Неполные семьи
Роль отца в жизни ребенка
Воспитание отцом в неполных семьях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пьянкова Людмила Алексеевна
Текст научной работы на тему «Воспитание отцом в неполных семьях»
Воспитание детей в неполных семьях – проблемы и ошибки
Воспитание детей в неполной семье — основные проблемы
6 ошибок воспитания детей в неполной семье
Как отцу или матери пресечь манипуляции ребёнка
Неполные семьи
Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.
Не секрет, что распад семьи — острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов как в России, так и на Западе. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. Как показывают многочленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции — материнскую и отцовскую. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития. [18]
Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.
Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.
Роль отца в жизни ребенка
В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.
Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.
Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:
нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);
недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
формирования избыточной, патологической привязанности к матери.
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.
Математические способности — едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. [20]
Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.
Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.
Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.
Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.
Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.
Читать статью Ваш психолог. Работа психолога в школе.
У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.
В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.
Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.
Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.
Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.
Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.
Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.
В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда. [15]
Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.
Воспитание отцом в неполных семьях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки »
Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пьянкова Людмила Алексеевна
Психологические детерминанты развития индивидуального правосознания и профилактики девиантного поведения личности
Специфика родительского отношения и субъективного восприятия отцовства в контексте реального опыта мужчин-монородителей
Особенности влияния модели родительской семьи на дальнейшие межличностные отношения (на примере девушек, воспитанных в полной и монородительской материнской семье)
Текст научной работы на тему «Воспитание отцом в неполных семьях»
щего. Ответственные на данных занятиях должны уточнять возможность поступления в выбранные будущими выпускниками учреждения высшего и среднего профессионального образования, а также учить школьников соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
Я считаю, что подобные действия сформируют положительное отношение юношей и девушек к самим себе, чувство уверенности в собственных силах применительно к самоопределению в будущей профессии.
1. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — Спб.: СПбГУП, 2010. — 533 с.
2. Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология. — Спб.: ПИТЕР, 2009. — 416 с.
3. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
ВОСПИТАНИЕ ОТЦОМ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Пьянкова Людмила Алексеевна
Кандидат педагогических наук — ученая степень, Доцент — ученое звание, Доцент кафедры управления
и сервиса — должность, Место работы — филиал КузГТУ в г. Новокузнецке
По данным социологов и психологов, современное состояние феномена отцовства характеризуется двумя тенденциями: рост числа неполных семей, детей, воспитывающихся без отца, недостаточное участие отца в вопросах воспитания детей; переориентация жизненных ролей мужчины и женщины, заключающиеся в изменении стереотипов маскулинности и феминности [1]. Переход человека к отцовству означает преодоление личностного кризиса, связанного с проблемой осознания своего Я, принятием своих чувств, формирование социальной, психологической зрелости, самоконтроля. Здесь большую роль играет внутренняя позиция человека, в неразрывной совокупности представляющая собой отношение к своему будущему или уже рожденному ребенку, родительской роли и в целом, феномену родительства. Последний, согласно исследованиям Л. А. Пьянковой, представляет устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие кровных родственников, связанное с рождением и воспитанием детей, призванного обеспечить формирование системных качеств личности, взглядов, убеждений, способствующих возникновению самосознания у детей, помогающих включению индивида в общество [2]. По существу, речь идет о когнитивном, поведенческом и эмоциональном компонентах.
Читать статью Мамины дочки: проблемы воспитания детей в неполной семье
Отношение к родительской роли может быть позитивным (принятие её), негативным (непринятие) и безразличным. Принятие позволяет родителям и отцу, в частности, выполнять операции по уходу за ребенком, вызывают личностные изменения, проявляющиеся в таких качествах, как любовь, забота, ответственность, самопожертвование и др. Отношение к себе как к родителю во многом совпадает со своим личностным отношением, либо противоположно ему как компенсация личностных недостатков. Отцовство предполагает работу над своим Я, результатом которого является преодоление многих негативных форм прошлого опыта, достижение нового уровня идентичности. Отношение к ребенку может быть эмоциональным (радость, забота, нежность, терпение и др.) и практическим (уход за ребенком, совместные игры с ним, обучение определенным навыкам и др.) [1,с. 122].
Исследования отечественных социологов, философов, педагогов и психологов объединяет посыл, что материнство и отцовство — это феномен и микро-, и макросо-циальный: он подразумевает не только идентичность «буквальных» отцов и матерей, но и принципы, определяющие отношение взрослых к детям в целом и тесно свя-
занные с гражданским самосознанием. При этом подчеркивается неоднородность проявления чувства родительской любви у матери и у отца в силу его природы. Чаще, как отмечается учеными, отцовская любовь носит более социально опосредованный характер, имея в виду, достижения ребенка. Снижение вклада отца в воспитание детей происходит в силу ряда причин, в том числе ломки традиционной системы половой стратификации. В традиционной патриархальной семье отец выступает как: а) кормилец, б) персонификация власти и высший дисциплинатор, в) пример для подражания, непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности. В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства существенно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную деятельность, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено пьедестала, и существует пространственная разобщенность труда и быта. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. Нормативная неопределенность отцовской роли по сравнению с материнской является результатом того, что: а) отцовские функции биологически «объективно» менее значимы и их труднее конкретизировать; б) исторически они институциализиру-ются гораздо позднее; в) распределение материнских и отцовских функций базируется на более общей полоролевой дифференциации, и имеет как социальные, так и биологические предпосылки [2].
Между тем с каждым годом увеличивается количество неполных семей, где в результате развода, лишения матери родительских прав и др., детей воспитывает отец. Специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Среди типичных проблем, где отцы воспитывают детей одни можно выделить следующие: отстраненность от собственного воспитательного процесса, чрезмерная ориентация на материальной заботе о ребенке, недостаточный уровень знаний о способах воспитания детей и др. [3]. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе.
Несмотря на отражение различных аспектов отцовства в рамках культурологической концепции [4], социокультурного подхода [5], психосоциального подхода [6], личностного подхода [7;8] и философско-культурологиче-ского подхода [9], социально-психологическая специфика
современных родительско — детских отношений в неполных отцовских семьях России требует углубленного изучения. Отцы, в неполных семьях, совмещая роли обоих родителей, выступают по отношению к ребенку в различных функциях: воспитательной, хозяйственно-бытовой, медицинской, правовой, психологической, экономической и досуговой. Они сталкиваются с различными межличностными и внутриличностными проблемами: сохраняют большую эмоциональную дистанцию в общении с детьми, демонстрируют в отношении ребенка высокий уровень потворствующей гиперпротекции, отличаются высокой степенью авторитарной гиперсоциализации и потворствования. Сами главы семей могут быть замкнуты, испытывать чувство вины, проблемы в общении с ребенком, скрывать свои чувства от других, отстраненность от воспитательного процесса из-за чрезмерной ориентацией на материальную заботу о ребенке. Совмещая социальную роль отца и профессиональные роли, отцы осуществляют поиск нового брачного партнера, переживают негативные стереотипы восприятия со стороны социума, затрудняня-ются в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей.
Как отмечает М. В. Носкова, отношение отца к ребенку в неполной семье может проявляться в эмоционально-волевой сфере личности, то есть эмоциональных реакциях, состояниях и эмоциональных отношениях (интересы, оценки, убеждения), а также в форме усилий. Важной стороной является толерантность родителя, умение понять ребенка и спокойно отреагировать на его естественные поведенческие проявления [3]. Отец должен уметь оценивать свою деятельность относительно социальной нормы поведения, а также ему необходим высокий уровень общих знаний, которые помогут полноценно реализовать себя в качестве воспитателя, авторитета и эксперта для ребенка. Поскольку отец заменяет мать в воспитании ребенка, необходимо устанавливать уравни-
тельные, доверительные, открытые отношения между родителями и ребенком. Это позволит избежать конфликтов и кризисных моментов в жизни. В неполных отцовских семьях воспитательные воздействия могут ограничиваться удовлетворенностью материальных потребностей и чрезмерным вмешательством в мир ребенка.
1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. Москва.: Профиз-дат, 1989. 208 с.
2. Кон И. С. Материнство и отцовство в историко-эт-нографической перспективе // Советская этнография. 1987. № 6. С. 26-37.
3. Кульчицкая Р. Ю., Воробьева Е. В. психологические характеристики отцовства // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2013. №2.С. 121.
4. Манеров Р.В. Психология отцовства // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-его Всероссийского съезда психологов. 25 -28 июня 2003 года: В 8 т. Т. 5.- Санкт-Петербург.: Изд. — во Санкт-Петерб. ун-та, 2003. С. 284 — 288.
5. Мид М. Культура и мир детства. Москва: Наука, 1988. 429 с.
6. Носкова М. В. Социально-психологические особенности родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях: дис. . канд. психол. наук: 19.00.05 / Носкова М. В. Москва, 2010. 182 с.
7. Пьянкова, Л. А. Материнство как феномен развития общества и личности: моногр. / Л. А. Пьянкова. -Новокузнецк: Изд-во КузГТУ, 2014. С. 72.
8. Рамих, В. А. Материнство как социально-культурный феномен: дис. докт. филос. наук: 24.00.01 / Рамих В. А. — Ростов-на-Дону, 1997. 236 с.
9. Фромм. А. Азбука для родителей /; пер. И. Г. Константиновной. Ленинград: Лениздат, 1991. 319 с.
Читать статью Дизайнерские решения по оформлению дома для большой семьи
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Симакова Татьяна Александровна,
кандидат психологических наук, доцент, Академия ФСИНРоссии, г. Рязань
Гаврина Елена Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент, Академия ФСИН России, г. Рязань
PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS FOR DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL SENSE OF JUSTICE AND PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF A PERSON
Simakova Tat’yana Aleksandrovna, PhD in Psychology, Associate Professor, Academy of the Federal Penal Service of Russia Ryazan
Gavrina Elena Evgen ‘evna, PhD in Psychology, Associate Professor, Academy of the Federal Penal Service of Russia Ryazan
Данная статья нацелена на раскрытие актуальности профилактических мер развития индивидуального правового сознания как одного из основных способов борьбы с криминализацией населения. При этом рассматриваются основные психологические факторы, лежащие в основе деструктивных изменений личности сотрудников правоохранительных органов. Для осуществления психолого-педагогического воздействия в плане профилактической работы по элиминированию (устранению) случаев девиантных отклонений поведения сотрудников правоохранительных органов предлагается структура индивидуального правового сознания.
Ключевые слова: девиантное поведение, индивидуальное правосознание, кризисные жизненные ситуации, криминальное поведение, мораль, право, правопослушное поведение, профилактика девиантного поведения, психологические детерминанты, развитие индивидуального правосознания, рост преступности, структура индивидуального правосознания.
Воспитание детей в неполных семьях – проблемы и ошибки
Распад семьи в современных условиях является острой проблемой, которая сказывается в значительной степени на воспитании детей. По статистике, многие дети из неполных семей имеют те или иные девиантные тенденции в поведении. Самая распространенная форма неполной семьи в России — это материнская, и семья, где отец борется за свое право общаться с ребёнком.
Воспитание детей в неполной семье — основные проблемы
С одной стороны, семья, где единственным родителем становится мать, имеет все равные с прочими воспитательные возможности. С другой стороны, по факту, такая семья становится наиболее уязвимой под воздействием внешних и внутренних неблагоприятных факторов.
Основными общепризнанными критериями оценки воспитания детей считаются три принципа: авторитет, контроль и поддержка. Так вот в неполной семье реализация этих критериев подчас вызывает затруднения, а в некоторых случаях становится просто невозможной. На первый план выходит экономический фактор, как один из самых «тяжеловесных» негативных факторов. Такие семьи более зависимы от социальной помощи государства и имеют достаточно серьезные материальные проблемы и ограничения. Во многих случаях они относятся к категории «малообеспеченных» и «бедных». Поэтому мать вынуждена работать либо на двух работах, либо сверхурочно, чтобы поддерживать материальный уровень снабжения семьи.
Таким образом, страдает контроль за деятельностью и активностью ребёнка, поскольку на это банально не хватает времени. Мать вынуждена передоверять функцию контроля родственникам, соседям или просто полагаться на сознательность отпрыска, оставляя его одного без присмотра.
По данным опроса, семейные кризисы, включая разводы, приводят к безнадзорности 30% детей, опережая алкоголизм родителей. Претерпевают существенные изменения родительская поддержка и авторитет. На первую банально не хватает сил и времени, а авторитет подвергается сомнению и нападкам со стороны отпрыска, которые единственному родителю не всегда удается пресечь.
Если семья распалась в результате развода, то взаимоотношения между ее членами могут сопровождаться враждебностью, недоверием, агрессивностью.
В овдовевших семьях случившееся горе скорее объединяет взрослых и детей, учит их более бережному отношению друг к другу, поддержке и утешению. Но и в том, и в другом случае дети могут выдавать стенические и астенические реакции.
Стенические реакции присущи чаще мальчикам и заключаются в проявлении агрессии и разрушении, направленные на окружающую среду, то есть, «вовне».
У девочек преобладают астенические реакции — капризность, замкнутость, плаксивость.
Поэтому воспитание детей в неполной семье — задача не из легких, но вполне выполнима, если не совершать типичных ошибок и найти оптимальные пути решения проблем.
6 ошибок воспитания детей в неполной семье
Ниже приведены самые распространенные ошибки воспитания детей в неполной семье.
Стремясь не допустить снижения уровня материального обеспечения, единственный родитель все силы направляет на увеличение заработка, что в свою очередь, приводит к снижению внимания к ребёнку и заботы о нем. То есть, имеет место перекос в сторону материального благополучия с одновременным отстранением от процесса воспитания детей.
Следующая ошибка, приводящая к нарушению равновесия, — чрезмерная опека, когда жизненные потребности ребёнка превалируют над всеми остальными целями и задачами родителя.
Единственный родитель все свои силы кидает на воспитание образцового ребёнка по своему образу и подобию, мол, назло покинувшему семью отцу или матери. В этом случае отпрыск может вырасти звисимым, пассивным и забитым человеком, либо в качестве протеста в подростковом возрасте примкнуть к уличной компании.
Если единственный родитель — мать, то нередко следует запрет на общение папы с ребёнком, с последующим искоренением отцовских качеств доставшихся, по ее мнению, последнему по наследству.
Матери могут также вымещать на отпрыске свое раздражение по поводу неудавшегося брака, обиду на бывшего супруга. Затем период жестокости сменяется периодом безраздельной любви и нежности. Женщину эмоционально кидает то в одну, то в другую сторону.
Женщины, оставшись без мужского плеча, могут впадать в депрессивное состояние, что способно вызвать игнорирование нужд ребёнка или асоциальное поведение. В этом случае мать отстраняется от заботы по уходу за детьми в ппопытках найти отвлечение от гнетущей ситуации.
Как отцу или матери пресечь манипуляции ребёнка
Конечно, для любого ребёнка распад семьи — это стрессовая ситуация. Но только от родителей зависит, как он ее переживет, будет ли он страдать и получит ли комплекс неполноценности. Вырастить счастливого человека может и единственный родитель, необходимо только перестать думать, что дети обделены теплотой и вниманием, раз растут в неполной семье. Что делать родителю-одиночке, если ребёнок пытается манипулировать своим положением?