Проблемы организации устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куликова Н. И., Татаркина Ю. Н.
Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куликова Н. И., Татаркина Ю. Н.
PROBLEMS OF PLACEMENT OF ORPHANS AND ABANDONED CHILDREN IN FAMILIES
Текст научной работы на тему «Проблемы организации устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Проблема устройства детей в приемную семью
Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского попечения, и помощи им
Проблемы организации устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки »
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / В СЕМЬИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIAL ORPHANHOOD / FORMS OF PLACEMENT OF ABANDONED CHILDREN IN FAMILIES / INTERNET RESOURCE / NEW TECHNOLOGIES
Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куликова Н. И., Татаркина Ю. Н.
Статья посвящена осмыслению организации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в семьи на примере деятельности одного из детских домов г Барнаула. В рамках исследования был проведен опрос специалистов и сотрудников учреждения, а также потенциальных и реальных усыновителей. На основе анализа данных разработаны практические рекомендации. К числу рекомендаций отнесено создание комплексной службы социального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей ; применение современных технологий при решении проблем семьи и детства; создание интернет-ресурсов для региональных операторов банка данных о таких детях; осуществление патронирования приемной семьи и оказание психологической помощи в процессе адаптации ребенка в приемной семье.
Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куликова Н. И., Татаркина Ю. Н.
Психолого-педагогическая готовность принимающих родителей к появлению нового члена в приемных семьях (на примере Липецкой области)
PROBLEMS OF PLACEMENT OF ORPHANS AND ABANDONED CHILDREN IN FAMILIES
The article is devoted to a better understanding of the problem of the placement of orphans and abandoned children in families and how this problem is solved in one of Barnaul»s orphanage houses. During the study the staff of the orphanage house as well as the potential and actual adopters were interviewed. The results of the interviews were used in the development of practical recommendations. The recommendation are formulated as following: the necessity of forming of a case management service for abandoned children; the necessity of application of the modern technologies in solving problems of a family and childhood; the importance of building regional Internet databases of abandoned children for systematization and future use; the necessity of patronage of foster families and psychological support in the adaptation process.
Текст научной работы на тему «Проблемы организации устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
12. Strategiya razvitiya molodezhi Rossiyjskoyj Federacii na period do 2025 [Eh/r]. — R/d: http://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf
13. Pechenkina, T.I. Osnovnihe napravleniya realizacii molodezhnoyj semeyjnoyj politiki v Tomskoyj oblasti / T.I. Pechenkina, A.V. Kofanova // Sb. st. vserossiyjskoyj konf. — Tomsk, 2013.
14. Vedomstvennaya celevaya programma Tomskoyj oblasti «Razvitie i realizaciya potenciala molodezhi v interesakh oblasti» [Eh/r]. — R/d:
Статья поступила в редакцию: 02.11.14
Kulikova N.I., Tatarkina Yu.N. PROBLEMS OF PLACEMENT OF ORPHANS AND ABANDONED CHILDREN IN FAMILIES. The article is devoted to a better understanding of the problem of the placement of orphans and abandoned children in families and how this problem is solved in one of Barnaul’s orphanage houses. During the study the staff of the orphanage house as well as the potential and actual adopters were interviewed. The results of the interviews were used in the development of practical recommendations. The recommendation are formulated as following: the necessity of forming of a case management service for abandoned children; the necessity of application of the modern technologies in solving problems of a family and childhood; the importance of building regional Internet databases of abandoned children for systematization and future use; the necessity of patronage of foster families and psychological support in the adaptation process.
Key words: social orphanhood, forms of placement of abandoned children in families, Internet resource, new technologies.
Н.И. Куликова, канд. социол. наук, доц. каф. «Философия и социология» Алтайского гос. технического университета им. И.И. Ползунова, г. Барнаул; Ю.Н. Татаркина, канд. социол. наук, доц. каф. КиКТ Алтайского гос. технического университета им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: tun1955@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УСТРОЙСТВА В СЕМЬИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Статья посвящена осмыслению организации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи на примере деятельности одного из детских домов г Барнаула. В рамках исследования был проведен опрос специалистов и сотрудников учреждения, а также потенциальных и реальных усыновителей. На основе анализа данных разработаны практические рекомендации. К числу рекомендаций отнесено создание комплексной службы социального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей; применение современных технологий при решении проблем семьи и детства; создание интернет-ресурсов для региональных операторов банка данных о таких детях; осуществление патронирования приемной семьи и оказание психологической помощи в процессе адаптации ребенка в приемной семье.
Ключевые слова: социальное сиротство; формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи; интернет-ресурсы; новые технологии.
Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Семейным Кодексом введены следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, приемная семья, учреждение для детей, нуждающихся в государственной поддержке.
Актуальность темы обусловлена тем, что в нашей стране проблема сиротства является одной из наиболее серьезных и трудноразрешимых проблем. К сожалению, несмотря на принимаемые меры, число детей, получающих статус «сироты», ежегодно увеличивается как в целом по стране, так и в Алтайском крае. Социальное сиротство является важнейшей проблемой, требующей безотлагательного поиска форм и методов её решения [1] . Изучая данную проблему, мы исследовали работу одного из детских домов Барнаула. В рамках исследования был проведен опрос специалистов и сотрудников учреждения, а также потенциальных и реальных усыновителей, в результате которого мы получили конкретные данные, послужившие разработке рекомендаций.
Педагогический коллектив детского дома стабилен. Специалисты имеют высшее педагогическое образование, и стаж работы большинства превышает 5 лет. По квалификационной категории распределение респондентов следующее: высшая 58,3%, первая — 29,2%, вторая — 12,5%. В своей работе 90% специалистов и сотрудников считают необходимым условием для работы заинтересованность в своей деятельности и 70% выделяют одним из своих главных личностных качеств — трудолюбие. Более половины сотрудников (66,7%) отметили взаимоотношения в коллективе как нейтральные, 22,2% — дружеские и 11,1% — конфликтные. Активное стремление совершенствовать свои навыки работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, обнаружено только у 30%, остальные 70% делают это по мере необходимости. На открытый вопрос «Как
Вам кажется, что необходимо сделать для усовершенствования работы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи были предложены следующие ответы:
• тщательно отслеживать семьи, которые хотели бы взять детей на усыновление, давать испытательный срок на усыновление;
• больше оказывать психологической помощи детям и семьям, желающим взять их, обеспечивать достаточную материальную поддержку;
• подготовить будущих родителей к приему детей в семью;
• создать службы психологической поддержки для приемных семей, в которых бы работали психологи для детей и взрослых;
• тщательно проверять условия проживания тех людей, которые берут детей или собираются брать воспитанников;
• необходимо работать над изменением сознания граждан, чтобы они были морально готовы к приему детей в свою семью.
По результатам опроса и анализа деятельности учреждения выявилось, что модель профессиональной компетентности специалистов включает в себя блок знаний: социальной педагогики, психологии, социальной психологии, права, экономики; блок способностей: коммуникативные способности, способность к рефлексии, способность к организации собственной деятельности и другие; блок технологий: консультирование, проведение тренингов, проведение диагностики адаптивности.
Опрос потенциальных и реальных усыновителей, опекунов (попечителей), патронатных и приемных родителей показал следующее: почти у 87,5% опрошенных нет собственных детей, только 12,5% имеют своих детей. Для большинства из них материальное стимулирование имеет значение при принятии решения об устройстве ребенка в свою семью (68,9%), и лишь 31,1% опрошенных не нуждаются в нем. Большая часть респондентов отметили свое материальное положение выше прожиточного минимума (59%). Это говорит о том, что люди чаще начинают
задумываться о возможности принять в свою семью ребенка, если чувствуют себя достаточно обеспеченными для его содержания. В целом, респонденты не очень хорошо информированы о формах устройства детей-сирот в семью (7,5% — ограниченно, 25% — совсем не информированы). Больше половины респондентов (68,8%) указали, что процедура устройства детей-сирот сложная, 25% — приемлемая.
По данным опроса 43,8% потенциальных и реальных усыновителей имеют среднее специальное образование, 56,2% -высшее образование. Семейное положение участников опроса показывает большое превалирование семейных пар (75,6%). Высокий процент семей, состоящих в браке, является хорошим показателем, поскольку обеспечивает для ребенка лучшую семейную среду, возможность принятия им моделей семейного поведения и стабильность.
68,8% респондентов хотели бы взять в свою семью ребенка до 3-х лет, так как в представлениях потенциальных усыновителей к ним проще привыкнуть, проще полюбить и сделать процесс адаптации гораздо легче. 56,2% респондентов хотели бы взять в свою семью девочек, 31,3% — мальчика и 12,5% не предают этому значения. Деятельность Детского дома респонденты оценили, как удовлетворительную — 56%.
Читать статью Типы семей и семейного воспитания
Опираясь на анализ полученных результатов проведенного исследования, мы считаем необходимым проведение следующих мероприятий:
• использование и применение современных технологий и инноваций при решении проблем семьи и детства;
• создание интернет-ресурсов для региональных операторов банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;
• целенаправленное пропагандирование семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через местные средства массовой информации, социальные службы, органы образования;
• создание комплексной службы социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процесс сопровождения приемных семей должен начинаться на этапе подбора кандидатов в приемные родители, детального изучения материальных возможностей среды, личных качеств приемных родителей и других членов семьи, состояния их здоровья, составление индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи, оказание психологической помощи в процессе адаптации ребенка в приемной семье;
• патронирование приемной семьи.
Понимая в полной мере проблемы сирот и действуя исключительно в интересах детей, коллектив детского дома выделил как приоритетную задачу своей деятельности работу по устройству детей-сирот в семью. Реализация данной задачи осуществляется через следующие направления деятельности всего коллектива.
Первое направление — работа по устройству детей в приемную семью. Оно реализуется, с одной стороны, через воспитание
социальной адаптированной личности ребенка, формирование у него позитивного образа семьи, формирование мотивации, знаний и умений по поддержанию и совершенствованию позитивных родственных отношений, укрепление его психосоматического здоровья. С другой стороны, это направление реализуется через подбор кандидатов в будущие родители и технологии работы с ними, выявление мотивации выбора, изучение их воспитательного потенциала и психологической готовности к родительским функциям, а также через определение степени психологической совместимости ребенка и будущих родителей. Важным аспектом является работа с православной церковью, с радио, ТВ, СМИ (например, рубрика «К единственной маме на свете»).
Особым и значимым является создание на базе детского дома службы психолого-педагогической помощи кандидатам в будущие родители. Она включает себя следующие направления: психолого-педагогическое консультирование будущих родителей; выявление воспитательного потенциала и мотивации кандидатов в опекуны и усыновители; проведение консультаций по изучению основ законодательства по усыновлению и опеке; индивидуальная работа с ребенком и родителями в период их адаптации друг к другу; психолого-педагогическая поддержка сформировавшихся семей, дальнейшее упрочение контактов.
Второе направление — работа по возвращению ребенка в кровную семью. Оно включает в себя: работу с родителями, отбывающими наказание в местах лишения свободы; розыск родственников — усыновителей; работу с родителями, отказавшимися от ребенка при рождении, выяснение причин; работу с родителями, лишенными родительских прав; работу с родителями, временно поместившими ребенка в детский дом.
Данное направление работы должно реализовываться на этапе выявления семейного неблагополучия. Специалисты и сотрудники детского дома должны вести работу со всеми родителями, которые сохранили родительские установки, а также с родственниками детей. Целью данной работы является поддержание родственных связей с родителями, родственниками, со старшими взрослыми братьями и сестрами, которые по разным причинам не могут установить опеку или попечительство.
Несмотря на то, что ведется огромная работа специалистами и сотрудниками детского дома в части организации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, уровень устройства данной категории детей в семьи, особенно кровные, остается низким. А исследования ученых показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний.
Таким образом, специалисты детского дома, осуществляя профессиональную деятельность, являются, с одной стороны, источником социальной защиты детей, а с другой стороны, организатором работы по формированию социальной адаптивности воспитанников, что способствует более эффективному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.
1. Климантова, Г.И. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учеб. пособ. — М., 2008.
1. Klimantova, G.I. Socialjno-pedagogicheskie tekhnologii semeyjnogo ustroyjstva i vospitaniya deteyj-sirot i deteyj, ostavshikhsya bez popecheniya roditeleyj: ucheb. posob. — M., 2008.
Статья поступила в редакцию 19.11.14
УДК 37.013.78 + 316.346.32-053.6
Kulish V.V. SOCIAL DIFFERENTIATION OF FUNCTIONING OF HISTORICAL MEMORY IN SCHOOL GRADUATES WHEN THEY DO LIFE CHOICES. In the article the analysis of functioning of youth historical memory in dichotomy «traditional-innovative» is given. The functioning of historical memory is seen in three different aspects: dependent on behavior, world view and emotions. The self-determination and life choices of school graduates are studied on the materials of an interregional sociological study. In the questionnaire the researcher used the information about the sex, a type of town the respondent lives in and a type of school he or she has finished. The data in the answers of city dwellers have such features as the innovative prospects better expressed than in the answers of village youth. The city youth want to get higher education in 69% of all answers (village youth — 42%), to get a well-paid job in 56% (39% for village youth), to have a good apartment of your own in 60% (village youth — 52%), to visit other countries in 33% (village youth — 17%). The research shows that the thinking of village young school graduates reflects the traditional way of behavior: a job, professions that they would like, a friendly family.
Проблема устройства детей в приемную семью
социальный педагогический приемный семья
Данная форма устройства детей в семью, а также усыновление стали приоритетными в решении проблемы социального сиротства и наиболее перспективными с социально-экономической и морально-психологической точек зрения. Во-первых, содержание одного человека в доме ребенка, детском доме или школе-интернате обходиться государству значительно дороже, чем в семье. Во-вторых, каким бы хорошим не был уход в детском интернатном учреждении, оно никогда не заменит ребенку отца и мать, семейные отношения, родительскую заботу и любовь. В-третьих, в домах ребенка, детских домах и школах интернатах фактически нет здоровых воспитанников. Около 9% имеют расстройство психо-неврологической сферы, около15% — страдают энурезом, около 5% — заболеваниями сердечно-сосудистой системы; около 20% — сколиозом, плоскостопием .
Среди объективных причин, затрудняющих работу по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяются:
— недостаточная социально-бытовая устроенность кандидатов в замещающие родители (нерешенность жилищной проблемы для многих семей, значительная затратность содержания ребенка для семейного бюджета);
— закрепленность стереотипного представления о детях сиротской категории как о детях с явными признаками врожденных аномалий и патологий, вызванными тотальной алкоголизацией их родителей. При этом специалисты органов охраны детства, интернатных учреждений, «забывают» о терапевтическом эффекте семьи, не разъясняют кандидатам в замещающие родители возможностей семейной и социальной реабилитации, не знакомят с различными формами семейного устройства сирот;
— социальная незрелость и недостаточная внутренняя готовность граждан репродуктивного возраста к выполнению родительских функций, что определяет не только отсутствие желания быть замещающими родителями, но и желание иметь биологических детей.
Однако, учитывая объективные положительные тенденции в развитии белорусского общества, очевидную стабилизацию общественной жизни, указанные причины не только не лишают всех заинтересованных возможности проведения целостной и постоянной информационно-разъяснительной компании по проблемам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, а создают предпосылки для активизации и комплексной организации деятельности по организации права каждого осиротевшего ребенка на воспитание в замещающую семью [7, 6].
Для детей, выросших вне семьи острой проблемой остается социальная адаптация после выхода из интернатного учреждения. Обычно выпускники школ-интернатов не ориентируются в простейших жизненных ситуациях, им нелегко налаживать отношения с людьми, вступать в общение с ними, организовывать собственную жизнь.
Научные исследования ряда отечественных и зарубежных авторов показывают, что дети, выросшие вне семьи, очень сложные и своеобразные. На их чувствах и поведении отражаются результаты материнской депривации, то есть отсутствие возможностей непосредственно находиться в контакте с матерью, вступать с ней в межличностные отношения и общение. Продолжительная депривация, которая начинается в первый год жизни ребенка и продолжается до трех — пяти лет, обычно приводит к серьезным деформациям интеллектуальных и личностных функций, которые в дальнейшем с трудом поддаются исправлению.
Детям, которые выросли вне семьи и в условиях родительской депривации свойственны:
поверхностность социальных связей и отсутствие разнообразного общения со взрослыми и сверстниками;
безличностные отношения со взрослыми, неспособность к любви и уважению окружающих людей;
отсутствие умения управлять эмоциональными реакциями;
ограничение познавательных функций;
неспособность к богатым эмоциональным переживаниям.
Практика показывает, что дети, с такими личностными качествами значительно чаще, чем дети, выросшие в семье становятся антиобщественными элементами, невоспринятыми обществом. Они неразборчивы в связях, в том числе и сексуальных. Выпускницы детских домов и школ-интернатов часто становятся матерями-одиночками.
В связи с этим приемных семьях особенно остро стоит проблема нравственно-эмоционального воспитания. Суть его заключается в том, чтобы сформировать у брошенных детей правильные отношения с приемными родителями, членами их семьи, окружающими людьми, побудить уважение к самим себе. Отметим наиболее важные направления в практической деятельности родителей-воспитателей.
1. Установление доброжелательных отношений с приемными детьми. Подавляющее большинство детей положительно относятся к приемным родителям (особенно к матери), их детям, другим членам семьи.
Однако есть дети, которые с первых дней пребывания в новой семье негативно, иногда даже агрессивно, настроены к родителям воспитателям. Это обусловлено возрастными особенностями ребенка, уровнем его воспитанности, опытом предыдущих отношений, которые были сформированы в детском интернатном учреждении ил биологической семье. Отрицательные привычки сохраняются «в длинных рядах условных рефлексов» (И.П. Павлов) и возобновляются сами по себе. Задача родителей-воспитателей состоит в том, чтобы понять истоки и проанализировать причины негативного отношения ребенка к людям и начать работу по установлению доброжелательных отношений с ним. Положительный эффект в этой работе дает:
Читать статью Супружеские отношения: этапы жизненного цикла семьи
контактирование с будущими приемными родителями при посещении их в детских домах или школах-интернатах;
изучение обстоятельств и условий жизни ребенка в биологической семье или детском учреждении;
налаживание искренних и сердечных отношений с будущими приемными родителями в период каникул, в выходные и праздничные дни, которые дети проводят в семье;
анализ взаимоотношений приемных детей с близкими им людьми (братьями, сестрами, матерью, отцом, дедушкой и бабушкой, другими родственниками);
проведение с детьми совместных семейных дел, праздников, семейных обрядов;
проявление естественной материнской и отцовской заботы, любви, ласки;
создание благоприятной семейной атмосферы, которая позволит ребенку расти и развиваться в обстановке любви и взаимопонимания;
поддержание единых требований и справедливых отношений со стороны родителей и всех членов семьи к родным и приемным детям.
2. Расширение сферы общения приемных детей как единственное средство нравственно-эмоционального развития. Воспитанники детских интернатных учреждений постоянно общаются с одной группой сверстников, которые так же, как и они, не обладают богатым и разнообразным опытом общения. Это приводит к тому, что у них почти не развиваются или слабо развиваются навыки общения, умение вступать в отношения с незнакомыми людьми, ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Как правило, воспитанникам детских домов и школ-интернатов присущи «общение-обвинение» и «общение-самозащита». В отношениях со сверстниками и старшими заметно стремление во всем обвинять окружающих людей, однотипность и бедность речи, отсутствие способности сочувствовать и сопереживать. Устранению этих негативных явлений содействует расширение сферы общения приемных детей и обучение их навыкам общения:
с родителями, дедушкой, бабушкой и другими членами семьи;
с братьями, сестрами;
с друзьями, соседями, знакомыми новой семьи;
со сверстниками, воспитателями, учителями.
3. Создание системы работы по развитию способностей и дарований приемных детей. Каждый ребенок, в том числе оставшийся на длительное время без семенного окружения, обладает теми или иными способностями, о которых он и окружающие его люди иногда не подозревают. Выявить их, создать самые благоприятные условия для их развития — важнейшая задача приемных родителей. Следует учитывать, что средства эстетического воспитания благотворно влияют на эмоциональную сферу ребенка, обогащают и облагораживают ее. Занятия физической культурой и спортом позволяют укрепить здоровье, стать более совершенным физически, выработать у себя чувство уверенности, собственного достоинства и личной безопасности.
4. Проведение целенаправленной работы по нравственно-половому образованию и просвещению тех детей, которые приобрели негативный опыт сексуального поведения у своих биологических родителей (алкоголиков, проституток) и усвоили стиль негативных отношений, которые сложились между мальчиками и девочками в детском интернатном учреждении. Практика показывает, что положительные результаты может дать:
пример уважительных деликатных отношений между приемными отцом и матерью;
установление гуманных и уважительных отношений между приемными родителями, между братьями и сестрами;
организация разнообразной деятельности детей в семье, в совместных мероприятиях семьи и школы, семьи и детского сада;
обследование детей, индивидуальные консультации у врачей- психиатров, сексопатологов, психологов и использование их рекомендаций в процессе семенного воспитания.
5. Воспитание бережного отношения к вещам и домашнему имуществу. Как известно, для большинства воспитанников детских учреждений характерны дух потребительства и пренебрежительное отношение к одежде и вещам. Это объясняется тем, что в детских домах и школах -интернатах дети живут на всем готовом, не видят денег, не умеют их считать, не имеют представления о стоимости вещей, которые их окружают, не знают о громадных размерах бюджета детского учреждения. Потребительское отношение к окружающим вещам, к одежде, обуви, мебели, оборудованию. Помещению со временем можно искоренить, если привлекать ребенка
к ведению семейного бюджета, планированию денежных расходов на неделю, месяц;
к покупке необходимых для него и всей семьи вещей, одежды, игрушек;
к разумному использованию выделенных денег для личных покупок;
к участию в благоустройстве квартиры, детской спальной комнаты, отдельных её уголков;
к изготовлению (с родителями и самостоятельно) отдельных вещей, предметов, необходимых в личной жизни и жизни семьи;
к участию в кружках технического и художественного творчества, народных умельцев, экологов, натуралистов;
к выполнению отдельных обязанностей по дому (постоянных и временных) по поручению родителей.
Большинство будущих приемных родителей не готовы к выполнению сложных многообразных функций по воспитанию приемного ребенка. Они обычно не осведомлены о психолого-педагогических и физиологических аспектах развития ребенка в условиях длительной материнской депривации, плохо ориентируются в содержании законов и нормативных документов, которые регулируют жизнедеятельность детских интернатных учреждений, приемных (опекунских) семей и детских домов семенного типа, процесс национального и международного усыновления. Поэтому важнейшим условием успешной жизнедеятельности приемной семьи является обязательная психолого-педагогическая, медицинская, правовая подготовка будущих родителей-воспитателей. Их подготовка может осуществляться на базе Национального центра усыновления, институтов повышения квалификации, районных, областных, городских методических кабинетов. Основными темами осуществления курсовой, семинарской подготовки приемных родителей могут быть такие, как:
· Положение детей в Республике Беларусь.
· Национальное и международное законодательство об охране прав ребенка.
· Содержание положения о приемной семье. Проблемы их функционирования и жизнеобеспечения.
· Проблемы социальной реабилитации детей, оказавшихся в экстремальных жизненных ситуациях. Социально-педагогические и диагностико-реабилитационные учреждения.
· Приемные дети: контингент, его структура, психофизические особенности развития.
· Психолого-педагогические проблемы взаимоотношений приемных родителей и детей.
· Пути развития способностей и дарований приемных детей.
· Традиции белоруской народной педагогики и воспитания детей.
Особо следует выделить роль социального педагога и социального работника в обеспечении жизнедеятельности приемных семей. Мировой опыт и практика подтверждают, что зоной первостепенного внимания, повышенного внимания социальной службы, ее работников являются дети и семьи из группы риска. Важнейшая задача социального педагога, социального работника в этих условиях — выявить такие семьи, оказывать социальную и психолого- педагогическую поддержку детям, вместе с местными органами охраны детства подыскивают оптимальный вариант решения судьбы несовершеннолетних. Вместе с тем, постоянного внимания социального педагога требуют условия проживания и воспитания ребенка в новой приемной семье, процесс его адаптации, развития, охрана его прав. Следует учитывать. Что охраной прав детей в приемных семьях осуществляется согласно Закону «О правах ребенка» строго конфиденциально.
Число воспитанников приемных семей постоянно растет. Отношение к приемных семья весьма неоднозначною подавляющее число приемных семей пользуется уважением и поддержкой со стороны государственных органов. Общественных формирований, соседей и в целом общества. Положительно относятся к созданию приемных семей журналисты, учителя, врачи, большинство местных органов власти, представители общественных организаций. Случаи негативного отношения к таким семьям наблюдаются со стороны соседей.
Таким образом, изучение и анализ системы организации и существования приемных семей, подходов к созданию условий эффективного существования показал, что приемная семья является формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, главная цель которой — создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка в семье.
Возникновение данной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью связано с изменением государственной социальной политики в 90-х годах. Принятие Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в 1999 году, а также принятие Положения о приемной семье позволили начать работу по созданию приемных и патронатных семей.
Положение о приемной семье, принятое постановлением Совета Министров Республики Беларусь в 1999 году является основным документом, определяющим, систему создания, организации существования приемных семей. Определены критерии, определяющие передачу детей в новую, приемную семью: порядок организации приемной семьи, категории детей, имеющих возможность перейти на воспитание в такую семью, права и обязанности приемных родителей, материальное обеспечение приемной семьи, форма договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и образца удостоверения, выдаваемого приемным родителям.
Как любое нововведение, возникновение и развитие такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья было связано с рядом трудностей, в том числе с преодолением стереотипного отношения к новым формам семей.
Основными задачами по реализации данного направления стало информирование населения об эффективности и перспективности данной формы замещающей семьи, а также разработка новых технологий и подходов в работе с данной категорией граждан социальными педагогами, психологами другими специалистами, непосредственно с ней взаимодействующими.
Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского попечения, и помощи им
Наруцкая, Н. В. Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского попечения, и помощи им / Н. В. Наруцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 505-507. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22249/ (дата обращения: 27.10.2022).
Перемены в социальной, культурной и духовной сферах общества, в общественном сознании приводят к осознанию необходимости помощи каждому человеку и особенно тому, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Дети, утратившие родительское попечение, являются наиболее незащищенной категорией людей ввиду своего возраста и невозможности защищать и отстаивать свои интересы самостоятельно. В связи с этим, государство должно создавать такой механизм помощи детям, чтобы каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, получал достойное воспитание, образование, всесторонне развивался и становился активным, полноправным членом общества.
Ежегодно выявляется более 90 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Рязанской области 78 % от общего числа детей-сирот находятся на семейных формах воспитания (опека, попечительство, приемная семья). Положительная динамика семейного устройства детей-сирот во многом определена сложившейся в регионе системой работы в данном направлении, подкрепляемой соответствующими решениями органов власти: 17 декабря 2013 года Правительство Рязанской области утвердило План мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Рязанской области на 2013–2018 годы (Распоряжение Правительства Рязанской области от 17.12.2013 г. № 579-р).
Принцип приоритета семейных форм воспитания детей неоспорим, но следует понимать, что не каждый ребенок, оставшийся без родительского попечения, может быть устроен в семью.
Устройство всех без исключения детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи практически недостижимо, что обусловлено рядом факторов объективного и субъективного характера. Во-первых, ни каждый ребенок, оставшийся без родителей, сразу может быть устроен в семью. Подбор «новых» родителей процесс достаточно долгий и ответственный, в течение которого ребенок находится, в зависимости от своего возраста, в медицинской или образовательной организации, созданной специально для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, ряд детей, особенно до первого года жизни, имеют заболевания не совместимые с жизнью и их устройство в семьи, как правило, затруднено. Можно перечислять множество причин, не позволяющих каждого ребенка устроить на воспитание в семью, но даже наличие одного фактора, одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, предопределяет необходимость обеспечивать на государственном и региональном уровне деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Читать статью Домашние растения, которые привлекают в дом любовь
С 1 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [1], которым установлен перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), указаны основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.
В Положении о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481, установлено, что к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.
Сеть организаций Рязанской области, в которых воспитываются дети-сироты, включает в себя ряд таких организаций, в том числе: 6 — из сферы образования и 1 — относится к системе здравоохранения — Рязанский Дом ребенка, который рассчитан на 150 мест для детей, оставшихся без родительского попечения, среди которых есть дети с различными формами поражения центральной нервной системы и с нарушением психики. «Воспитание детей-сирот — сложная задача, к каждому должен быть отдельный подход, для каждого свое ласковое слово, своя интонация. «Спасая одного ребенка, ты спасаешь целое поколение». Эти слова стали своего рода девизом для сотрудников Дома ребенка. Медико-педагогическим коллективом Дома ребенка ведется комплексная реабилитационная работа. Большой педагогический коллектив работает с детьми над их всесторонним развитием… С детьми-инвалидами проводятся дополнительные занятия по системе «Портаж» по определенной методике, где каждый вид занятий имеет узконаправленную цель, которая осуществляется поэтапно, маленькими шажками и предполагает систему учета реакций ребенка на каждый педагогический тест» [4].
Сложный, в плане возраста (от рождения до четырехлетнего возраста включительно), физического и умственного здоровья, контингент домов ребенка, предопределяет их юридическое отнесение к медицинским организациям, которые обеспечивают уход, диагностику, лечение, реабилитацию детей, организацию и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, комплексную оценку состояния здоровья детей, а также их воспитание и социальную адаптацию.
К образовательным организациям, для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует относить: детский дом (для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие.
Исследователями достаточно давно обсуждается вопрос о необходимости совершенствования сложившейся системы организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. Более 20 лет назад (в 1993 году) З. И. Воронина в своём диссертационном исследовании утверждала, что «необходимо провести реорганизацию существующих государственных детских учреждений: вместо трехзвенной (Дом ребёнка — дошкольный детский дом — школьный детский дом) сделать однозвенную, чтобы дети со дня поступления и до выпуска из детского учреждения воспитывались в одном детском доме…» [3, с. 120]. Аналогичной точки зрения придерживается Р. Л. Мурзин, дополнительно уточняющий: «… с момента набора группы до выхода из учреждения ребенок должен общаться с одним и тем же воспитателем» [5, с. 183].
Присоединяясь к точке зрения ученых, добавим, что процесс реформирования детских домов должен происходить комплексно и, в первую очередь, в интересах детей, с учетом психолого-педагогических критериев и необходимости наличия тех или иных организаций в определенном субъекте Российской Федерации. При этом, целесообразно, на наш взгляд, сокращение детских домов для детей раннего, дошкольного и школьного возрастов с сохранением детских домов смешанного типа, где воспитание ребенка осуществляется с раннего возраста до 18 лет, куда могут направляться братья и сестры разного возраста (например, Шереметьево-Песочинский детский дом (г. Рязань) рассчитан на детей в возрасте от 3 до 18 лет). Если же наполняемость детских домов, рассчитанных на определенный возраст детей, не приводит к необходимости их сокращения, то перспективным направлениям реформирования, является их реорганизация в детские дома смешанного типа, именно в них, ребёнок лучше адаптируется, социализируется, получает коммуникативные навыки, так как имеет контакты с ребятами различных возрастов.
В то же время внутри самой организации, предназначенной для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно происходить разукрупнение, то есть разделение на более мелкие единицы. «Разукрупнение — сделать менее крупным, разделить на менее крупные единицы» [6]. Согласно п. 1.3.4 Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей, указанных в Письме Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 [2], помещения, в которых размещаются воспитательные группы в организациях для детей-сирот, включают в себя соответствующим образом оборудованные жилые комнаты (в медицинских организациях на 6 человек, в организациях, оказывающих социальные услуги и в образовательных организациях, не более чем на 2–3 человека), санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения.
Разукрупнение организаций для детей-сирот, создание в них безопасных, приближенных к семейным условий проживания и воспитания, является одним из основных приоритетных направлений деятельности по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации на современном этапе [2].
Разветвленная система организаций, в которые могут быть устроены дети, оставшиеся без попечения родителей, позволяет обеспечить интересы каждого ребенка в зависимости от состояния его физического и психического здоровья, возраста, а, в отдельных случаях, и личностных интересов ребенка, но такие организации нуждаются в существенной дополнительной помощи.
На наш взгляд, необходима активизация деятельности органов власти Рязанской области по стимулированию активности населения г. Рязани в отношении помощи детским домам, школам-интернатам, действующим на территории Рязанского региона. В данном направлении проводится определенная работа, но она не носит такой системный и глобальный характер, какая имеет место в отношении семейных форм воспитания детей-сирот. Следует более активно привлекать население к помощи детским домам, школам-интернатам. Так, в Рязани с 10 по 17 февраля 2015 года ко Дню спонтанного проявления доброты (неофициальный праздник, созданный по инициативе благотворительных организаций разных стран, отмечается по всему миру 17 февраля) в библиотеке имени Горького г. Рязани проходил сбор игрушек, настольных и спортивных игр, новых книг, канцтоваров для детей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната «Вера».
Вместе с тем, не до каждого жителя г. Рязани и Рязанской области «доходит» информация о подобных акциях, в связи с чем, целесообразным видится создание специальных интеренет-сайтов, увеличение количества социальной рекламы в торговых центрах, в общественном транспорте, в организациях и т. п., призывающей население оказывать помощь организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории Рязанской области. Чем больше люди будут узнавать о действующих в рязанском регионе организациях для детей-сирот, тем более обширная помощь им будет оказываться, а привлечение молодежи к благотворительной деятельности будет способствовать гуманистическому воспитанию молодого поколения.
1. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 22. Ст. 2887.
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru.
3. Воронина З. И. Правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: диссертация … канд.юрид. наук: 12.00.03. СПб., 1993. — 234 с.
4. Методы работы с детьми [Электронный ресурс] // Рязанский дом ребёнка: [сайт]. URL:
5. Мурзин Р. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект: диссертация… канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2006. — 206 с.
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2015. — 896 с.
Основные термины (генерируются автоматически) : попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, детский дом, родительское попечение, Российская Федерация, рязанский регион, семейное устройство детей-сирот, школьный возраст.