продолжительность жизни населения.
По нашему мнению, государство должно вырабатывать новые социальные меры, направленные на продолжительность жизни, поддержание здоровья, так как нормы, перечисленные выше, не действуют или соблюдаются лишь формально, например, статья 30 Закона “О профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни” действует лишь в немногих организациях.
2. Основной закон, регулирующий систему охраны здоровья граждан в Российской Федерации