ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусова З.М., Эркенова А.В.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урусова З.М., Эркенова А.В.
THE INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH THE FAMILY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
Текст научной работы на тему «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй как педагогическая проблема»
Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Решение задач всестороннего развития подрастающего поколения возможно лишь при наличии в системе воспитания детей единых педагогических требований, предъявляемых общественным воспитанием и семьей. Сочетание общественного и семейного воспитания, разносторонняя взаимосвязь этих двух факторов педагогического воздействия на ребенка становится все более актуальной проблемой современной педагогики и практики воспитания.
Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не смогла обойтись без семьи.
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм – воспитание.
По мнению многочисленных исследователей (И.В. Гребенников, З. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина и т.д.), семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Они считают, что процесс социализации детей начинается не в ДОУ, а на этапе раннего детства в семье. Ошибки и просчеты в воспитании в самом раннем возрасте могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации, в различных отклонениях в развитии личности. Поэтому в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в ее функции первоначальной социализации детей [2].
Как показывают психолого-педагогические исследования (А.И. Леонтьев, С.А. Козлова и др.), из всего многообразия окружающего мира на развитие маленького ребенка особое значение имеет «интимный круг общения». Интимный характер семейного воспитания исследователи считают приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.) [4].
В работах исследователя Т.А. Марковой мы находим обоснование еще двух факторов, обеспечивающих действенность, силу, стойкость семейного воспитания:
— постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день;
— наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.
Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья первый и наиболее значимый институт жизни человека. Как показывают многочисленные исследователи (И.С. Кон, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев и др.) она определяется с одной стороны специфическим воздействием семейной группы, с другой – первостепенной важностью раннего детства в развитии человека.
Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным», так как каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями (воспитательным потенциалом).
Напротив, можно с полным правом сказать о том, что в образовательных учреждениях цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, прописаны в программных документах, сформулированы для определенного образовательного учреждения, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников, в то время как в семье часто носят имплицитный (несформулированный) характер, варьируются от целого ряда причин (ценностных ориентаций; уровня образования, общей и педагогической культуры родителей; их этнической принадлежности, степени ответственности за детей; сплоченности семейного коллектива и т.д.).
Одно из основных условий правильного семейного воспитания – это понимание родителями своей ответственности перед государством за воспитание детей. Для того, чтобы семья успешно справлялась со своими воспитательными задачами нужно, чтобы родители знали основные педагогические требования и необходимые условия домашнего воспитания. Донесение до родителей этих знаний – одна из основных задач работы воспитателя с семьей.
Пути повышения педагогической культуры родителей достаточно обстоятельно изучали такие ученные как И.В. Гребенников, О.Л. Зверева, В.К. Котырло, Е.И. Наседкина, Р.К. Сережникова и др. Так же широко изучались линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения (Е.С. Бабунова, В.И. Безлюдная, А.И. Захаров, А.И. Остроухова).
Для того чтобы выявить важность взаимодействия ДОУ и семьи, необходимо конкретизировать понятие «взаимодействие». Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой [1]. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений[1].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [3].
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Напротив, единство в воспитании, осуществленное детским садом и семьей, обеспечивает определенную систематичность работы организма ребенка, выработку динамичных стереотипов. При этом, по мнению О.Н. Урбанской, более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку гораздо легче овладевать установленными нормами, правилами.
В установлении живой связи и согласованности между семьей и ДОУ ведущая роль принадлежит ДОУ как государственному учреждению общественного воспитания. Возможность и необходимость оказания помощи семье дошкольным образовательным учреждением в настоящее время приобретает особую актуальность, так как именно в семье у детей формируются такие важные нравственные качества как трудолюбие, честность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу (Р.С. Буре, З.И. Борисова, Д.О. Дзинтаре, Л.В. Загик, Э.К. Суслова, О.Н. Урбанская) [3].
Таким образом, перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача не просто повышать уровень педагогической компетенции родителей, распространять среди родителей педагогические знания, но и повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать и транслировать лучший опыт воспитания детей дошкольного возраста в семье.
1. Андреева, Н.А. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.А. Андреева // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та : науч. журн. — 2010. — № 4. — С. 112-116.
2. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г Богославец, А.А. Маейр – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
3. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями [Текст]: Пособие для педагогов и родителей / Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. — М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
4. Зверева, О.Л., Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. — М.: Сфера, 2009. – 256с.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании »
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусова З.М., Эркенова А.В.
В статье авторы рассматривают вопросы взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьёй. С момента создания системы общественного дошкольного воспитания педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляла поиск разнообразных форм и методов работы детского сада и родителей. Родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Воспитатели недооценивают роль семьи и не стремятся объединять с родителями усилия для развития и воспитания детей. Авторы делают вывод о том, что чем быстрее родители и педагоги осознают, что сближение двух социальных сфер состоит, прежде всего, в духовной интеграции и взаимообогащении менталитетов, соответствующих социумов, их культурно-образовательных, нравственных ценностей, тем быстрее повысится уровень духовного взаимопонимания, взаимопроникновения.
Читать статью Наука конфликтной компетентности. Как на ребенка влияет развод и как защитить его от негативных последствий
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урусова З.М., Эркенова А.В.
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в дошкольной образовательной организации как метод взаимодействия с семьёй
Сотрудничество дошкольной образовательной организации и родителей как условие формирования инновационно-проектной компетентности старших дошкольников
Педагогические условия содействия дошкольного учреждения семье в социальном воспитании старшего дошкольника
Использование педагогом традиционных и инновационных технологий в ходе взаимодействия с родителями для оптимизации общения детей
THE INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH THE FAMILY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
The article deals with issues of interaction of preschool educational institution with the family . For many years, since the establishment of the system of public pre-school education was created, pedagogical science and practice looked for various forms and methods of work of the kindergarten and parents. Parents recognize the priority of preschool institutions in addressing educational issues, but do not consider the necessity of participation in the pedagogical process. Teachers underestimate the role of the family and not strive to unite with parents’ efforts for the development and education of children. The authors conclude that the sooner parents and teachers realize that rapprochement between the two social spheres is, first and foremost, spiritual integration and cross-fertilization of cultures and mentalities, of the respective societies, their cultural, educational, moral values, the faster the level of spiritual understanding, convergence happens.
Текст научной работы на тему «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй как педагогическая проблема»
Urusova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Professional Education, Karachai-Cherkessia State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: urusovazur@mail.ru Erkenova A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Educational Technologies, Karachai-Cherkessia State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: urusovazur@mail.ru
THE INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH THE FAMILY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM.
The article deals with issues of interaction of preschool educational institution with the family. For many years, since the establishment of the system of public pre-school education was created, pedagogical science and practice looked for various forms and methods of work of the kindergarten and parents. Parents recognize the priority of preschool institutions in addressing educational issues, but do not consider the necessity of participation in the pedagogical process. Teachers underestimate the role of the family and not strive to unite with parents’ efforts for the development and education of children. The authors conclude that the sooner parents and teachers realize that rapprochement between the two social spheres is, first and foremost, spiritual integration and cross-fertilization of cultures and mentalities, of the respective societies, their cultural, educational, moral values, the faster the level of spiritual understanding, convergence happens.
Key words: cooperation, family, preschool educational institution.
З.М. Урусова, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики профессионального образования, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: urusovazur@mail.ru А.В. Эркенова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и педагогических технологий, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: urusovazur@mail.ru
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЁЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье авторы рассматривают вопросы взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьёй. С момента создания системы общественного дошкольного воспитания педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляла поиск разнообразных форм и методов работы детского сада и родителей. Родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Воспитатели недооценивают роль семьи и не стремятся объединять с родителями усилия для развития и воспитания детей. Авторы делают вывод о том, что чем быстрее родители и педагоги осознают, что сближение двух социальных сфер состоит, прежде всего, в духовной интеграции и взаимообогащении менталитетов, соответствующих социумов, их культурно-образовательных, нравственных ценностей, тем быстрее повысится уровень духовного взаимопонимания, взаимопроникновения.
Ключевые слова: взаимодействие, семья, дошкольное образовательное учреждение.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребёнка».
Благодаря усилиям отечественных ученых (Р.С. Буре, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.П. Усова, Д.Б. Эль-конин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач и подготовку ребёнка к школе. Очевидно, что родители и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка-дошкольника. С момента создания системы общественного дошкольного воспитания педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляла поиск разнообразных форм и методов работы детского сада и родителей. В работах Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик, Я.И Ковальчук, О.Н. Урбанской и др. было разработано содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с родителями. К ним относятся: посещение семьи, консультации, беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда, деловые игры, семинары-практикумы. Как показало специальное изучение (Ч.М. Ерминова, В.А. Караковский, И.А. Хоменко), эти формы работы с семьей не в полной мере оправдывают себя. Родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Воспитатели недооценивают роль семьи и не стремятся объединять с родителями усилия для развития и воспитания детей. Поэтому не налаживается надлежащая обратная связь, не используются в полной мере влияние семьи [1].
Большой интерес для нас представляет педагогическая теория Я.А. Коменского. Высказанные им идеи о семейном воспитании не потеряли своей актуальности и в наши дни. «Дома дети должны предаваться трем упражнениям: 1) Вера в благочестие; 2) Добрые нравы; 3) Знание языков и наук. Никто не должен думать, что без усиленного труда может быть воспитано благочестие, добродетели, наука. Родителям необходимо показывать
хороший пример, ко всему этому присоединить своевременные и разумные наставления» [2, с. 229]. Важнейшим условием воспитания он считал поддержание радостного настроя души ребёнка. По теории Я.А. Коменского, на детей нельзя «давить», нельзя их торопить; следует создавать условия для разностороннего развития и предлагать игровые стимулы к обучению [2, с. 229 — 237].
Значительно позже вопросы взаимодействия педагогов и родителей были широко представлены в трудах отечественных и зарубежных педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака и др. А.С. Макаренко говорит о семье как о естественном человеческом коллективе, отвечающем за воспитание ребёнка. Советует родителям разумно и точно провести ребёнка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри её бурь. [3, с. 261].
Воспитание в семье В.А. Сухомлинский сравнивал с благородной и сложной работой, единой для всех и в то же время своеобразной и неповторимой в каждой семье, — это по его словам творение человека, называя это счастьем. Настоятельно рекомендовал обучать будущих отцов и матерей в специальных родительских школах — родительской педагогике. Публикации и монографии изучению семьи как школы душевного здоровья посвятили свои исследования отечественные и зарубежные философы И.А. Ильин, М. Монтень, Гегель, Э. Кант, Э. Фромм и др. Дискуссии концентрировались вокруг семьи, как источника духовности.
Какими бы не были ценностно-целевые концепции образования, они имеют смысл лишь в том случае, если помогают выйти в сферу широко понимаемой в педагогической практике повышения роли семьи как социально-образовательного института. Взаимодействие социумов семьи и дошкольного образовательного учреждения объективная необходимость. Это реальность, существующая хотя бы потому, что педагогов и родителей объединяет одна и та же благородная цель воспитания духовно-нравственной личности ребёнка. Педагогическую систему, функционирующую в дошкольных образовательных учреждениях, можно охарактеризовать как недостаточно духовно насыщенную. Совершенно очевидно, что при этом родители не получают необходимой духовно-нравственной информации.
Читать статью Счастливая семья
Изменение позиций родителей на вопросы ценностных ориентации современного образования, по нашему убеждению, является одним из педагогических условий повышения их личностной культуры. Особое внимание при этом уделялось вопросам самовоспитания (саморазвития) под которым они понимали рост самосознания, стремление к совершенствованию своей личности. При этом широкое понимание термина «воспитание родителей» включало все сферы семейной жизни, куда входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребёнка и его развития в целом, а также отношения семьи к обществу и культуре. Важнейшим результатом содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно опосредованного общения педагогов и родителей, должна стать активная позиция родителей в воспитании ребёнка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых ребёнку». В исследованиях В.А. Петровского, И.А. Карпенко, А.М. Виноградовой, Л.М. Клариной, М.Б. Зацепиной прослеживается определенное отношение к общению в психолого-педагогическом плане, характеризуются этапы общения. Наиболее значимыми для нашего исследования являются следующие этапы:
Первый этап — трансляция родителям положительного образа ребёнка. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов». Благодаря этому с самого начала между педагогами и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.
Второй этап — трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье (особенности общения ребёнка со сверстниками, его успехи в учебной деятельности и т. п.).
Третий этап — ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребёнка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо подчеркнуть, что позиция педагога в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская «общение на равных».
Четвертый этап — совместное исследование и формирование личности ребёнка. Девизом данного этапа общения может быть «давайте узнавать вместе».
Таким образом, активная позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй, дифференцированное влияние на родителей обеспечивает не только повышение педагогического потенциала семьи, но и имеет прямое воздействие на изменение уровня воспитания дошкольника.
Одним из перспективных направлений семейного и общественного воспитания является использование выразительных средств искусства, в повышении уровня духовности подрастающего поколения, а в последующем этноса. Особое место при этом отводится развитию гармонической социально-адаптированной, духовно-развитой личности средствами народного и классического изобразительного искусства.
Также мы считаем, что взаимодействие детей и родителей, в игровой деятельности, поможет ребёнку освоить общечеловеческий, творческий потенциал и произойдет невидимый процесс «врастания» ребёнка в культуру, в её глубинные пласты. Это и есть процесс подлинного культуроосвоения, включающий в себя элемент культуротворчества. Важнейшей частью семьи является тип её духовной культуры, каждая семья создаёт как бы свой фонд духовной культуры, который передается от предков супругов к родителям и затем в свернутом виде предается детям. Первоосновой этого фонда, по мнению В.В. Зеньковского, является
семейная мифология (рассказ о дедушках, прадедушках, бабушках, прабабушках, дядях и других родственниках). Семейный эпос — легендарная история семьи, рассказы о деятелях семьи.
Семейный эпос формирует у детей и у самих рассказчиков чувство причастности к своему роду и народу, к местам обитания, дает примеры решения жизненных ситуаций в прошлом, то есть то, что называют «малой родиной» [4, с. 195].
Основа любого взаимодействия — реализация потребностей его участников. Основные интересы семьи и дошкольного учреждения по развитию личности ребёнка объективно совпадают. Другое дело, что сложности и противоречия реальной жизни, а также сложившиеся традиции, как правило, разводят эти важнейшие для становления личности ребёнка социальные институты по разные от него стороны. Именно поэтому актуальным для нашего исследования является поиск новых форм, методов взаимодействия, способствующих сближению семьи и дошкольного учреждения в интересах развития личности ребёнка.
Одной из основных социально-образовательных проблем является проблема отчуждения родителей от дошкольного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка. Анализ исследований современной психолого-педагогической науки наглядно свидетельствует, что усвоение социальной традиции наряду с развитием телесных и духовных сил, составляющее основное содержание детской жизни происходит в игре, игра, поэтому является очень существенным фактором в социальном созревании ребёнка. Играя, ребёнок легко и просто усваивает различные социальные «позы», различные отношения. Одушевляя всю природу, даже мертвые вещи (мебель, игрушки и т. д.) ребёнок бесконечно расширить свои социальные горизонты.
Таким образом, одним из важнейших условий постижения традиций — социальной наследственности, является игра. Изучению игры как важнейшего средства развития личности ребёнка посвятили свои исследования выдающиеся психологи Д.Б. Эльконин и Н.Н. Поддъяков. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения необходимо строить с учётом взаимного понимания, что само детство дано для того, чтобы дети играли. Социальная Среда является необходимым фактором игры, психического просмотра, психической свободы, индивидуального самосознания. Личность образуется при невидимом сплетении индивидуального и социального в ней. Ребёнок должен не только приспосабливаться, повиноваться, исполнять чужие желания; он по выражению В.В. Зеньковского нуждается и в том, чтобы жить «для себя», давать простор своим желаниям, осуществлять свой замысел через игру [4].
Таким образом, изменение позиции родителей на вопросы ценностных ориентации современного образования, является одним из педагогических условий повышения их личностной культуры. При этом широкое понимание термина «воспитание взрослых» включает все сферы семейной и общественной жизни, куда входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребёнка и его развития в целом. Чем быстрее родители и педагоги осознают, что сближение двух социальных сфер состоит, прежде всего, в духовной интеграции и взаимообогащении менталитетов, соответствующих социумов, их культурно-образовательных, нравственных ценностей, тем быстрее повысится уровень духовного взаимопонимания, взаимопроникновения. Решить эту задачу во всей ее полноте крайне трудно, но последовательно приближаться к искомому результату необходимо.
1. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. Москва, 1989.
2. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. Москва, 1955.
3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Москва, 1985; Т. 5.
4. Зеньковский В.В. Психология детства. Москва, 1995.
1. Vinogradova N.F. Vospitatelyu o rabote s sem’ej. Moskva, 1989.
2. Komenskij Ya.A. Velikaya didaktika. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moskva, 1955.
Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
Максимова, Т. В. Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников / Т. В. Максимова, Н. А. Старосветская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 367-370. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54102/ (дата обращения: 27.10.2022).
Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются результаты исследования характера взаимодействия педагогов и родителей дошкольной образовательной организации, анализируются выявленные проблемы организации взаимодействия, делаются выводы о причинах выявленных проблем.
Ключевые слова: взаимодействие, родители, воспитанники, дошкольная образовательная организация, условия, субъекты.
Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей воспитанников является актуальной проблемой современной системы образования. Во многом это вызвано сменой образовательных стандартов и подходов к воспитанию детей в дошкольной образовательной организации, а также изменением позиции большинства родителей в отношении воспитания детей, ориентированной на пассивное участие либо вовсе отказ от взаимодействия со специалистами. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дошкольная образовательная организация обязана строить эффективное взаимодействие с семьей в интересах развития ребенка. При этом есть ряд важным проблем, нуждающихся в решении: 1) проблема понимания педагогами путей наиболее эффективной организации процесса взаимодействия родителей и детского сада; 2) проверенные формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями недостаточно отражают современные запросы семьи к этой деятельности; 3) отсутствуют конкретные критерии определения качества взаимодействия дошкольной образовательной организации в вопросах воспитания ребенка; 4) несогласованность взаимодействия субъектов образовательного процесса, вызванная неподготовленностью семьи к активному участию во взаимодействии с дошкольным образовательным учреждением в вопросах воспитания ребенка.
Исходя из указанных проблем, мы видим противоречия:
– между социальной потребностью в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей и недостаточным уровнем реализации данной проблемы в практике управления;
– между теоретической разработанностью данной проблемы в науке и недостаточным количеством исследований по организации успешного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в аспекте современного образования;
– между требованиями, предъявляемыми к руководителям, педагогам, и их недостаточной компетентностью по эффективной организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
Очевидно, что необходимо изучение оптимальных условий для эффективной организации взаимодействия детского сада и семьи. Для этого требуется, прежде всего, выяснить характер взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Решению данной задачи было посвящено наше исследование.
Читать статью Презентация Проблемы приемных семей
Исследование проводилось на базе дошкольной образовательной организации в период 2017–2018 гг. в г. Красноярске. В исследовании участвовали 12 педагогов, а также 21 родитель, дети которых посещают подготовительную группу данной дошкольной образовательной организации.
Для проведения исследования нами специально были разработаны две «зеркальные» анкеты для родителей и педагогов, основанные на субъективной оценке характера взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Вопросы анкет были закрытого типа с вариантами ответов — «всегда», «часто», «иногда», «никогда». Анкеты включали в себя три блока вопросов: 1) используемые в детском саду формы организации взаимодействия педагогов и родителей; 2) используемые каналы обмена информацией; 3) востребованность различных форм взаимодействия. При обработке и анализе результатов исследования нами был сделан акцент на выявление сильных и слабых сторон взаимодействия педагогов и семей воспитанников.
В первом блоке анкет о формах организации взаимодействия используемых в дошкольной образовательной организации, нами было выявлено, что инновационные формы деятельности в данной дошкольной образовательной организации присутствуют в малой степени. 66,7 % педагогов ответили, что «иногда» они используют инновации во взаимодействии с родителями, что подтверждают 57,2 % родителей.
При этом вариант «никогда» не был выбран ни одним педагогом, тогда как родителей избрали 19 %. Значит некоторые родители совсем не чувствуют использование новых интересных для них форм взаимодействия. Вполне возможно, что причина кроется в неправильном или неэффективном использовании инновационных форм, рассматриваемая нами как слабая сторона во взаимодействии педагогов и родителей.
Далее, на вопрос о том, интересуются ли педагоги удовлетворенностью родителей воспитательно-образовательной работой, большинство педагогов (58,3 %), оценили как «часто», а родители — всего 19 %. Очевидно, родители нуждаются в том, чтобы педагоги больше интересовались их мнением.
В оценке вопросов, касающихся «педагогической помощи родителям по вопросам развития ребенка», и их «информировании о целях и задачах воспитания и обучения детей», родители и педагоги оказались солидарны. Такие формы работы проводятся часто, и это можно выделить сильной стороной взаимодействия родителей и педагогов.
Во втором блоке анкет на вопросы о способах получения информации большинство родителей, а это 61,9 %, сказало, что получают основную информацию в непосредственных беседах с воспитателями, что подтвердили и 83,3 % педагогов. Использование информационного стенда 91,7 % педагогов отметили как «иногда», и почти половина родителей (42,8 %). Мы выделим эти два вопроса как сильные стороны во взаимодействии, мнения по которым у педагогов и родителей совпадают.
Также 47,6 % родителей отметили, что никогда не получают информацию через сайт ДОО, и 58,3 % педагогов согласны с этим. Это свидетельствует о том, что сайт ДОО либо не расположен к правильной подаче информации, либо не выполняет функцию подачи информации в реальном времени. Данный вопрос можно выделить слабой стороной во взаимодействии родителей и педагогов.
Традиционные родительские собрания как форма взаимодействия, проводятся «иногда»: отметило 57,2 % родителей и 66,7 % педагогов. Значит, они присутствуют в дошкольной образовательной организации настолько, сколько это удовлетворяет.
Анализируя этот блок вопросов, становится ясно, что формы и методы работы с родителями, применяемые в детском саду (беседы, наглядная агитация и др.) недостаточно эффективны, не позволяют родителям занять активную позицию в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
В третьем блоке вопросов анкет выявлялись формы взаимодействия, востребованные для общения между педагогами и родителями. Больше половины родителей, 66,7 %, в графе «иногда» отметили о желании посещать открытые занятия в дошкольной образовательной организации, и 83,3 % педагогов готовы «иногда» их проводить. Можно предположить, что такой вариант ответа объясняется нехваткой времени у тех и у других на более частое проведение и посещение открытых занятий.
Очень удивил тот факт, что 47,6 % родителей не заинтересованы в посещении тренингов, мастер-классов, семинаров, так же, как и 16,7 % педагогов. Вероятно, причина в том, что большинство родителей просто не имеют полного представления об этой форме взаимодействия, так как никогда не участвовали в подобного рода мероприятиях. 83,3 % педагогов готовы «иногда» организовывать такую форму взаимодействия с родителями. Можно предположить недостаточную готовность педагогов к проведению мероприятий интерактивного характера, требующих более серьезной подготовки и уровня профессионализма.
Подобная ситуация обстоит и с клубами по интересам: 52,4 % родителей и 16,7 % педагогов утверждают, что «никогда» не хотели бы участвовать в них. При этом 75 % педагогов «иногда» все-таки готовы реализовать такую форму взаимодействия с родителями, что свидетельствует об их неуверенности в этом вопросе. Все это подтверждает наши предположения, что данные формы взаимодействия, такие как тренинги, мастер-классы, семинары и клубы по интересам совсем не проводятся в дошкольной образовательной организации. У педагогов и у родителей просто нет опыта в участии и проведении таких мероприятий. Поэтому данные вопросы третьего блока, мы можем отметить как слабую сторону во взаимодействии родителей и педагогов.
Обработка всех вопросов анкет позволила получить сведения о противоречиях в некоторых вопросах, например, педагоги считают, что постоянно учитывают желания и интересы родителей воспитанников, а родители считают, что очень редко. Отметим, что при этом большая часть родителей и педагогов «открыты» для общения, желание взаимодействовать друг с другом есть.
Также мы выделили, что в некоторых вопросах присутствует солидарность родителей и педагогов, например по обмену опытом между родителями мероприятий не проводится, желания участвовать на минимальной отметке.
Полученные результаты констатирующего этапа нашего исследования показывают, что у родителей и педагогов существуют различия в понимании взаимодействия относительно вопросов воспитания детей с позиции взаимодействия в рамках дошкольной образовательной организации. В частности, родители и педагоги придерживаются преимущественно традиционных взглядов на взаимодействие по вопросам воспитания детей. В тоже время педагоги указывают на свои усилия в несколько других областях, чем родители детей, что указывает также на различие в понимании вопросов воспитания детей, и эти различия выражаются в несогласованном подходе к взаимодействию у всех участников воспитания детей. При этом желание активно взаимодействовать друг с другом у педагогов и родителей существует, но подтверждаются проблемы, указанные в начале нашей статьи. Это и несогласованность взаимодействия по некоторым вопросам, и отсутствие у педагогов и родителей необходимых навыков взаимодействия, и отсутствие таких форм и методов взаимодействия, которые будут достаточно отражать современные запросы семьи.
Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова. // Детский сад от А до Я. — 2014. — № 10. — С. 23–29.
Бабинина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. — М.: ТЦ Сфера, 2016.- 128 с.
Бражицкая, А. А. Формы взаимодействия ДОУ с родителями // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 28–31.
Богославец, А. Г. Взаимодействие ДОО и семьи в условиях малого города / А. Г. Богославец, А. А. Майер. // Управление ДОО. — 2014. № 5. — С. 8–16.
Куланина, Л. А. О формах взаимодействия с семьей / Л. А. Куланина. — Детский сад от А до Я. — 2014. — № 10. — С. 8–16.
Леонтьева, А. Родители являются первыми педагогами своих детей / А. Леонтьева, Т. Лушпарь // Дошкольное воспитание. — 2011. — N 8. — С. 57–59.
Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: [Текст]: пособие / О. В. Солодянкина. — М.: Аркти, 2014. — 80 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
Основные термины (генерируются автоматически) : дошкольная образовательная организация, родитель, педагог, форма взаимодействия, воспитание детей, взаимодействие родителей, детский сад, семья воспитанников, образовательный процесс, слабая сторона.