Пути решения социально-педагогических проблем неполной семьи
Проблемы неполных семей и пути их решения
Проблемы неполных семей – помощь психолога
Что такое неполная семья
Проблемы неполных семей
Личные проблемы родителя
Дети из неполных семей
Полоролевая идентификация
Девиантное поведение
«Новый папа» или «новая мама»
Проблемы со здоровьем
Поддержка неполных семей
Пути решения социально-педагогических проблем неполной семьи
Современная ситуация в Российской Федерации (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострила проблемы семьи , которые приобретают все большую актуальность.
Российская семья отличается своей нестабильностью, развитием процессов кризисных явлений в семье , увлечением числа конфликтных семей, следствием чего является развод родителей. Все это искажает условия ранней социализации детей , оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения , личностной деформации, и способствует возникновению проблем взаимоотношений детей с социальным окружением .
В стране наблюдается тенденция роста смертности населения, сокращения количества браков и среднего числа детей в семье . Сегодня российская семья выглядит удручающе , так как каждая третья семья является неполной . Разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что наряду с экономическими факторами активизировало процесс распада семьи . По статистике, каждый второй брак распадается, а Россия является одной из лидирующих стран по количеству разводов. Это подтверждают данные Демографического Ежегодника Организации Объединенных Наций. Существует еще ряд причин, в силу которых образуется неполная семья : рождение ребенка все брака, смерть одного из супругов, усыновление либо установление опеки над ребенком одним родителем. Неполная семья – это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [1, с. 124]. Неполные семьи находятся в зоне социального риска , так как их функционирование осложнено. В связи с этим данный тип семей сталкивается с рядом специфических трудностей и проблем социально-экономического , медико-социального , социально-демографического , социально-психологического , психолого-педагогического характера, последствия которых бывают достаточно серьезны. Ухудшение психологического климата в обществе, связанное с ростом преступности, алкоголизма, наркомании ведет к тому, что неполная семья перестает быть психологическим убежищем от общественных катаклизмов. Серьезные материальные трудности, испытываемые неполными семьями , влекут за собой нарушение эмоциональной сферы ребенка, психологическую напряженность родителей, появление у ее членов вредных привычек и их асоциальное поведение . Неполная семья зачастую не справляется с воспитательной функцией, так как взрослому не хватает сил, времени, знаний и возможностей для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка. Проблема социализации личности в таких семьях является одной из самых острых и социально значимых , требующих пристального внимания. Неполная семья – одна из категорий семей, наиболее нуждающихся в социально-педагогической помощи . Даже осознавая себя источником многих проблем и трудностей , родитель не всегда способен один самостоятельно с ними справиться. Эффективную помощь неполной семье в решении проблем воспитания ребенка и успешной его социализации может оказать специалист образовательного учреждения – социальный педагог .
Рассмотрим опыт социально-педагогической деятельности по решению проблем неполных семей в МДОУ «Детский сад № 219 «Колокольчик» г. Саратова. В организации социально-педагогической деятельности ДОУ участвуют старший воспитатель и инспектор по охране прав детства, который выполняет функции социального педагога . Инспектор по охране прав детства ежегодно в начале учебного года проводит анализ семей по социальным группам и составляет социальный паспорт ДОУ . Оказание социально-педагогической помощи неполной семье начинается с ее изучения и диагностики проблем . Все полученные данные о неполной семье позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с ней. Работу, проводимую с неполной семьей в МДОУ «Детский сад № 219 «Колокольчик» , можно представить в виде таблицы.
Работа с неполной семьей
Работа с родителями Работа с детьми
Заполнение социальных карт с целью выявления трудностей семейного воспитания
Анализ и корректировка работы
Обучение практическим умениям
Вовлечение в образовательный процесс Наблюдение за играми, продуктивной деятельностью с целью выявления взаимоотношений между детьми и родителями
Анализ и корректировка работы
Специально организованное обучение
Совместная деятельность с детьми
Совместная деятельность детей
В результате работы с личными делами детей, бесед с родителями, детьми, наблюдений за их общением друг с другом, посещения семей воспитанников на дому, анкетирования родителей по теме «Наказания в воспитании» специалистами выявлены проблемы , с которыми сталкиваются неполные семьи : трудности семейного воспитания; агрессия детей; нежелание отца после развода с матерью участвовать в воспитании детей; материальные трудности; обделенность вниманием детей от первого брака при рождении других от повторного брака; эмоционально-психологическая неустойчивость членов семьи ; занятость на работе либо озабоченность проблемами карьеры и как следствие безнадзорность детей; применение родителями физических наказаний в воспитании детей.
Проводя работу с детьми из неполных семей , обнаружили, что у большинства из них не сформировано понятие «семья » ; у многих наблюдается высокая тревожность и агрессивное поведение, низкий уровень эмоционально-волевой сферы, нарушение контактов и общения со сверстниками. Исходя из этого, старшим воспитателем и инспектором по охране прав детства были выдвинуты следующие задачи работы с детьми из неполных семей :
1. Формировать понятие «семья » ;
2. Вырабатывать потребность радовать близких добрыми делами, заботливым отношением;
3. Развивать навыки взаимодействия с членами семьи ;
4. Воспитывать уважение к жизненному опыту, ласковое и чуткое отношение к близким. Для решения поставленных задач воспитатели и специалисты ДОУ в группах создали предметно-развивающую среду : уголок «семья » — зона сюжетно-ролевой игры; дидактические и творческие игры; цикл картин «Семья » ; семейные альбомы; книги по теме; и обеспечили свободный доступ ко всем предметам.
Реализация задач работы с детьми из неполных семей в ДОУ № 219 проходит в ходе специально организованного обучения : занятий познавательного цикла; экскурсий на места работы специалистов и сотрудников ДОУ; продуктивных занятий; музыкальных занятий, а также при сотрудничестве с психологом школы № 18 г. Саратова. Совместная игровая деятельность с детьми складывается из бесед о семье , составления и рассматривания «генеалогического древа» и «герба» семьи ; рассматривания картин художников серии «Семья » ; чтения художественной литературы, пословиц и поговорок; заучивания стихов; подвижных, творческих и дидактических игр; психогимнастики; праздников и досуга. Практическая работа с неполной семьей всех специалистов ДОУ является длительной и систематичной, требующей тщательной подготовки.
Как основа сплочения семьи , преодоления ее кризиса и налаживания детско-родительских отношений был выбран метод проектной деятельности. Цель проекта «Ребенок и семья » — воспитание уважения к близким людям, развитие способности к взаимодействию, сотрудничеству. Центром идеальной модели проекта выступает формула
Неполная семья :
В ходе реализации проекта было организовано детско-взрослое сообщество (дети – специалисты и воспитатели – родители, где учитываются интересы и склонности, особенности каждого, а также их права. Проект является длительным и рассчитан на три года. В каждой группе решаются свои задачи.
В средней группе основным направлением стала работа с альбомами и фотографиями по темам :
Вместе дружная семья .
Увлечения семьи .
Выходной день моей семьи .
Дети познакомились с индивидуальными особенностями семей, их традициями. Затем были составлены рассказы на основе личного опыта. Устраивались совместные развлечения спортивного содержания «Мы – дружная семья » .
На родительском собрании родители делились опытом воспитания детей, совместного проведения выходных и праздничных дней; традициями семьи .
В старшей группе стояла задача – познакомить с родословной семьи . Было проведено мероприятие познавательного характера «Генеалогическое древо. Герб нашей семьи » , оформлен семейный альбом «Любимое место отдыха моей семьи » . С родителями были проведены беседы «Посеешь привычку – пожнешь характер» , «Как знакомить ребенка с историей семьи ?» . Инспектор по охране прав детства познакомил детей и родителей со статьями документа «Конвенция о правах ребенка» . Общими усилиями членов неполной семьи было выполнено домашнее задание по теме «Происхождение фамилии» . Совместно с родителями были подготовлены спектакли, фольклорные праздники «Посиделки» , «Масленица» , «Троица» , которые способствуют не только взаимодействию детского сада и семьи , но и повышают уровень этнокультурной компетенции и родителей, и детей.
Таким образом, проектная модель позволяет удовлетворять потребность общества в активной творчески развивающейся личности, а также способствует воспитанию уважения членов семьи , формирует понятие «семья » у детей, способствует выработке гражданско-патриотических чувств, сплачивает членов семьи .
Читать статью 10 советов по укреплению семьи. Как наладить семейные отношения
Важнейшей составляющей социально-педагогической деятельности является привлечение родителей к участию в жизни малыша не только дома, но и в детском саду, так как это помогает преодолевать авторитаризм и видеть мир глазами ребенка; относиться к ребенку как к равному; узнавать сильные и слабые его стороны; проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей; устанавливать доверительные отношения с ребенком.
В основе взаимодействия лежит сотрудничество с родителями, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, взаимодействие сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей семьи и ДОУ . При этом оказание комплексной социально-педагогической помощи носит адресный характер и основывается на индивидуальном подходе.
Анализ показал, что у родителей возрос интерес к работе детского сада и сотрудничеству по воспитанию детей : увеличилось количество обращений в «шкатулку вопросов» , индивидуальных консультаций и бесед со специалистами ДОУ; возросло количество неполных семей , посещающих мероприятия, проводимые детским садом (выставки детских работ, встречи, родительские собрания, дни открытых дверей и т. д.).
Таким образом, результаты работе не сиюминутны, они отсрочены во времени и их сложно измерить. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их участие в процессе жизнедеятельности детей в ДОУ важно и нужно не потому, что этого хочет воспитатель или специалист, а потому что это необходимо для полноценного развития их собственного ребенка.
Пути решения проблем неполных семей существуют , но они требуют внимания со стороны всех специалистов ДОУ. Поиск позитивных ресурсов внутри семьи – это оптимальный способ гармонизации внутрисемейных отношений и взаимоотношений с социальным окружением . Правильно выработанная стратегия и четко спланированная организация социально-педагогической работы с детьми из неполных семей позволяют на ранних стадиях корректировать социальное развитие личности и предупреждать дезадаптацию ребенка.
1. Дружинин В. П. Психология семьи . – М. : Издат. центр «Академия» , 2005.
Социальный педагог как субъект решения современных проблем социально-педагогической деятельности Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде (инклюзивное образование-проблемы и пути решения) Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.
Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.
Консультация для родителей «Ребенок без проблем» Рождение ребенка — всегда чудо и огромное счастье. С появлением ребенка кардинально меняется образ жизни родителей, появляется много забот.
Консультация психолога «Восприятие своего положения в неполной семье детьми дошкольного возраста» Ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования.
Педагогический совет «Речевое развитие: проблемы, пути решения» Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения». Цель: совершенствовать работу в учреждении по речевому развитию.
Семинар «Воспитание ребенка в неполной семье» СЕМИНАР Тема: «Воспитание ребенка в неполной семье» Педагог-психолог МБДОУ д /с №7 Коурова Е. А. г. Вязьма Содержание.
Создание эффективных педагогических условий в ДОУ для социально-личностного развития воспитанников. Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия.
Теоретическое обоснование использование мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития ребенка Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий.
Тревожность младших школьников в учебном процессе как одна из проблем их эмоционально-личностного развития Согласно исследованиям различных авторов, в настоящее время растет число детей, с повышенным беспокойством, тревожностью, неуверенностью,.
Проблемы неполных семей и пути их решения
Неполная семья как объект изучения социальной работы, имеет свои характеристики.
Л.К. Рашитова выделяет следующие источники формирования неполных семей [27]. Первый и наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Среди наиболее распространенных причин разводов сегодня чаще всего фигурируют такие, как отсутствие общих взглядов и интересов, несходство характеров, супружеская неверность, алкоголизм.
Еще одной причиной для образования неполной семьи является рождение ребенка вне брака. Такие семьи называются «внебрачными». Число внебрачных семей с каждым годом растет. Отчасти это можно объяснить ослаблением внешнего давления моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям.
Формированию неполных семей в значительной мере способствует также наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (военные действия, производственные травмы и т.п.) [см.: 13].
Таким образом, неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: [см.: 6, с. 75]
— неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;
— неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;
— неполные семьи по причине смерти одного из родителей;
— прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают ситуации, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки — пенсионеры.
Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Как отмечает социолог И.Е. Калабихина [37], преобладающее число неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.
Так как чаще всего главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.
В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно — психическом развитии, а тем более дети-инвалиды. Если ребенок-инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.
Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирование поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.
Даже самая заботливая женщина в неполной семье физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.
Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Стоит полагать, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Точку зрения о непрямом влиянии на воспитательный результат фактора «отсутствия отца» поддерживает и отечественный ученый-педиатр Е.В. Андрюшина [37]. По ее словам, дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.
Читать статью Особенности воспитания подростка в семье
В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляется отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.
В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина — чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.
Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращение к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.
Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.
Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует.
Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.
Хотя поло-ролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное поло-ролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная поло-ролевая социализация.
Таким образом, с каждым годом число неполных семей возрастает. С точки зрения экономической безопасности государства, распространение неполных семей влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку, поскольку значительная часть неполных семей на практике оказывается малообеспеченными и нуждающимися в мерах материальной поддержки. Существуют и другие проблемные аспекты, в частности, значительная доля асоциальных неполных семей, слабая защищенность одиноких матерей на рынке труда, теоретически более низкий воспитательный потенциал семьи с одним родителем и т.д.
С другой стороны, в современных условиях демографического спада рождение каждого ребенка является несомненным благом для будущего государства и общества. Сегодня российское общество стареет. К началу 2020 года численность населения, по данным Росстата, составит 136,2 млн. человек, что на 7,3 млн. меньше, чем в 2005 году; численность трудоспособного населения — сократится на 13,6 млн. человек. По мнению председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, это может нанести серьезный удар не только по экономике, но и создаст опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире [см.: 39, с. 1- 6].
Неполная семья имеет множество проблем, которые предстоит решать. Для решения проблем неполной семьи в государстве создана сеть социальных учреждений, разрабатываются различные программы по защите семьи. Об этом мы расскажем во второй главе данной работы.
Проблемы неполных семей – помощь психолога
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Николаевич Толстой. Именно это изречение вспоминается при анализе неблагополучных семей. Но если рассматривать не все неблагополучные семьи, а только одну подгруппу, например, неполные семьи, то можно выделить общие проблемы для каждой семьи. К слову, неполная семья необязательно становится неблагополучной, но обо всем по порядку.
Что такое неполная семья
Неполная семья – нуклеарная семья, которая состоит из одного родителя и детей. В России неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам:
;
смерть одного из супругов.
Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы). Особое место среди внебрачной рождаемости отведено родам несовершеннолетних матерей.
Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.
Неполные семьи отличаются по типу отношений, всего их четыре:
Мать не говорит об отце, делает вид, что его никогда и не было.
Мать старается обесценить отца, выставить в плохом свете в глазах детей.
Мать говорит об отце как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками.
Если отец не ушел, а погиб, то чаще встречается идеализация его образа.
Лучший вариант – рассказать детям все как было, как есть. Не нужно навязывать им свое отношение к ушедшему супругу, свое видение и понимание ситуации. Дети вырастут и сами сделают выводы.
Не так давно западные ученые ввели новый термин – бинуклеарная семья. Так называют союзы, которые распались как брак, но сохранились как семья. То есть супруги поддерживают между собой нормальные отношения, один из них хочет видеться с детьми, а другой позволяет это делать в любое время. Специалисты считают, что такие семьи неполными являются только формально.
Хочу продолжить теорию ученых и отметить, что у нас встречаются формально полные семьи, но неполные и неблагополучные фактически, внутри семьи. Потому деление семей получается условным, как и связь состава семьи с проблемами, которые мы рассмотрим дальше.
Проблемы неполных семей
Неполные семьи сталкиваются со следующими трудностями:
Малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи.
Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок.
Детская безнадзорность. Найти работу, соответствующую такому описанию непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.
Чувство неполноценности, угнетенности у детей и родителя. со стороны сверстников в школе, детском саду, на улице.
Чувство вины у родителя, которое превращается в гиперопеку. И чувство вины у детей, если они видят в себе причину распада семьи.
Читать статью ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»
Таким образом, неполные семьи сталкиваются с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Ситуация усугубляется еще больше, если у кого-то из членов семьи есть проблемы со здоровьем или инвалидность.
Проблемы неполных семей можно рассматривать не только обобщенно, но и отдельно с точки зрения развития детей и с позиции родителя.
Личные проблемы родителя
Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку – мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.
Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании.
Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства. Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки.
Дети из неполных семей
Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Дети страдают от последствий воспитания в неполной семье:
проблемы с полоролевой идентификацией;
девиации;
трудности в отношениях с мачехой или отчимом;
проблемы со здоровьем.
Полоролевая идентификация
Главная проблема детей из неполных семей – трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.
У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.
На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.
Чаще неполные семьи состоят из матери и детей. Давайте рассмотрим последствия воспитания без мужского примера.
Девушки страдают от неуверенности в отношениях с мужчинами, становятся жертвами, попадают в зависимости или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Американский психолог Мэвис Хетерингтон, посвятивший всю карьеру изучению неполных семей, в одном из исследований определил, что девочки, чей отец погиб, ведут себя сдержанно с мужчинами, избегают контакта. Девушки, чей отец ушел из семьи, наоборот предрасположены к контакту, флирту, общению.
Что характерно для мальчиков:
преобладание женских черт;
агрессивность;
склонность к зависимостям;
нарочитая мужественность, агрессия и жесткость как форма гиперкомпенсации.
Мальчики с тремя первыми признаками нередко становятся жертвами издевательств. Мальчики с реакцией гиперкомпенсации становятся агрессорами, хулиганами, девиантами. Из-за отсутствия примера они решают действовать от противного или выбирают другие образцы мужского поведения, к сожалению, часто негативные.
Заметны и личностные психофизиологические изменения. Психологи из Лейпцигского университета провели исследование среди взрослых мужчин и женщин, выросших в неполных семьях. Вот что удалось выяснить:
Мужчины страдают от повышенной усталости, недоверия к миру, депрессивных расстройств.
У женщин наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания, слабость, нервное истощение.
Как мужчины, так и женщины подвержены стрессу, неврозам. У них наблюдается слабый самоконтроль, склонность к зависимостям, самоубийствам и смертям от передозировки.
Девиантное поведение
Нарушение школьной дисциплины, драки, зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей из неполных семей. У девочек чаще наблюдается алкогольная зависимость и сексуальная распущенность, а у мальчиков – преступное поведение, алкоголизм. Подробнее об этом читайте в статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».
«Новый папа» или «новая мама»
Третья по популярности детская проблема – взаимоотношения с «новым папой», «новой мамой» или периодически приходящими и уходящими личностями. Это тема для другого разговора, но в рамках нашей статьи стоит отметить, что последствия могут быть разными: от благополучных, когда семья становится полной, до неблагополучных последствий типа конфликтов, скандалов, насилия, жестокости.
Проблемы со здоровьем
Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще страдают острыми и хроническими заболеваниями. К причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход матери за ребенком, невнимательность (возможно, обусловленная занятостью). В неполных семьях чаще наблюдаются плохие санитарно-гигиенические условия, бытовая неустроенность, вредные привычки и самолечение.
Поддержка неполных семей
Поддержка неполных семей должна быть комплексной:
помощь службы занятости в трудоустройстве родителя;
помощь медицинских учреждений в обеспечении профилактических осмотров, патронажа;
помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание, обучение;
помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов;
общение с другими неполными семьями, обмен опытом, поддержка, совместный отдых, взаимопомощь.
Большая роль отводится активности самой семьи. Нужно знать свои права, ознакомиться с нормативно-правовой базой, обратиться в социальную службу. Базовая поддержка неполных семей есть в каждом городе, для этого не нужно посещать платные консультации психолога или другого специалиста. А между тем принятие и подтверждение статуса неполной семьи, отстаивание прав может решить ряд проблем. Достаточно обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.
Что касается психологической поддержки, то нужно обязательно найти единомышленников, людей с подобной ситуацией. Это нужно не только для общения и совместного досуга, но и для обмена опытом, а также взаимной помощи: посидеть с ребенком, отвезти детей в школу, встретить из школы. Если дети ходят в одно учебное заведение, то можно договориться с другими родителями и по очереди провожать детей (зависит от рабочего графика каждого родителя).
Что еще важно учесть родителям из неполных семей:
По возможности сохранить полноценное общение ребенка с обоими родителями.
По возможности поддерживать хорошие отношения с супругом. Ученые доказали, что конфликты между родителями негативно сказываются на состоянии ребенка, даже если тот может видеться с другим родителем. Ссоры бывших супругов нейтрализуют положительно влияние общения ребенка и родителя.
Поощрять детскую самостоятельность и инициативу, не привязывать детей к себе.
Не «отыгрываться» на детях, создавая из них идеального мужчину или женщину. Не проецировать на них свои отношения с супругом. Если вы видите причину развода в ребенке, или он раздражает вас тем, что очень похож на ушедшего супруга, то обратитесь к психологу. Это серьезная проблема.
Избегать гипер- и гипоопеки, воспитания по типу кумира семьи.
Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но только от родителя и других участников семьи зависит будущее.
Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.
Трудности возникают не столько из-за ухода родителя, сколько из-за занятости второго супруга, дефицита внимания и любви, усталости оставшегося родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделять достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.
В то же время полная, но дисфункциональная семья, где один или оба родителя не справляются с обязанностями, играют несоответствующую роль, может стать причинной неблагополучия детей, социальных и психологических проблем в семье.
«Нет полных или неполных семей, есть семьи счастливые или несчастливые», – В. В. Леонов.
VIDEO