Cемейные кризисы: интервью с психологом
Вы могли бы описать современную семью? Какая она?
Какие бывают семейные кризисы? В чем их причина?
В каждую ли семью приходят семейные кризисы?
Можно ли избежать кризисов семейной жизни?
Семейный кризис – это всегда скандалы и вероятность развода?
К Вам чаще приходят женщины или мужчины?
Задача семейного психолога — укрепить семью?
Возможна ли гармония в семье? Дайте рекомендации
Есть ли положительные стороны у семейного кризиса?
Кризис семьи в современном обществе
III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2011
Cемейные кризисы: интервью с психологом
Мы публикуем интервью с семейным психологом, сексологом-консультантом Прохоровой Ириной Юрьевной на тему семейных кризисов.
Вы могли бы описать современную семью? Какая она?
«Институт семьи рушится и семья уже не такая, как раньше», – к таким высказываниям мы давно привыкли. Но если все-таки сравнить современную семью с семьей 30-40 лет назад, то мы заметим значительные гендерные изменения, и в первую очередь это касается женщин. Многие из них уже не хотят ограничиваться ролью мамы, жены, домохозяйки или наемного работника-исполнителя. Они делают карьеру, стремятся к социально-экономической самодостаточности. Все больше женщин ориентированы на «внешнюю», социально-активную жизнь, в то время как для заботы о детях, ведения домашнего хозяйства они ищут себе помощников. Таким образом, набирает обороты проблема женской злости: женщины умные, успешные и агрессивные. Мужчины же значительно «сдают позиции» — становятся более эмоциональными, зависимыми, пассивными. Эти процессы взаимосвязаны и оказывают значительное влияние на семейную структуру и атмосферу. Кроме того, они находят яркое отражение в современном юморе, что говорит об их значимости.
Какие бывают семейные кризисы? В чем их причина?
На протяжении существования семьи кризисы неизбежны. Классические кризисы – это нормативные, то есть естественные, связанные с переходом семьи на новый этап развития. Семья – это система живая, и она не стоит на месте, не может всегда быть неизменной. Проблемы в семье возникают, если ее члены по каким-то причинам не перестраиваются. Первый классический кризис – люди начинают жить вместе, и медовый месяц быстро сменяется периодом конфронтации. У кого-то он бывает тяжелым, у кого-то проходит легче – на то есть причины. Нужно научиться ладить с незакрытым тюбиком зубной пасты, разбросанными носками, неумением готовить, со специфичными привычками партнера.
Второй нормативный кризис – это появление первого ребенка. Считается, что испытание первенцем является самым сложным периодом в истории семьи: людям надо глобально изменить представление о себе, ведь теперь за ними есть еще кто-то. Это нелегко, даже если ребенок желанный и безусловно любимый. Изменения происходят не только внутри личности, но и в пространстве взаимоотношений: дуэт становится трио, а это другая конструкция, и нужно научиться иначе распределять ответственность, найти новый баланс прав и обязанностей. И отдельная сложность – недостаток опыта и, соответственно, неуверенность и тревога всех участников процесса, ведь всё с ними происходит в первый раз.
Следующий нормативный кризис – когда первый ребенок выходит из семьи в социальный институт (детский сад, школа). Потом кто-то впервые вылетает из гнезда. Потом люди сталкиваются со старением, изменением возможностей, изменением состава семьи – это все нормативные кризисы, требующие от нас изменений в установках, самовосприятии, поведении.
В каждую ли семью приходят семейные кризисы?
Да, нормативные кризисы приходят в каждую семью. И это нормально. Проблемы возникают, когда люди застревают на предыдущем уровне в то время, как надо перестраиваться. Но есть и патологические кризы, которые, например, связаны с негибкостью семьи, с зависимостями ее членов.
Можно ли избежать кризисов семейной жизни?
Нормальные кризисы избегать не надо — это смена жизненных ступеней, и нужно к ним готовиться. Что касается патологических кризисов, то они возникают в нездоровой семье. Любая проблема, которая возникает пусть даже у одного человека – это обычно следствие того, что происходит в семье в целом. Бывают латентные (скрытые) нарушения, бывают явные. Известно, что прежде чем семья становится способна признать, что в ней есть алкоголик, в среднем проходит около пяти лет, окрашенных явными проблемами с алкоголем. Для того, чтобы избежать таких серьезных проблем, которые способны семью разломать, нужна открытость к обсуждению. Говорить можно обо всем, и здесь скорее вопрос – как об этом говорить? Надо искать способы обмена информацией, подходящие всем членам семьи.
Семейный кризис – это всегда скандалы и вероятность развода?
Вероятность развода всегда существует, ни одна семья не застрахована от этого. Более того, развод – это не обязательно неудача, крах и т.д. Известно, что если семья не приносит эмоционального удовлетворения, если люди не могут найти способ наладить отношения, то развод состоявшийся – это гораздо лучше, чем хронический, когда люди пытаются реанимировать умершее. Что касается скандалов, то, во-первых, их наличие или отсутствие связано банально с воспитанием и развитием социальных навыков. Во-вторых, даже если человек принимает участие в скандалах, даже если уверен, что это ему не свойственно, чуждо, то за этим стоит большой пласт неосознаваемых эмоций, убеждений. Они им руководят.
К Вам чаще приходят женщины или мужчины?
Чаще всего запросы и инициатива исходит от женщин. Есть такое классическое соотношение: примерно на 6-7 женщин приходится 3-4 мужчины с первичными обращениями. Такое соотношение удерживается уже много лет. Но довольно часто удается привлечь и других членов семьи в семейную терапию.
Читать статью 9 корейских блюд для тех, кто хочет попробовать что-то новое
Задача семейного психолога — укрепить семью?
Вообще задача семейного психолога, в первую очередь, — сдвинуть людей с места. Люди приходят с чувством запутанности, замешательства, и им нужно посмотреть на себя с другой стороны, чтобы начать искать выход. Психолог вообще не принимает решения, сохранять семью или нет. Его задача — помочь людям прояснить собственные чувства, сформировать для себя связную картину происходящего, суметь взять на себя свою долю ответственности и не путать ее с виной. Пока мне кажется, что я скандалю, потому что ты меня доводишь, – это замкнутый круг. На самом деле я скандалю, потому что внутри меня есть сильный разрушительный импульс. И пока я с этим импульсом ничего не делаю, я буду искать способ выплеснуть агрессию — не с тобой, так с кем-то другим. Поэтому развод или уход из родительского дома– это часто иллюзия, что раз человека «перед глазами» нет, то и проблемы решились. Также психолог помогает прояснить взаимодействия между людьми, переоценить свои отношения и свою роль в их развитии, сформировать для себя направление выхода. А психолог их в этом поддерживает.
Возможна ли гармония в семье? Дайте рекомендации
Есть семейные пары как с картинки. Встречаются такие случаи в моей практике. Приходит семья и говорит: «У нас все хорошо, только мы друг друга не хотим». Семьи, в которых идеальная гармония и нет никаких проблем, — это чаще всего семьи, где наложен запрет на гнев, что проявляется в проблемах с сексом. У людей значительно падает либидо. Поэтому если в семье «нет никаких проблем», трудностей, для них все идеально, то это вызывает серьезные сомнения. Общая рекомендация тут такова: не бойтесь проблем. Обо всем можно и нужно говорить, а другого человека можно и нужно услышать.
Есть ли положительные стороны у семейного кризиса?
Да, положительные стороны есть. Кризис — это вызов, задача роста, как личностного, так и семейного. Это и сближение из-за совместно пережитых трудностей. Выражение «мы вместе пуд соли съели» как раз здесь уместно. Если люди смогли вместе пережить кризисы и построить отношения на новых рельсах, то это скрепляет семью как ничто другое.
Если вам нужна помощь в преодолении семейного кризиса, запишитесь на консультацию психолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
Кризис семьи в современном обществе
Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Претерпевая изменения в области эмоционально-психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.
Характеризуя современную семью, можно выделить основные ее особенности:
Ø преимущественное преобладание светских, гражданских браков; увеличение церковных браков;
Ø свобода заключения и расторжения браков;
Ø равноправие женщин и мужчин в браке;
Ø увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;
Ø в основном семьи одно — двухдетные; многодетной считается с тремя и более детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7 %.
Характеризуя современную семью, мы отмечаем также, что существенно меняется сфера занятости родителей. При сохранении традиционного разделения «мужского» и « женского» труда первый в массе своей (кроме деревень и малых городов)сведен к минимуму. Более трети матерей и отцов заняты в негосударственной сфере. Немало семей, где родители работают в коммерческих структурах. В таких семьях чаще всего главными ценностями являются деньги, материальное состояние. Появилось большое количество матерей-домохозяек. С одной стороны, это положительный факт (повышение контроля за детьми, уход за их здоровьем, повышенное внимание их образованию и развитию); с другой — сужение кругозора матери, замыкание ее интересов на домашних делах. Это не исключает возможности потери авторитета матери перед детьми. Зачастую они не обращаются к ней за советом, считая ее неспособной дать компетентные рекомендации. Тревожно, что отец при этом тоже не обретает статус советчика. Чаще всего эту роль в жизни ребенка играет сверстник или взрослый, более значимый, чем собственные родители. Да, дети нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют интересующими их занятиями, далеко не всегда заботясь об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. На смену ему должен прийти авторитет личности родителей. Это означает, что роль семьи как института социализации снижается.
Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого — реалии сегодняшнего дня:
Ø резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение обеспеченности «богатых» семей. Естественно, это порождает неприязненное отношение детей друг к другу, возникновение ссор, зависти и пр.;
Ø появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
Ø резкое увеличение безнадзорных детей; Некоторая часть детей (около 5-6 %) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных, количество которых в стране постоянно увеличивается;
Ø рост детской преступности, при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет родителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми, не контролируют их поведение;
Читать статью Идеи для семейной фотосессии с детьми: 90 лучших
Ø приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности;
Ø рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;
Ø резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними.
Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные — 30. Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль — выяснению того, какие оценки получены.
Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Остается надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.
III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2011
Проблемы семьи представляют интерес как для специалистов различных профилей, так и не для специалистов, так как эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества. Проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социально-педагогическую работу для устранения основных проблем [1].
Так, по данным исследований, главной социальной проблемой семьи является то, что в настоящее время в области социального неблагополучия находится 50% людей. Причем, из них 20% — люди, чьи доходы ниже прожиточного минимума, а 7% — просто неимущие, для которых проблемой является даже поддержание физиологических стандартов питания, 10% — это социальное дно, люди, отторгнутые обществом и вычеркнутые из жизни.
Известны целые социальные группы, находящиеся в области повышенного риска: это инженерно-технические работники, бывшие военнослужащие, мигранты, беженцы, выпускники сиротских учреждений, одинокие матери [2]. Когда семья попадает в такие условия и распадается, то, как правило, из нее уходят дети.
Очевидными проявлениями данной проблемы является:
— усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;
— развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
— расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления;
— рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;
— приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании;
— распространение подростковой и юношеской проституции;
— рост подросткового и юношеского суицида;
— падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в семье и школе [3].
В условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций — воспитательную? О кризисном состоянии семьи свидетельствует и падение рождаемости, что приводит к изменению смысла семейной жизни, ее ориентаций на воспитание детей [4].
Тревожит также педагогическая безграмотность родителей, которые, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей, их постоянные конфликты оказываются главенствующими факторами влияния на ребенка [5].
Так, многие конфликты возникают из-за неудовлетворенности определенных потребностей одного или обоих супругов. Известный психолог В.А. Сысенко выделяет следующие основные причины конфликтов:
Конфликты на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», унижения достоинства со стороны партнера.
Конфликты на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.
Конфликты, имеющие своим источником потребности супругов в положительных эмоциях; отсутствие нежности, заботы, внимания и понимания.
Конфликты на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, что приводит к неэкономным и неэффективным тратам семейных средств.
Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов, различные подходы к семейному бюджету и вкладу каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.
Конфликты на основе потребности во взаимопомощи, кооперации и сотрудничестве.
Конфликты, связанные с разделением труда в семье и ведением домашнего хозяйства
Конфликты, связанные с разными подходами к воспитанию детей.
Кризис в семье имеет ряд отрицательных последствий. И самым тяжелым из них является психическая травматизация детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового психологического климата в семье [6].
К следующей социальной проблеме семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет, а средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. Так, в настоящее время, по официальным данным, более 20% семей — неполные, а в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, эта цифра превысила 30%. Закрепляется тенденция роста числа внебрачных рождений детей, при этом каждый десятый ребенок рождается у матерей моложе 20 лет [7].
Читать статью Как создать счастливую семейную жизнь
Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена «подростковое материнство», что негативно отражается на здоровье как новорожденных, так и их матерей. В последние годы каждый десятый новорожденный рождается у матери в возрасте 20 лет: ежегодно около 1,5 тыс. детей рождаются у матерей в возрасте 15 лет, 9 тыс.- у матерей в возрасте 16 лет и 30 тыс.- у матерей в возрасте 17 лет. У юных беременных чаще развиваются осложнения беременности, наступают преждевременные роды, поэтому смертность женщин моложе 20 лет составляет около 10%.
Велика угроза семье остаться без отца из-за высокого уровня мужской смертности в трудоспособном возрасте по неестественным причинам, превышающей в 4 раза смертность среди женщин. В последние пять лет резко возросло количество семей, получающих пособие по потере кормильца. Потенциальные последствия этого явления негативны и многообразны, включая раннее сиротство детей и воспитание внуков дедушками и бабушками [8].
Последние данные переписи населения свидетельствуют о том, что российская семья в среднем насчитывает 3-2 человека. В структуре семьи преобладают однодетные семьи — 56%, двудетные — 35%, многодетные семьи- 8% сохранились за счет традиционного менталитета высокой рождаемости в южных республиках. Все это свидетельствует о следующей тенденции развития современной семьи:
сокращение общего количества семей;
уменьшение числа детей в семье;
ориентация репродуктивного поведения семьи на одного ребенка;
сокращение многодетных семей;
рост неполных и кризисных семей, наиболее социально уязвимых;
рост асоциальных семей, неспособных воспитывать детей [ 7, с. 38].
Каковы же причины современного кризиса семьи? Так, ученый, врач и педагог Владимир Базарный считает, что кризис современной семьи происходит не из-за материальных трудностей, а из-за духовного раскола: «Спросите благополучных, здоровых, добропорядочных, живущих в стабильной Германии молодых людей лет 30-35: почему они не заводят детей? Вряд ли вы услышите в ответ что-то вразумительное: нельзя же всерьез воспринимать рассуждения о карьере, об удовольствиях свободной жизни, о том, что надо посмотреть мир, накопить денег. А в это же самое время в лагере чеченских беженцев справляют свадьбу. У молодых нет жилья — только закуток в палатке, смутное представление о том, где и когда они смогут стабильно работать, но в том, что дети у них появятся в положенное природой время, можно не сомневаться. Все дело в том, что всегда беда, лишения только сплачивали и закаляли семейные коллективы. А сегодня стонут и плачут от брачных мук и бедные, и богатые. У нас насилие, сотни тысяч социальных сирот, беспризорников, пьянство, наркомания. А мы при объяснении этой семейной беды все перебираем и перебираем факторы материальной жизни. А фактор жизни духовной не учитываем. Тем временем духовная пропасть от поколения к поколению растет все больше» [ 8, с. 30].
Таким образом, наиболее острые проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда сегодня существуют 35% бедняков, в том числе 10% просто нищих; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в ухудшении состояния здоровья населения, в демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальном перераспределении традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.
Все вышеперечисленные негативные явления, связанные с кризисом института семьи в современных условиях, приводят к необходимости незамедлительного решения проблемы повышения престижа семьи. Семья — это группа людей, связанная не только кровным родством и общим бытом, но и взаимопомощью, моральной и правовой ответственностью за своих детей.
1. Лидерс А.Г. Всероссийская научная конференция Психологические проблемы современной российской семьи / А.Г. Лидерс // Психология в вузе. — 2003. — №4.
2. Калмыкова Н.М. Социальные факторы дифференциации брачного поведения населения Москвы / Н.М. Калмыкова // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология М., — 2000. — №2, с. 79.
3. Исупова О.Г. Отказ от новорожденного и репродуктивные права женщины / О.Г. Исупова // Социальные исследования. — 2002г. — № 11, с. 43.
4. Антонов А.И. Влияние средств массовой информации и массовой культуры на представление о браке и семье в общественном мнении / А.И. Антонов // Вестник РГНФ. — 2004. — №1, с. 142.
5. Повленок П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Повленок — М.:ИНФРА-М, 2004, с. 21.
6. Мустаева Ф. Школьник, его семья и социальный педагог — зона доверия / Ф. Мустаева // Школа и воспитание. — 2005г. — №3, с. 92.
7. Грызулина А., Романова О. Родительская позиция: авторитет любви и требовательности / А. Грызулина, О. Романова // Учитель. — 2002г. — № 4, с. 4.
8. Василькова Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова — М.: ACADEM.A — 2000г., с. 76.