Содержание
Психологические проблемы ребенка из неполной семьи
Пишу о том, что глубоко волнует меня. И как учителя, и как женщину — мать двоих сыновей. Сегодня среди педагогов идут споры: как учить? Чему учить? Но, при нынешней демографической ситуации, мне кажется, важнее вопрос: кого учить?
Когда-то многие школы работали в две смены, и не только потому, что не хватало типовых зданий. А потому, что количество детей заставляло идти на это. А теперь во многих регионах и на одну смену едва набирается детей.
Президент, правительство, Дума обратили наконец-то внимание на демографический кризис. Принята национальная программа. Но, думаю, программа своей цели не достигнет. И одна из причин, на мой взгляд, такова: создатели программы — мужчины, причём очень далёкие от рядовой жизни рядовых россиянок. Разумная, дальновидная мать не примет в расчёт деньги – материнский капитал. Её в первую очередь будет волновать другой вопрос: в каких условиях будет расти ребёнок? Она хочет, чтобы в полной семье, где есть отец, мать. Любая из нас хочет быть уверенной, что не останется одна, без опоры на мужское плечо. А что мы видим вокруг? Воспитание детей полностью легло на женщин. Это наглядно видно даже на школьных родительских собраниях. Мало того, нет даже примеров прочной и положительной семьи. Нет ни в газетах, ни по телевидению.
Да что говорить? Все или почти все видные общественные деятели, члены правительства, депутаты, бизнесмены, побросали свои первые семьи, с которыми прожили не один десяток лет, которые помогли их карьерному росту.
Обзавелись, родные, молоденькими жёнами и щеголяют ими, как медалями. Этот «подвиг» подхватывают мужчины всей России. В общественном сознании укореняется мысль, что семья- это не вечно, не навсегда, не на всю жизнь. Лучше жить, не обременяя себя, не загонять в нужду детей. Лучше не рожать второго. « Одного как-нибудь поставить на ноги».
Учёные, политологи объясняют демографический кризис так и эдак. То денег мало дают, то экономическая ситуация неблагоприятная. Никто не спорит, что это играет определённую роль, но истории наших мам, бабушек учат, показывают, что больше рождалось детей именно в экономические неблагоприятные годины. Потому что тогда женщины чувствовали в мужчинах силу, верность семье. И мужчины ощущали надёжный тыл дома. Государством порицалось разрушение семьи. Общеизвестен негласный сталинский приказ о возвращении после Победы в свои прежние семьи тех офицеров, которые завели на фронте подружек. Сталин, может, и думал больше о моральном облике своих коммунистов. Но мне почему-то кажется, он понимал, что рожать женщины будут, только зная, что государство на стороне прочной семьи. Нравственные законы в стране должны быть на стороне крепкой, устойчивой семьи. Знаменитый герой России, которого преданная жена выхаживала после ран, травм, тут же после выздоровления, укрепление бизнеса, статуса оставляет верную подругу и женится на юной секретарше или модели. Газеты взахлёб радуются сему факту. А наши девчушки делают определённые выводы.
Как бы не изощрялись государственные мужи, придумывая новые « пряники» указов, рожать-то молодым женщинам, не уверенным в завтрашнем дне своего замужества, не хочется. Им, этим будущим мамам, важно видеть примеры дружных, крепких семей. Взять нашего президента. Большинству населения страны, уверена, Людмила Путина очень нравится своей какой-то особой теплотой, мягкостью, искренностью, а В.В. Путин выделяется мужественностью, силой. А ведь это и есть педагогический, психологический эталон хорошей семьи: добрая, всепрощающая мать и строгий, требовательный отец! Именно в таких условиях, как нас учили в учебниках по педагогике, вырастают хорошие, порядочные, нравственно и физически здоровые дети.
Но рядом с собой в телепередачах я чаще всего вижу примеры, как одинокие женщины (вдовы, разведённые, мучающиеся при живых мужьях – алкоголиках) с огромными трудом поднимают детей. Намучившись сами, они учат дочек рожать одного, а то и вовсе не иметь детей.
Мне кажется, государство должно принять общенациональную программу-пропаганду крепкой, прочной, ответственной семьи. Нынче демографический проект никак не подкреплён нравственными примерами и законами.
Хочу добавить, что пишу об этом не на примере своей семьи, у меня, у детей, у родственников в этом отношении всё хорошо.
Что для нас семья? Мы не часто задумываемся над этим вопросом, но точно знаем: семья-это всё, потому что она такая же ёмкая и в тоже время безграничная, как слово «всё».
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, привязанности. Благополучие семьи — мерило развития и прогресса страны, благодаря семье крепнет и развивается государство, растёт благосостояние народа.
2007 год-год ребёнка и 2008 год — год семьи — напоминание взрослым о необходимости соблюдения прав детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование , отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации. Уже сегодня увеличилось более чем в два раза количество детей- сирот, устроенных на воспитание в приёмные семьи на 14%-детей, усыновлённых российскими гражданами.
Неблагополучие в семье пополняет ряды безнадзорных и беспризорных детей. Бедность, безответственное отношение родителей к воспитанию и образованию детей, пьянство, жестокое отношение к детям, распад семей, большое количество неполных семей — вот неполный перечень причин ,которые приводят к крайне негативным тенденциям . В 20011 году на учёте в органах соцзащиты населения стояли 274,8 тысячи семей, находящихся в социально опасном положении ,в которых проживали 489,5 тысячи детей, В этой ситуации уместно говорить о практике раннего выявления и вмешательства в кризисные ситуации в неблагополучных семьях.
Президент России подписал указ о создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На обеспечение его деятельности и в федеральном бюджете предусмотрено выделение 5.2 миллиарда рублей. Основная задача фонда — содействие разработке и практической реализации мер поддержки семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, он будет поддерживать практические меры в области демографической семейной политики в регионах.
Народная мудрость гласит: «Друзей мы выбираем, родственники же нам достаются». Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях в борьбе за существование.
В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось бы, что может быть крепче и надёжнее для защиты человека от одиночества? Но… увы Далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.
Неполная семья-это не приговор, но повод задуматься, что должно сделать общество, чтобы в семейном климате было меньше напряжённости, ссор, конфликтов, дефицита положительных эмоций. Чтобы в самых тяжёлых случаях такой климат не вёл к распаду семьи.
70% детей в начале нового тысячелетия будут расти в неполных семьях.
Неполная семья группа ближайших родственников, состоящих из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствие одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо так же восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытываю материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.
Проблемы:
- Гиперопека
- Психосексуальное развитие отличается противоречивостью
- Низкая школьная успеваемость
- Невротические нарушения и противоправное поведение
Гиперопека.
Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удаётся сдерживать и скрывать своё раздражение по отношению к нему; её разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация. Когда мать подчёркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребёнок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребёнка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становление личности ребёнка.
Психосексуальное развитие отличается противоречивостью.
Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола.
Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. (Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях).
Низкая школьная успеваемость.
Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость.
Невротические нарушения и противоправное поведение.
Всё это не означает, однако, что не полная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут.
В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благополучна и не создаёт затруднений в формировании здоровой личности.
Т.е., неполная семья, хотя и сталкивается с рядом трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.
Ошибки.
- Гиперопека.
- Отстраненность матери.
- Препятствие контакта ребёнка с отцом.
- Двойственное отношение к ребёнку.
- Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то , что у него нет отца».
- Девиантное поведение матери.
Гиперопека.
Когда ребёнок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентаций. Утрирование формы любви чрезмерной заботы оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном развитие детей, формируют у них заниженную самооценку, способствуют подавлению их самостоятельности.
Отстраненность матери.
От собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу («чтобы он был не хуже, чем другие») может формировать потребительскую психологию, что становиться причиной обоюдных переживаний и конфликтов.
Препятствие контакта ребёнка с отцом.
Вплоть до настойчивого «искоренение» унаследованных от него качеств. Некоторые женщины даже пытаются воспитать у дочерей отрицательное отношение к мужскому полу вообще.
Двойственное отношение к ребёнку.
Проявляющееся либо в приступах «чрезмерной любви», либо во вспышках раздражениях, когда на нем вымещают собственные обиды, беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват в последствии у ребёнка невроза.
Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то , что у него нет отца»
Результаты могут быть неопределёнными, так как ребёнок может противиться чрезмерному давлению. В итоге он либо становиться пассивным, либо начинает «бунтовать», что детерминирует его активный уход в неформальные группы.
Девиантное поведение матери:
В силу её безответственности, примитивных интересов, недоброжелательного отношения ребёнку, который напоминает женщине о её неудачах в личной жизни
Прогнозы возможныхпроблем детей, живущих без их биологических отцов:
- Более вероятно, чтобы иметь эмоциональные или умственные проблемы.
- Имеют большее количество проблем в школе.
- Имеют большее количество проблем взаимоотношений с обществом.
- Подвергаются большому риску физического, эмоционального, или сексуального насилия.
- Более вероятно, что убегут из дома.
- Чаще будут курить.
- Более вероятно, будут употреблять алкоголь.
- Чаще употребляют наркотики.
- Более вероятно, будут прогуливать школу.
- Больше шансов быть исключёнными из школы.
- Более вероятно, что прекратит обучение в 16 лет.
- Более вероятно, что будут иметь проблемы с поведением.
- Более вероятно, что будут иметь долгосрочные эмоциональные и психологические проблемы.
- Чаще имеют проблемы со здоровьем.
Рекомендации по воспитанию для родителей неполной семьи.
- Понять, чего вы хотите от ребёнка и объясните это ему. узнать, что он об этом думает.
- Предоставить ребёнку самостоятельность.
- Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг.
- Не подменять воспитание опекой.
- Не подсказывать готовое решение -подсказывать, если это необходимо, пути к решению и время от времени разбирать с ребёнком правильные и ложные шаги к цели.
- Непременно хвалить ребёнка за успех.
- Научить ребёнка самому оценивать свои достижения и гордиться ими.
- Если ребёнок совершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобы ребёнок смог осознать услышанное.
- Оценив проступок, следует поддержать ребёнка как личность: прикоснуться к нему, чтобы он почувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что родитель уверен, что всё у дитя будет в порядке.
- С ребёнком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим.
- В случае возникновение трудностей, следует обратиться к психологу.
Совет № 1
Некоторые матери искренне считают, что если ребёнок будет знать, что отец у него плохой, он легче перенесёт разлуку с ним. На самом деле всё иначе: ведь ребёнок – «часть» обоих родителей, и сознание, что кто то из них «плох», вызывает у него ощущение ущербности, неуверенности в себе. Поэтому совет: как можно меньше критики в адрес бывшего супруга.
Совет № 2
Самым драматическим образом воспринимают развод пяти- семи лет. В это время происходит идентификация с родителями по полу. К пяти годам мальчик отождествляет себя с отцом, а девочка- с матерью. В результате формируется понимание и принятие своей мужской или женской роли в будущем. Если же в это время родители расходятся, то реакция может быть крайне острой, в плоть до гомосексуальных наклонностей в будущем у мальчика и страха перед браком у девочки.
Совет № 3
Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики с трудом общаются сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Часто ребёнок начинает бунтовать против крайней зависимости от матери, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым.
Совет № 4
Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдость характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности.
Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым- обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощенности в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям.
Совет № 5
Ребёнок из неполной семьи порой расплачивается за финансовые трудности: его попросят написать сочинение на свободную тему, тогда как весь класс, съездив на экскурсию в другой город, будет описывать увиденное там. Разве не обидно?
Совет № 6
Ребёнок, растущий, главный образом, без отцовского авторитета, бывает часто недисциплинированным, несоциальным. Агрессивным в отношении в отношении взрослых и детей.
Если матери одной приходится нести все экономические и воспитательные заботы о семье, то она, как правило, бывает настолько занятой. Что у нее не остаётся для ребёнка много времени и у неё ослабевает даже интерес к нему. Ребёнок в таких случаях предоставлен большую часть дня самому себе; если же о нём не позаботятся иначе, то легко может случиться, что он начинает бродяжничать, у него больше возможностей для правонарушений, и он может легче сбиться с пути.
Совет № 7
У матери роль всё же биологическая. У отца – социальна. Мать отвечает за внутреннюю среду, а отец — за социализацию взрослеющего ребёнка. За то как он приживётся, как войдет в окружающий мир. Сейчас наблюдается тенденция к увеличению психических расстройств школьников. Но не только потому, что им в школе плохо. А потому, что семья не снимает стресс.
В момент развода семилетние дети , особенно девочки, очень часто переживают чувство вины за происходящее, начинают думать, что именно из-за них развалилась семья. Ощущение, что «я плохой», может привести к депрессии или, наоборот, вызвать агрессию, оставить ощущение собственной неполноценности на всю жизнь.
Совет № 8
В зависимости от возраста реакции будут разные. У малышей даст сигнал соматика – то есть переживания идут как бы на физическом уровне. Потеря аппетита, сонливость или, наоборот, бессонница. Ребёнок может просто заболеть- и мама думает, что простудился. И в 6 лет ребёнок ещё не скажет: «Мама, у меня душа болит». Он будет ныть: «Мне скучно».
Несмотря на то, что отца уже в семье нет, конфликт ещё с большей силой разгорается между матерью и сыном.
Совет № 9
Мальчики болезненно заострённо пытаются утвердиться в мужской роли, компенсируя этим недостаток общения с отцом. Они стремятся лидировать среди сверстников, но не всегда достигают успеха. В результате возникает агрессивная реакция на несоответствии своим ожиданием и требованиям. Такие мальчики нередко попадают под влияние более старших ребят, ведущих себя, по их мнению, как «настоящие мужчины».
При конфликте с детьми мать проявляет категоричность и нетерпимость к общим с отцом чертам темперамента и характера сыновей.
Проблемы неполных семей – помощь психолога
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Николаевич Толстой. Именно это изречение вспоминается при анализе неблагополучных семей. Но если рассматривать не все неблагополучные семьи, а только одну подгруппу, например, неполные семьи, то можно выделить общие проблемы для каждой семьи. К слову, неполная семья необязательно становится неблагополучной, но обо всем по порядку.
Что такое неполная семья
Неполная семья – нуклеарная семья, которая состоит из одного родителя и детей. В России неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам:
- ;
- смерть одного из супругов.
Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы). Особое место среди внебрачной рождаемости отведено родам несовершеннолетних матерей.
Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.
Неполные семьи отличаются по типу отношений, всего их четыре:
- Мать не говорит об отце, делает вид, что его никогда и не было.
- Мать старается обесценить отца, выставить в плохом свете в глазах детей.
- Мать говорит об отце как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками.
- Если отец не ушел, а погиб, то чаще встречается идеализация его образа.
Лучший вариант – рассказать детям все как было, как есть. Не нужно навязывать им свое отношение к ушедшему супругу, свое видение и понимание ситуации. Дети вырастут и сами сделают выводы.
Не так давно западные ученые ввели новый термин – бинуклеарная семья. Так называют союзы, которые распались как брак, но сохранились как семья. То есть супруги поддерживают между собой нормальные отношения, один из них хочет видеться с детьми, а другой позволяет это делать в любое время. Специалисты считают, что такие семьи неполными являются только формально.
Хочу продолжить теорию ученых и отметить, что у нас встречаются формально полные семьи, но неполные и неблагополучные фактически, внутри семьи. Потому деление семей получается условным, как и связь состава семьи с проблемами, которые мы рассмотрим дальше.
Проблемы неполных семей
Неполные семьи сталкиваются со следующими трудностями:
- Малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи.
- Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок.
- Детская безнадзорность. Найти работу, соответствующую такому описанию непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.
- Чувство неполноценности, угнетенности у детей и родителя. со стороны сверстников в школе, детском саду, на улице.
- Чувство вины у родителя, которое превращается в гиперопеку. И чувство вины у детей, если они видят в себе причину распада семьи.
Таким образом, неполные семьи сталкиваются с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Ситуация усугубляется еще больше, если у кого-то из членов семьи есть проблемы со здоровьем или инвалидность.
Проблемы неполных семей можно рассматривать не только обобщенно, но и отдельно с точки зрения развития детей и с позиции родителя.
Личные проблемы родителя
Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку – мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.
Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании.
Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства. Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки.
Дети из неполных семей
Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Дети страдают от последствий воспитания в неполной семье:
- проблемы с полоролевой идентификацией;
- девиации;
- трудности в отношениях с мачехой или отчимом;
- проблемы со здоровьем.
Полоролевая идентификация
Главная проблема детей из неполных семей – трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.
У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.
На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.
Чаще неполные семьи состоят из матери и детей. Давайте рассмотрим последствия воспитания без мужского примера.
Девушки страдают от неуверенности в отношениях с мужчинами, становятся жертвами, попадают в зависимости или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Американский психолог Мэвис Хетерингтон, посвятивший всю карьеру изучению неполных семей, в одном из исследований определил, что девочки, чей отец погиб, ведут себя сдержанно с мужчинами, избегают контакта. Девушки, чей отец ушел из семьи, наоборот предрасположены к контакту, флирту, общению.
Что характерно для мальчиков:
- преобладание женских черт;
- агрессивность;
- склонность к зависимостям;
- нарочитая мужественность, агрессия и жесткость как форма гиперкомпенсации.
Мальчики с тремя первыми признаками нередко становятся жертвами издевательств. Мальчики с реакцией гиперкомпенсации становятся агрессорами, хулиганами, девиантами. Из-за отсутствия примера они решают действовать от противного или выбирают другие образцы мужского поведения, к сожалению, часто негативные.
Заметны и личностные психофизиологические изменения. Психологи из Лейпцигского университета провели исследование среди взрослых мужчин и женщин, выросших в неполных семьях. Вот что удалось выяснить:
- Мужчины страдают от повышенной усталости, недоверия к миру, депрессивных расстройств.
- У женщин наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания, слабость, нервное истощение.
Как мужчины, так и женщины подвержены стрессу, неврозам. У них наблюдается слабый самоконтроль, склонность к зависимостям, самоубийствам и смертям от передозировки.
Девиантное поведение
Нарушение школьной дисциплины, драки, зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей из неполных семей. У девочек чаще наблюдается алкогольная зависимость и сексуальная распущенность, а у мальчиков – преступное поведение, алкоголизм. Подробнее об этом читайте в статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».
«Новый папа» или «новая мама»
Третья по популярности детская проблема – взаимоотношения с «новым папой», «новой мамой» или периодически приходящими и уходящими личностями. Это тема для другого разговора, но в рамках нашей статьи стоит отметить, что последствия могут быть разными: от благополучных, когда семья становится полной, до неблагополучных последствий типа конфликтов, скандалов, насилия, жестокости.
Проблемы со здоровьем
Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще страдают острыми и хроническими заболеваниями. К причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход матери за ребенком, невнимательность (возможно, обусловленная занятостью). В неполных семьях чаще наблюдаются плохие санитарно-гигиенические условия, бытовая неустроенность, вредные привычки и самолечение.
Поддержка неполных семей
Поддержка неполных семей должна быть комплексной:
- помощь службы занятости в трудоустройстве родителя;
- помощь медицинских учреждений в обеспечении профилактических осмотров, патронажа;
- помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание, обучение;
- помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов;
- общение с другими неполными семьями, обмен опытом, поддержка, совместный отдых, взаимопомощь.
Большая роль отводится активности самой семьи. Нужно знать свои права, ознакомиться с нормативно-правовой базой, обратиться в социальную службу. Базовая поддержка неполных семей есть в каждом городе, для этого не нужно посещать платные консультации психолога или другого специалиста. А между тем принятие и подтверждение статуса неполной семьи, отстаивание прав может решить ряд проблем. Достаточно обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.
Что касается психологической поддержки, то нужно обязательно найти единомышленников, людей с подобной ситуацией. Это нужно не только для общения и совместного досуга, но и для обмена опытом, а также взаимной помощи: посидеть с ребенком, отвезти детей в школу, встретить из школы. Если дети ходят в одно учебное заведение, то можно договориться с другими родителями и по очереди провожать детей (зависит от рабочего графика каждого родителя).
Что еще важно учесть родителям из неполных семей:
- По возможности сохранить полноценное общение ребенка с обоими родителями.
- По возможности поддерживать хорошие отношения с супругом. Ученые доказали, что конфликты между родителями негативно сказываются на состоянии ребенка, даже если тот может видеться с другим родителем. Ссоры бывших супругов нейтрализуют положительно влияние общения ребенка и родителя.
- Поощрять детскую самостоятельность и инициативу, не привязывать детей к себе.
- Не «отыгрываться» на детях, создавая из них идеального мужчину или женщину. Не проецировать на них свои отношения с супругом. Если вы видите причину развода в ребенке, или он раздражает вас тем, что очень похож на ушедшего супруга, то обратитесь к психологу. Это серьезная проблема.
- Избегать гипер- и гипоопеки, воспитания по типу кумира семьи.
Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но только от родителя и других участников семьи зависит будущее.
Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.
Трудности возникают не столько из-за ухода родителя, сколько из-за занятости второго супруга, дефицита внимания и любви, усталости оставшегося родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделять достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.
В то же время полная, но дисфункциональная семья, где один или оба родителя не справляются с обязанностями, играют несоответствующую роль, может стать причинной неблагополучия детей, социальных и психологических проблем в семье.
«Нет полных или неполных семей, есть семьи счастливые или несчастливые», – В. В. Леонов.
Неполная семья — не приговор?
Семья… Что она для нас? Мало кто об этом задумывается. Между тем, это то, что мы называем емким словом – ВСЁ. С нее начинается наша жизнь.
В ней мы формируемся, и как граждане в том числе. Здесь мы черпаем любовь, воспитываем уважение, привязанность и другие замечательные качества.
А что, если семья неполная? Страшно представить, но такой формат семьи у нас уже не считается бедой. Что может дать такая семья? Ведь подводных камней, угрожающих неполным семьям, слишком много.
Что за камни? Какие советы можно дать родителям, в одиночку воспитывающим детей?
Что такое «неполная семья»? Это семья, где ребенок или несколько детей воспитываются кем-то из родителей.
Из этой статьи вы узнаете
Особенности воспитания детей в неполной семье
Их много. Ведь оставшемуся родителю приходится решать финансовые, материальные и бытовые проблемы, заменять второго родителя, воспитывать детей, учить с ними уроки и пр. Назовем основные проблемы, которые мешают ребенку развиваться полноценно и даже ломают ему жизнь.
Мать, пытаясь загладить вину перед ребенком за лишение второго родителя, проявляет чрезмерную заботу, чаще выражающуюся в материальных благах. Мол, пусть будет образцовым, даже если нет отца. Ребенка окружает атмосфера часто неискренней любви и чрезмерной опеки.
Чем чревато: Это и психологические отклонения у ребенка, задержка в интеллектуальном развитии, заниженная самооценка, подавленная самостоятельность, противление давлению, пассивность или бунт, влекущий за собой активный уход в неформальные группы.
В противоположность гиперопеке, родитель совершенно отстраняется от воспитания, вымещая на ребенке свои беды и разочаровании, видя в нем причину такой ситуации. Хуже того, начинает настойчиво «искоренять» в чаде унаследованные от второй половинки качества, воспитывать негативное отношение к противоположному полу, злоупотреблять алкоголем, развратничать.
Чем чревато: Не только искажением восприятия жизни ребенком, уходом от реальности, а и глубоким неврозом.
Как свидетельствует статистика, дети из неполных семей начинают хуже учиться, не ходят в школу.
Чем чревато: Сами посудите, что будет, если ребенок не набирается необходимых знаний, а дома им никто не занимается. Это не просто отставание в развитии. Это куча комплексов и, скорее всего, невозможность состояться в дальнейшей жизни.
Увы, дети в отсутствие родителя не получают возможности видеть полноценное формирование стереотипа поведения своего пола. Например, мальчику, потерявшему отца, негде брать примеры мужского поведения, вот и приходится перенимать женские черты. Девочка в подобной ситуации страдает не меньше, так как отца ей заменяет мать.
Чем чревато: Противоречивым психосексуальным развитием. Вплоть до гомосексуализма. Ведь, по статистике, многие лица с гомосексуальной ориентацией воспитывались в неполной семье.
Причины образования неполных семей
- Развод. Оказывается, около четвертой части мужчин и женщин разводились хотя бы раз.
Проблемы, которые могут возникнуть у детей
Исходя из того, что вы сейчас прочитали, несложно сделать выводы о том, что у детей, растущих в неполных семьях, могут появиться проблемы:
- эмоционального, психологического или умственного характера (например, могут после расставания родителей относиться к ним агрессивно, или начать бояться потерять единственного родителя);
- в школе (из-за неуспеваемости, прогуливания уроков могут быть отчислены или бросить обучение раньше, а потом испытывать проблемы с трудоустройством);
- во взаимоотношениях с обществом;
- с насилием (физическим, эмоциональным или сексуальным);
- с употреблением наркотиков, алкоголя, курением;
- с поведением (многие убегают из дома, склонны к асоциальному поведению (даже до заключения);
- с представлением межполовых отношений (могут возненавидеть противоположный пол);
- с ранними отношениями с противоположным полом (становятся рано родителями, рано разводятся и пр.);
- со здоровьем и т.д.
Статистика по недалекому будущему. Она приводит в ужас. Сейчас в такой семье в РФ воспитывается каждый седьмой ребенок. Страшно представить, но скоро две трети детей будут воспитываться с одним родителем. Количество распавшихся семей с каждым годом растет как снежный ком.
Советы родителям неполных семей
Хочется дать один совет – не разводитесь.
Совершив этот шаг, вы не только себя, а и своего ребенка подвергнете большой опасности. Разумеется, есть ситуации, когда расставание оправдано и совершается в пользу детей.
Если дело сделано? Отвлекитесь от себя. Обратите взоры на дочь или сына. И не совершайте ошибок, которые могут трагическим образом сказаться на их психике и дальнейшей реализации в этом мире.
Критика
Думая, что это поможет пережить разлуку, детям часто говорят, что второй родитель такой-сякой. Что бы вы ни говорили, ребенок любит вас обоих. И понимание того, что бывший ваш супруг плох, рождает в нем только ущербность и неуверенность в себе.
Идентификация по полу
Очень тяжко переносят расставание пяти- и семилетние дети. Ведь в этот час они отождествляют себя с папой (мальчик) и с мамой (девочка). Отсюда они начинают понимать свою роль в будущем – женщины или мужчины. Реакция на развод в таком возрасте крайне остра. И дело может кончиться у девочек страхом создания семьи, а у мальчиков — появлением гомосексуальных наклонностей.
Тревожность
Она и другие невротические симптомы больше развиты у детей, выросших без отца. У них также занижен уровень притязаний, зато они становятся грубыми и драчливыми. Не бунтуя против сильной зависимости от матери, часто растут пассивными, вялыми, физически слабыми.
А вообще, многие дети впадают в депрессию, становятся озлобленными. И тревожность в них развивается не только в отношении своей жизни, будущего. Многие считают себя виноватыми в распаде семьи. Ощущение их неполноценности будет преследовать их всю жизнь.
Формирование образа
У мальчика, воспитанного матерью, даже если он стремится утвердиться в мужской роли, редко присутствуют твердость характера, дисциплинированность, самостоятельность, решительность и другие мужские качества. Он, желая лидировать в своей среде, не знает, как общаться со сверстниками, понятия не имеет об истинно мужском назначении и роли.
В итоге, может попасть под влияние старших ребят, стараясь подражать им, как «настоящим мужчинам». А у девочки из-за отсутствия отца может сложиться искаженное представление о мужчине. Поэтому в свое время у нее появится упрощенность в отношениях с мужским полом или большие сложности.
Финансы
Дети из неполных семей часто обделены в этом плане. Поэтому не всегда одеты и обуты, как сверстники, не имеют денег на карманные расходы и пр. Откладывайте средства на ребенка, чтобы у него не было комплексов, но все должно быть в меру.
Дисциплина
Живя без отцовского авторитета, дети становятся недисциплинированными, несоциальными, агрессивными. Поэтому так важно матери давать общаться детям (как мальчикам, так и девочкам) с отцом, который при правильном подходе может изменить ребенка.
Интерес к ребенку
Да, мать одна несет на себе все заботы. Поэтому она так занята. Настолько, что ребенок все время один, а у нее к нему нет никакого интереса. Но, когда дети предоставлены все время самим себе, о них некому позаботиться, они начинают бродяжничать, совершать правонарушения, сбиваться с пути.
Роль родителей
У матери она биологическая, и она в ответе за внутреннюю среду.
А у отца – социальная, он в ответе за социализацию, за то, как ребенку будет в окружающем мире по мере взросления. Не секрет, что среди школьников растет количество психических расстройств, и не школа в основном виновата, а семья, где невозможно снять стресс.
Как преодолеть проблемы неполной семьи
Что можно сделать, чтобы предотвратить опасности или решить имеющиеся проблемы?
- Постарайтесь привлечь в жизнь ребенка человека противоположного пола, адекватного и авторитетного для него. Прививайте ему правильные половые качества, отправляя в соответствующие его полу кружки и секции.
- Проводите время с ним. Но не для того, чтобы самому расслабиться. Он нуждается в вас, в вашей любви и заботе.
- Выясняйте отношения с бывшим супругом без детей.
- Разводясь, помните, что это событие и для вашего ребенка станет огромным стрессом. Поэтому не рвите отношения с бывшим, напротив, сохраните их, если они не вредят ребенку.
- Одинокому папе психологи советуют больше чувств проявлять к ребенку, восполняя его эмоциональные потребности, быть терпеливее и любить просто так, а не за что-то, как это бывает в природной мужской любви.
- Одинокой маме желательно быть по-мужски строгой, требовательной. Но, показывая себя главой семьи, оставаться матерью – любящей, нежной и заботливой.
- Не отказывайтесь от помощи близких по уходу и воспитанию ребенка.
- Выделяйте побольше времени для общения, веселья и отдыха; увеличивайте его, если это нужно.
- Интересуйтесь жизнью и учебой ребенка, его кругом общения, времяпровождением, обращайте внимание на плохие привычки.
Это только один пример из жизни
Прожив 15 лет, они расстались. Причина? Лучше указать на точку кипения. Она выгнала мужа, который вытащил ее со дна, не зная другого маршрута «дом-работа-дом». А поменяла его на … подружку. Дети плачут и сейчас, спустя почти год после распада семейства. Папа, когда ты с нами снова станешь жить…
Мать не справляется ни с воспитанием, ни со своей «половинкой», которая посмела уже руки распускать на чужих деток. Отец разрывается между работой, которая позволяет ему платить достойные алименты, и между своими проблемами, которыми постепенно оброс. Ведь надо снимать жилье, ухаживать за собой, ну и т.д.
- Первое, старшая дочь устраивает жуткие демарши. Были опасные группы в интернете, съемки роликов, пропуск уроков, привод в полицию. Мат-перемат. Курит. Пьет. Целуется и водится только с … девчонками. Не исключено, что и сексуальный опыт (это в 13 лет!) был. А что, есть с кого брать пример. Копия своей матери.
- Второе, средняя дочь. Повторяет во всем старшую сестру. В 10 лет отборный мат из ее уст – это что-то страшное. Надо полагать, что скоро она переплюнет и мать, исповедующую лесбийскую любовь, и сестру, которую не пугает уже ни детдом, ни жуткие перспективы.
Резюме
Да, неполная семья — это не приговор. Жизнь продолжается, и ее надо жить, стараясь следовать советам и специалистов, и мам, прошедших этим горьким путем.
Но! Стоит задуматься над одной простой вещью. Любое неблагополучие в семье чревато все новыми и новыми безнадзорными и беспризорными детишками с изломанными судьбами.
А значит, лишать детей одного из родителей – это преступно? Ведь не факт, что детки, воспитываемые счастливой мамой (или папой), вырастают счастливыми, самостоятельными и проч. Это всего лишь жалкая отговорка тех, кто желает наслаждаться жизнью без второй половинки, не интересуясь тем, как отнесется к этому дитя…
Думается, что общество также не должно стоять в стороне проблемы. Нужны условия для того, что б семейный климат был избавлен от ссор, напряженности и нехватки позитивных эмоций. То есть все для того, чтобы даже в самых несносных ситуациях этот климат не повлек за собой распад семьи…
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/blogi/nepolnaya_semya_ne_prigovor.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Источник https://urok.1sept.ru/articles/632100
Источник https://psychologist.tips/4372-problemy-nepolnyh-semej-pomoshh-psihologa.html
Источник https://razvitie-vospitanie.ru/blogi/nepolnaya_semya_ne_prigovor.html