ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назарова Анна Сергеевна
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назарова Анна Сергеевна
PROBLEMS OF PROTECTING THE RIGHT OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE TO LIFE AND UPBRINGING IN A FAMILY IN MODERN RUSSIAN LAW
Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ»
«Трудный» ребёнок в приёмной семье
Причины «трудного» поведения:
Как же справиться с «трудным» поведением приемного ребёнка? Как переориентировать такое поведение? Чем помочь семье и ребёнку?
1. Позитивный настрой
2. Доверительное взаимодействие
3. Выявление причин
4. Последовательность во взаимоотношениях
5. Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребёнка
6. Опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения
7. Поощрение положительных изменений
8. Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы
Права приемного родителя
Что такое приемная семья
Адаптация ребенка в приемной семье
Как стать приемными родителями
Как усыновить ребенка?
Требования, предъявляемые к приемным родителям
Опыт приемных родителей
ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право »
семейное право / защита прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей / право на жизнь и воспитание в семье / социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. / family law / protection of the rights of orphans and children left without parental care / the right to life and upbringing in a family / socialization of orphans and children left without parental care.
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назарова Анна Сергеевна
В статье рассматриваются основные проблемы в области защиты прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей на жизнь и воспитание в семье в современном российском праве, а также авторские предложения по их разрешению.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назарова Анна Сергеевна
УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ СИРОТ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
Усыновление как семейная форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (на примере г. Якутска)
Законодательное обеспечение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия
PROBLEMS OF PROTECTING THE RIGHT OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE TO LIFE AND UPBRINGING IN A FAMILY IN MODERN RUSSIAN LAW
The article examines the main problems in the field of protecting the rights of orphans and children left without parental care to life and upbringing in a family in modern Russian law, as well as the author’s proposals for their resolution.
Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ»
«Инновационные аспекты развития науки и техники»
Назарова Анна Сергеевна Anna Nazarova
Волгоградский филиал РАНХиГС Postgraduate student
Volgograd branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and
ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
PROBLEMS OF PROTECTING THE RIGHT OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE TO LIFE AND UPBRINGING IN A FAMILY IN MODERN RUSSIAN LAW
Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы в области защиты прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей на жизнь и воспитание в семье в современном российском праве, а также авторские предложения по их разрешению
Ключевые слова: семейное право, защита прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, право на жизнь и воспитание в семье, социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Abstract: The article examines the main problems in the field of protecting the rights of orphans and children left without parental care to life and upbringing in a family in modern Russian law, as well as the author’s proposals for their resolution
Keywords: family law, protection of the rights of orphans and children left without parental care, the right to life and upbringing in a family, socialization of orphans and children left without parental care.
Современное семейное российское право несовершенно и в процессах постоянного развития общества, в том числе научно-технического прогресса, воздействия глобализации, требует совершенствования. Особое внимание здесь следует уделить тем проблемам, которые возникли не совсем недавно, как например проблемы правового регулирования суррогатного материнства, или
XМеждународная научно-практическая конференция право на использование биоматериала для создания эмбриона человека в искусственных условиях, ведь вопрос о необходимости их детального правового регулирования очевиден, а прежде всего тем проблемам, которые существуют, существовали и на наш взгляд будут существовать на протяжении веков и тысячилетий. Одной из таких острых проблем является защита прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
И несмотря на широкий спектр правового регулирования в области защиты прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в современной России, существует достаточно много проблем которые требуют своего разрешения.
Даже сильно не углубляясь в анализ правовых норм, можно прийти к выводу, что основная проблема очевидна, в России по прежнему остается огромное количество детских домов, около 130 и 1,6 тысячи образовательных учреждений для детей сирот. Да возможно для детей в этих учреждениях созданы все условия для нормального развития, но тогда возникает вопрос, а как же право ребенка на жизнь и воспитание в семье, гарантированное Конституцией РФ? И является ли эффективной государственная политика, если по прежнему в России, несмотря на отсутствие военных конфликтов, огромное количество детей остается жить в государственных учреждениях, очень часто так и не реализовав свое право на жизнь и воспитание в семье.
Конечно, окончательно исключить сиротство в России достаточно сложная задача, так же как и создать эффективное правовое регулирование, так как прежде всего необходимо разобраться в причинах данного явления.
Лаймекина Е.Ю. например отмечает, что причины данного негативного явления кроются в условиях сложной экономической ситуации, сложившейся в последние годы в России. Именно они порождают стрессовые ситуации в российских семьях. Отсутствие собственного жилья и тяжелая финансовая ситуация (как правило низкая заработная плата или безработица), усугубляемая неблагоприятными экономическими факторами (налоговая нагрузка, рост цен на
«Инновационные аспекты развития науки и техники» продукты питания и тарифы жилищно-коммунальных услуг) негативно
сказываются на нормальном существовании российских семей[1].
Если детально анализировать российское законодательство, о чем нами уже было сказано было выше, оно направлено на меры социальной поддержки детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Однако конкретного органа, цель которого было бы устройства ребенка в семью, то есть реализация самого главного права таких детей, это жить и воспитываться в семье, в России не существует. Дети, которые в силу своего несовершеннолетия, не могут самостоятельно реализовать это право, проще говоря не могут самостоятельно заниматься поиском родителей, нуждаются в помощи специальных служб, которые помогут им в этом. На наш взгляд, одним из направлений в данной сфере должно являться ряд мер, благодаря которым, о существовании детей сирот в специальных учреждениях должны узнать как можно больше россиян, что приведет к вероятности устройства в семью таких детей. Большим прорывом в данном направлении, стало создание банка данных детей оставшихся без попечения родителей, функционирование которого регламентируется ФЗ от 16.04.2001 №44ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [2].
Однако, данный банк детей сирот не дает представление в полном объеме для потенциальных приемных родителей о детях оставшихся без попечения родителей, в банке указана лишь краткая характеристика ребенка, размещена одна фотография. Поиском потенциальных приемных родителей в России занимаются в основном благотворительные организации, которые снимают видеосюжеты про детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, создают целые банки видеосюжетов. К примеру крупнейший благотворительный фонд «Измени одну жизнь» [6], который снимает не только видеосюжеты, но и помогает приемным родителям, уже взявшим на воспитание ребенка. Конечно, на наш взгляд, такую огромную и трудоемкую работу, которую организует фонд по всей России, должны осуществлять государственные органы. Еще одним примером может служить передача «День ангела» на пятом канале[7], которая
XМеждународная научно-практическая конференция снимает видеосюжеты про детей сирот оставшихся без попечения родителей,
передача транслируется по всей России, что увеличивает шансы поиска
потенциальных родителей. Более того, как показывает статистика указанной
передачи, большинство детей покидают детский дом. На мой взгляд, если бы
данные меры осуществлялись системно на государственном уровне, количество
детей сирот в России значительно сократилось.
Еще одной проблемой, которая требует разрешения в России, это усыновление российских детей иностранными гражданами. Поскольку именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей, усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Основной социальной целью усыновления является создание детям, лишившимся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи.
Анализ исследований в области медицины, психологии, педагогики и ряда драгих междисциплинарных наук, указывает на то обстоятельство, что развитие психическое и физическое, а также нормальную социализацию, соответствующую своему возрасту, ребенок может получить только в семье. Государственные учреждения создают все необходимы условия для развития и воспитания детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, их реабилитации оказании им психологической и медицинской помощи. Однако каждому такому ребенку, нужен так называемый «свой взрослый», который направит его, и будет поддерживать во всех начинаниях. К сожалению, реализовать данную проблемы в социальных учреждениях достаточно сложно, персонала в учреждениях в разы меньше чем детей, и для каждого «своего взрослого» не хватает. А ведь дети, которые попадают в данные учрежления, особенно остро нуждаются в родительской любви и поддержке, для того чтобы побороть свои страхи и справиться с психологическими травмами.
В соответствии со статьей 21 Конвенции ООН о правах ребенка усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного
«Инновационные аспекты развития науки и техники» способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.
Таким образом, ребенок имеет право по возможности воспитываться в стране своего происхождения.
Статья 124 Семейного кодекса Российской Федерации также закрепляет принцип приоритета российских граждан перед иностранными гражданами в усыновлении несовершеннолетних детей.
В соответствии с пунктом 4 данной нормы усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается, если: во-первых, невозможно передать усыновляемых детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этих детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников;во-вторых, истекли шесть месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Здесь особенно следует уделить внимание ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ», от 21.12.2012 г. [3], так называемый закон «Димы Яковлева», который вызвал большой резонанс в общественности.
Читать статью Семейная психология
Также на наш взгляд при изучении проблем правового регулирования защиты прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, следует уделить внимание тем детям, которые уже достигли совершеннолетия, но в месте с тем, ввиду отсутствия родителей или других близких родственников, продолжают нуждаться в государственной поддержке и прежде всего это касается обеспечения жилой площадью, льгот при поступлении в учебные заведения, помощи при трудоустройстве.
Не мало важной проблемой является также условия содержания детей сирот в специальных учреждениях, которые должны быть прежде всего
XМеждународная научно-практическая конференция максимально направлены на реабилитацию таких детей и полноценное развитие
в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
В отдельных регионах, в рамках волонтерских программ, действует система наставничества для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, к примеру, «Старший брат или старшая сестра», которые помогают детям из учреждений обрести своего «взрослого» и поддерживать с ним долгосрочное общение. Но опять, все эти программы действуют не на государственном уровне, носят вариативный характер, существуют на пожертвования, не имеют хорошо скоординированной системы по всей России, что требует детального изучения и внесения корректировки в правовое регулирование сиротства.
Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что несмотря на планомерное развитие семейного законодательства, особенно в области защиты прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, существует еще много проблем и пробелов в области правового регулирования детей сирот, которые требуют разрешения.
Семья — это основная ячейка общества, дети — это будущие ячейки общества. Следовательно, для здорового общества в целом и для каждого ребенка в отдельности воспитание в семье очень важно. Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе.
В современном семейном законодательстве провозглашается приоритет именно семейного воспитания детей. Таким образом, институт усыновления является одной из основных гарантий соблюдения провозглашенного права ребенка жить и воспитываться в семье, в случае утраты им родительского попечения.
На сегодняшний день растет численность детей без опеки. Из них только 6 процентов сироты, все остальные имеют родителей которые лишены родительских прав, по разным причинам (лишение свободы, наркомания,
«Инновационные аспекты развития науки и техники» алкоголизм) не занимаются воспитанием, либо по состоянию здоровья не могут выполнять свои обязанности. В настоящее время социальное сиротство приобретает новые масштабы. По вине родителей, дети остаются без жилья и вынуждены жить на улице. В СМИ все чаше обсуждаются проблемы, возникшие сфере усыновления (удочерения) детей.
Полагаем, что именно естественное желание усыновителей реализовать возможности воспитания детей с одной стороны, и право ребенка жить и воспитываться в семье — с другой стороны, лежат в основе социального и правового института усыновления. Соответственно нормы семейного законодательства об устройстве детей сирот в семью должны быть направлены на регулирование общественных отношений, складывающихся, в первую очередь, между гражданами, желающими усыновить ребенка, а также детьми, утратившими родительское попечение.
В современной России к сожалению, очень часто мы можем встретить случаи жестокого обращения приемных родителей с детьми, когда часто приемное родительство становится одним из способов заработка и не является следствием искреннего желания воспитывать не своего кровного ребенка. Конечно в данном случае, целый ряд правовых норм требует корректировки, чтобы исключить подобных случаев.
На нащ взгляд, также есть больше перспективы по развитию наставничества, закрепленного на государственном уровне, среди детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, ведь каждый ребенок в социальном учреждении нуждается в «своем» взрослом, который поддержит его нормальное психологическое состояние, поможет доверять другим взрослым.
Еще одна проблема, которая остается до сих пор, это плохая проинформированность населения о такой глобальной проблеме не только в России, но и по всему миру, как сиротство. Отсутствует эффективная государственная политика, которая бы доводила до сведения россиян о такой проблеме, о конкретных детях, которые нуждаются в родителях, о мифах и реальных трудностях с которыми сталкиваются приемные родители.
XМеждународная научно-практическая конференция Отсутствует также эффективная государственная пропаганда по принятию таких
Следствием плохой проинформированности и подготовленности является например то обстоятельство, что в среднем в год возвращают примерно пять тысяч детей. Берут — от 55 до 65 тысяч детей. То есть от 8 до 10 процентов составляют так называемые вторичные возвраты. Это нерадостная статистика. Часть возвратов происходит по инициативе семей, часть забирают органы опеки за неисполнение опекунских обязанностей. Большой процент родственных отказов — когда, например, родители погибают, ребенка берет бабушка, а потом ребенок превращается в подростка, и бабушка понимает, что она уже не может с ним справиться, органы опеки это видят и предлагают бабушке его отдать.
Большим шагом в решении данной проблемы стало создание школы приемных родителей, которая, как правило, действует при органе опеки и попечительства в каждом районе города и программа которой направлена на подготовку приемных родителей к принятию ребенка в семью, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» [3].
Также здесь следует отметить, что усыновление (удочерение) ребенка происходит только в судебном порядке, что усиливает гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, ведь суд независим от каких-либо ведомственных и местных влияний. Усыновление (удочерение) также входит в число дел особого производства, что налагает ряд особенностей на такие гражданские дела. Также особенностью является то, что отмена усыновления (удочерения) ребенка происходит уже в порядке искового производства.
Но многие исследователи отмечают, что процесс усыновления часто затягивается по необоснованным причинам, в связи со сбором большого количества документов. С другой стороны, это вызвано необходимостью правомерной проверки потенциальных родителей, чтобы исключить в
«Инновационные аспекты развития науки и техники» последующем изъятия таких детей из семьи или возврата ребенка в
К правоотношениям в области защиты прав детей оставшихся без попечения родителей, нередко можно отнести и проблемы исполнения судебного постановления в законный срок, особенно в области обеспечения детей сирот жилыми помещениями.
Так Филиппов П.М., отмечает, что ст. 6.1 ГПК РФ «Разумный срок судопроизводства и разумный срок исполнения судебного постановления» указывает: «При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу». Следовательно, если срок разбирательства выходит за пределы общей продолжительности судопроизводства по делу, то встает вопрос о разумности срока разрешения дела. Неразумный срок принято называть волокитой. Суды всех инстанций, а в первую очередь суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, должны всегда при нарушении сроков рассмотрения дела устанавливать обстоятельства, причины, приведшие к волоките: правовая сложность, поведение участников процесса или недостаточность и неэффективность действий суда — и давать свою оценку. В судебных актах, принимаемых вышестоящими инстанциями, ссылки на ст. 6.1 ГПК не встречаются. В приведенном первом случае, приводящем к возможности бесконечного обжалования, следует признать правовую сложность. Процессуальный закон должен быть точным, определенным, категоричным, так как суд есть орган власти, и не надо давать повода играть с судом[5].
XМеждународная научно-практическая конференция
Резюмируя, выше сказанное, отмечу, что вопрос об увеличении числа
усыновленных (удочеренных) детей всегда останется актуальным, а, следовательно, и вопрос о совершенствовании законодательства в этой области.
1. Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021)/электронный источник/ Консультант Плюс;
2. ФЗ№44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»/Консультант Плюс/электронный источник/;
3. Приказ Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 N 37205)/КонсультантПлюс/;
4. Лаймекина Е.Ю., Новые формы детей оставшихся без попечения родителей. Судебная практика// Государственная служба и кадры. 2019, №3. С. 101-106;
5. Филиппов П.М., статья: «Истоки судебной волокиты»/ «Российский судья», 2015, N 1;
«Трудный» ребёнок в приёмной семье
В настоящее время растёт число неравнодушных людей, желающих принять в свои семьи на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И большинство из них, если не сказать все, встречаются с различными проявлениями «трудного» поведения. Действительно, у приёмных детей очень часто бывает необычное, а порой и шокирующее поведение, которое ставит в тупик приёмных родителей, педагогов, работающих с этими детьми, и окружающих людей. Родителям трудно принять поведение их ребёнка, если оно социально неприемлемо, отклоняется от тех норм и правил, которые приняты как в обществе в целом, так и в конкретной семье в частности.
Также иногда поведение ребёнка может не особенно беспокоить окружающих, но при этом нести непосредственную опасность для жизни и здоровья самого ребёнка. Специалисты проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens — совершающий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо принадлежит к моральным нормам, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества. Тем не менее, любое отклоняющееся поведение детей, воспринимается приёмными родителями как «трудное».
«Трудное» поведение детей может проявляться во множестве его форм, например:
употребление алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ;
сексуально окрашенное поведение, ранние половые связи, нарушение половой идентификации;
аутодеструктивное (самоповреждающее) и суицидальное поведение;
физическая и вербальная агрессия;
самовольные уходы из дома, бродяжничество;
пропуски уроков;
ложь, манипулирующее поведение;
делинквентное, противоправное поведение (кражи, вымогательство, угон автотранспортных средств и др.).
Чтобы понять, что делать, когда ребёнок ведет себя подобным образом, необходимо найти причину такого поведения. При этом необходимо помнить о том, что «трудное» поведение – это сигнал ребёнка взрослому о том, что он, ребёнок, не в состоянии справиться с определенной жизненной ситуацией.
Причины «трудного» поведения:
биологические – состояние здоровья, как физического, так и психического;
психологические — черты характера, внутренние жизненные установки, направленность личности;
социальные — распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме вышеперечисленных факторов, причинами «трудного» поведения, в первую очередь, являются плохое удовлетворение базовых потребностей в младенчестве (в безопасности, любви, принадлежности), нарушение привязанности, нездоровые образцы социализации (отклоняющееся поведение кровных родителей и близкого окружения), слабость саморегуляции (воли).
Многие дети, воспитывающиеся в замещающих семьях, в прошлом пережили пренебрежение или насилие со стороны кровных родителей. В результате они несут с собой эмоциональный багаж нерешённых проблем. У них искаженный взгляд на мир и на то, как взрослые ведут себя по отношению к детям. Дефицит материнского внимания, душевного тепла, заброшенность и беспризорность детей являются причинами частичного или тотального недоразвития различных психических сфер. Они бывают чрезвычайно сложны в воспитании. Попытки заставить насильно подчиниться требованиям вызывают агрессию, жесткое неприятие. Физическое наказание оказывает на таких детей малый эффект или вообще не действует, т.к. боль от него нельзя сравнить по силе с той, которую они уже испытали.
Читать статью СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
Как же справиться с «трудным» поведением приемного ребёнка? Как переориентировать такое поведение? Чем помочь семье и ребёнку?
В первую очередь приёмные родители должны помнить, что они не одиноки, специалисты ГКУ КК «Краевой методический центр» (далее – Центр) готовы оказывать услуги по психолого-педагогическому сопровождению семей. Также специалисты управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар (далее – Управление) окажут необходимую помощь замещающим семьям по вопросам воспитания и обучения подопечных. Нужно помнить и о других специалистах, которые могут помочь в коррекции «трудного» поведения приёмного ребёнка: врачи (психиатр, невролог), дефектологи, логопеды, учителя, педагоги дополнительного образования и другие специалисты.
Во-вторых, приёмные родители должны обладать рядом личностных и профессиональных качеств, чтобы успешно справляться с возникающими трудностями. Ведь не зря прежде, чем взять на воспитание в семью ребёнка-сироту, будущие замещающие родители проходят обучение в Школе приёмных родителей, где получают необходимые знания.
Приёмное родительство – это профессия. И как в любой профессии, родитель должен развиваться, повышать квалификацию, получать поддержку от коллег и специалистов. Действующие замещающие родители имеют возможность повысить свою психолого-педагогическую компетентность, пройдя обучение по программе «Успех», которую подготовили специалисты Центра, могут общаться с другими приёмными родителями в рамках заседания Клуба приёмных родителей «Мы вместе», действующего при Управлении, получить поддержку и совет от приёмных родителей «со стажем».
Но ежедневно общаться с ребёнком, прививать ему нормы и правила поведения, принятые в обществе, приходится именно приёмному родителю. Как же выстроить общение, как сделать, чтобы все – и взрослые, и дети – слышали и понимали друг друга? Предлагаем несколько эффективных правил взаимодействия взрослого и ребёнка.
1. Позитивный настрой
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Чтобы ваше взаимодействие с ребёнком было наиболее эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой, задайте себе вопрос: «Что я чувствую?». Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует, прежде всего, успокоиться, привести себя в равновесие. Спросите себя, чего вы хотите достичь — наказать, отреагировать свой гнев, выразить своё отношение или создать условия для изменения поведения ребёнка? Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также её понятность, доступность, привлекательность для ребёнка.
2. Доверительное взаимодействие
Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребёнком. Древние мудрецы говорили, что можно перейти только мост, к которому подошел. Контакт между ребёнком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны бурного потока. Нет моста — нет связи, нет пути от взрослого к ребёнку и наоборот.
При взаимодействии ребёнок ведёт себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости прямо связан с ощущением собственной безопасности. Представьте, что вам попался раненый ёж. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки, до тех пор пока ёж не почувствует тепло, покой, безопасность и не развернётся сам. До этого помощь невозможна. Ребёнок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку — это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия — первоочередная задача. Её решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принятия его, заботой о реализации его потребностей.
3. Выявление причин
Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение — это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, мы ничего не добьёмся. Путь же от конца к началу может подсказать направление психологической поддержки.
Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими.
Стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребёнок с хорошими способностями просто «увязает в двойках», чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашних заданий. А уж такие способы привлечения внимания, как дёрганье за косички, подножки, просто широко известны.
Стремление к самоутверждению. Многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя.
Стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.
4. Последовательность во взаимоотношениях
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям. Например, вы советуете ребёнку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребёнка и наказываете его. В результате дети начинают презирать взрослых. Особенно опасно, если у детей и подростков возникает негативизм: они не хотят слушать никого из взрослых, в особенности употребляющих те же слова, которые они слышали из лицемерных уст. Конечно же, последовательность не означает, что вы должны упорно «стоять на своём» даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции. Вы только выиграете в углублении отношений, если признаетесь, что первоначальное мнение было ошибочным.
5. Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребёнка
Например, бессмысленно от ребёнка с холерическим темпераментом добиваться плавных движений, равномерных усилий и ровного, спокойного поведения. Однако при этом можно ставить задачу повышения у него произвольности поведения и развития волевого контроля.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки»).
6. Опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения
Ребёнок, проявляющий «трудное» поведение, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негативные эмоции, поэтому у него, как правило, отрицательная самооценка: «Я — плохой». Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий.
Важно вместе с ребёнком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно, есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных поступков, чувств, мыслей и намерений ребёнка. Нужно помочь ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах, мыслях, найти положительный смысл (например, упрямство может свидетельствовать об упорстве; драка — о стремлении отстоять справедливость; курение — о желании быть взрослым).
7. Поощрение положительных изменений
Традиционно в нашей культуре принято вознаграждать за «высокие успехи» с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением тройки по русскому языку, но если твердая тройка получена после бесконечных двоек? Тогда надо праздновать!
8. Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы
Важно, чтобы ребёнок не просто осознал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возникший «позитив», с точки зрения ребёнка, и позволяет достичь значимых целей.
Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательным. Однако может оказаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс или школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций.
Очень важным для детей-сирот является оказание ребёнку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении. Прежде всего, необходимо понять, что это, как правило, ребёнок, в душе которого затаилось чувство «сиротства и отверженности». Ощущение своей беззащитности и «оставленности» формирует в сознании такого ребёнка болезненный «комплекс неполноценности», который требует выработки компенсаторных, защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. Странности в поведении детей вызывают у родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.
В процессе воспитания приёмного ребёнка, наверняка каждая семья столкнется со своим собственным, уникальным случаем. Поэтому важно помнить о том, что мы не можем изменить прошлое, и опыт детей навсегда останется с ними, что характерно и для всех нас. Как взрослые, мы должны осознавать существование данного опыта у ребёнка, и это может помочь нам не только справиться с конфликтами, но и помочь ребёнку стать счастливым и успешным.
Главное, не игнорировать трудности и проблемы, которые появляются в замещающей семье. И если не получается решить проблему самим, вовремя обратиться за помощью.
Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар
Права приемного родителя
До сих пор в нашей стране, несмотря на усилия отдельных людей и государства, количество детей-сирот не снижается. Ежедневно в дома ребенка поступают отказники из родильных домов, а в детские дома прибывают ребята, нахождение которых в родной семье опасно для жизни. Государственное учреждение – временная мера, но никак не выход из бедственного положения маленького человека, от которого отвернулись самые близкие люди. Ребенок не может вырасти счастливым вне семьи, а значит, больше всего на свете ему нужны новые, любящие, родители. В таких ситуациях единственной действенной мерой становится приемная семья. Речь идет о собирательном образе всех семей, которые осуществляют усыновление, берут под опеку, оформляют попечительство или прибегают к любой другой форме устройства ребенка в семью.
Что такое приемная семья
Можно выделить следующие формы приемных семей:
Усыновление – ребенок принимается в семью на правах родного по крови. Он становится полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
Опека – ребенок принимается в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Он может сохранять сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
Патронат – ребенок воспитывается в семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.
Приемная семья – ребенок воспитывается дома у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в приемную семью.
Опыт усыновления детей-сирот существует, и он успешен. Однако способность принять ребенка дана далеко не каждому человеку – необходимо внимательно прислушиваться к себе, стараться найти ответы на внутренние вопросы. Если не удается принять решение самостоятельно, всегда можно пообщаться с психологом. Он поможет «заглянуть» внутрь себя и понять, что именно вам нужно от жизни. Возможно, это отнюдь не помощь ребенку, а желание удовлетворить некие личные амбиции. В таком случае не стоит рассчитывать на приемных детей – они вовсе не обязаны оправдывать ваши ожидания.
Приемная семья, как и любая другая, с появлением ребенка может столкнуться с рядом проблем. Способность решить их без потерь во многом зависит именно от готовности принять маленького человека и от компетентности приемных родителей. Чем яснее люди понимают, на что они идут, когда принимают решение воспитывать приемного ребенка, тем лучше. Разумеется, справиться со своими функциями приемным родителям в большинстве случаев будет сложнее, чем родным. Причина проста – дети, пережившие трагедию (будь то гибель близких, разрушение семьи или лишение мамы и папы родительских прав), переживают глубокую душевную драму. Не меньший урон детской психике наносит и пребывание в детском доме, где нет ни одного родного человека. Не на кого рассчитывать и не с кем разделить переживания. В детских учреждениях есть только люди, выполняющие свою работу. Даже если они делают это безупречно, замены родительской любви не произойдет.
Читать статью Мудра, которая поможет привязать и удержать любимого (любимую)
VIDEO
Адаптация ребенка в приемной семье
Адаптация в семье в среднем длится до года и проходит достаточно тяжело. Могут обостряться болезни, возникать неожиданные слезы и истерики, появляться отрицание всех и вся («не хочу», «не буду», «уйди») и даже агрессия. Все это закономерно и со временем обязательно пройдет при условии грамотности родителей и их искренней любви.
Адаптацию ребенка в приемной семье можно условно разделить на несколько этапов:
Этап подготовки, когда ребенок только посещает новых родителей, приходит в гости до окончательного приема малыша в семью. В этот период приемные родители стараются, чтобы ребенку было комфортно в доме, делают подарки, всячески его хвалят и подбадривают. Ребенок же пытается понравиться новым родителям. Очень важно не торопить события и не давить на ребенка, чтобы он называл родителей «мама» и «папа».
Этап кризиса, когда ребенок начинает вести себя совсем не так, как привыкли наблюдать приемные родители. Процесс закономерен и его стоит рассматривать, как правильное развитие взаимоотношений. Если ребенок показывает новым родителям свои нехорошие стороны – это признак доверительных отношений.
Этап адаптации, когда ребенок начинает чувствовать себя в новой семье, как дома. Меняется его внешность, поведение, малыш становится самостоятельным и более уверенным в себе. Следует помнить, что любое изменение в семье может нанести ребенку психологическую травму.
Этап стабилизации, когда семья окончательно становится семьей. Приемный ребенок спокоен, хотя его могут тревожить воспоминания о прошлой жизни, и приемные родители удовлетворены состоянием своей семьи.
Лучший способ заранее «подстелить соломы» — это заблаговременно, до момента прихода ребенка в семью, обзавестись контактами необходимых специалистов: медиков, неврологов, психологов. И, не стесняясь, при первых же трудностях, обращаться к ним.
Как стать приемными родителями
Какие дети передаются в приемную семью:
дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в учреждениях социальной защиты населения, лечебно-профилактических, воспитательных или других аналогичных учреждениях;
дети, чьи родители по состоянию здоровья не могут заниматься их содержанием и воспитанием;
дети, чьи родители лишены или ограничены в родительских правах, признаны судом недееспособными или осуждены;
дети, чьи родители неизвестны;
дети-сироты
Алгоритм создания приемной семьи
Кандидат в приемные родители сдает в Управление опеки и попечительства пакет документов согласно перечню с заявлением о выдаче заключения о возможности быть приемным родителем.
Специалисты Управления в течение 3 дней со дня предоставления вышеуказанных документов проводят обследование жилищно-бытовых условий проживания кандидата в приемные родители и акт обследования в течение 3-х дней утверждается руководителем органа опеки. Акт обследования оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в 3-дневный срок гражданину, выразившему желание принять ребенка в семью. Акт обследования может быть оспорен гражданином в судебном порядке.
В течение 10 дней со дня предоставления документов принимается решение назначении приемного родителя либо о возможности кандидата быть приемным родителем, на основании которого выдается направление в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на знакомство с ребенком, его личным делом и медицинским заключением о его состоянии здоровья.
В случае положительно принятого решения кандидат пишет заявление о намерении принять ребенка в семью.
Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как законный представитель направляет ребенка на комиссионное обследование его состояния здоровья, (как на усыновление) и вместе с медицинским заключением, своим согласием на передачу ребенка в приемную семью передает в Управление пакет документов на ребенка.
Управление готовит нормативный акт о возможности передачи ребенка на воспитание в приемную семью: о назначении опекуна (приемного родителя), исполняющего обязанности возмездно, о необходимости выплаты денежных средств на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, и на содержание ребенка.
Управление заключает с приемным родителем договор о передаче ребенка в приемную семью и дополнительно к договору готовит индивидуальные условия передачи ребенка, удостоверение приемного родителя и вручает памятку приемному родителю с документами ребенка.
В случае, если кандидат из другого МО, то личное дело передается в муниципальное образование по месту фактического проживания приемной семьи для назначения выплаты денежных средств и контроля за условиями воспитания и содержания ребенка.
Приемным родителям назначается ежемесячные денежные выплаты на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, размер которого в 2013 году составлял– 6543 руб. 80 коп., и денежное вознаграждение, причитающееся приемному родителю, в размере – 2500 рублей (если семья воспитывает ребенка до 3-х лет и, ребенка-инвалида, то назначается доплата к денежному вознаграждение в размере 20%).
Школьникам выплачивается компенсация за проезд 310 руб.88 коп. Приемному родителю при передаче ребенка в семью выплачивается единовременное пособие в размере около 12000 рублей.
Как усыновить ребенка?
Требования, предъявляемые к приемным родителям
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.
Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.
К заявлению прилагаются следующие документы:
Справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за 12 месяцев, или иной документ, подтверждающий доход граждан;
Выписка из домовой книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, копия финансового лицевого счета с места жительства;
Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие судимости или факта уголовного преследования за преступления, против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
Медицинское заключение о состоянии здоровья;
Копия свидетельства о браке (если гражданин состоит в браке);
Автобиография;
Документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
Письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно, на прием ребенка в семью;
Копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являлись или являются усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).
Первое, что необходимо сделать каждому человеку, задумавшемуся об усыновлении – это обсудить свое желание с самыми близкими людьми: супругом и детьми. К слову, распространенный стереотип о том, что воспитывать приемных детей должны только семьи, которые лишены возможности родить собственных, не только далек от истины, но и вреден. Напротив, семьи, в которых уже есть дети, имеют опыт воспитания, представляют, насколько это сложное и трудоемкое дело – растить детей. Но вернемся к членам семьи. Только если консенсус достигнут, и в доме не осталось тех, кто «категорически против», можно переходить к действиям.
Второй шаг – это обучение в школе приемных родителей. Найти ближайшую из них очень просто: достаточно обратиться в орган опеки по месту жительства. Там направят. В среднем два месяца длятся занятия и это не только необходимый, но и приятный этап на пути к устройству ребенка в свою семью. За несколько недель до окончания учебы можно смело начинать собирать документы. При интенсивном погружении в этот вопрос (если оба супруга берут для этой цели отпуск), процедуры займут одну-две недели.
VIDEO
Медицинские документы оформлены, сертификат об окончании школы приемных родителей получен – теперь самое время вернуться в опеку. Специалист проведет осмотр жилого помещения потенциальных приемных родителей, поможет заполнить анкеты, написать заявление и подготовить прочие необходимые документы. После этого придется две-три недели ждать решения. Важный момент – будущие приемные родители должны уже на этом этапе выбрать форму устройства ребенка в свою семью – усыновление, опека, приемная семья и так далее. Сложность этой процедуры в том, что невозможно заранее угадать, какой статус будет у ребенка, которого вы встретите и полюбите. Если, к примеру, только «усыновление», взять под опеку его уже нельзя. Поэтому посоветуйтесь со специалистом, как лучше поступить.
Поиск ребенка – это самый сложный и длительный этап. На этом пути предстоит немало трудностей, разочарований и волнений. Несмотря на то, что в России порядка 600 000 детей, которые живут без семьи, зачастую детские учреждения не спешат с ними расставаться. И очень часто, особенно при поиске ребенка до 3 лет, вы будете слышать от специалистов опеки «у нас детей нет». Почему это происходит – тема отдельной статьи. Главное, не останавливайтесь и не отчаивайтесь. Дети есть. Не ограничивайте поиск только местом своего жительства – потенциальные приемные родители в России имеют право искать ребенка на всей территории РФ. При настойчивости и вере в то, что вы делаете самое важное дело в жизни, ваш малыш обязательно найдется. И вы будете вместе.
Опыт приемных родителей
Один из важнейших моментов успешного прохождения трудностей в воспитании приемных детей – это общение с другими родителями, находящимися в аналогичной жизненной ситуации. Обмен опытом и ощущение «я не один со своими проблемами», всегда придает сил и помогает реально смотреть на вещи. В идеале, необходимо найти организацию, которая помогает устройству детей и при этом обеспечивает последующее сопровождение семьи. Речь идет о всевозможных некоммерческих фондах, структурах и сообществах приемных родителей. Общение с единомышленниками очень важно – как на этапе принятия решения, поиска ребенка, так и в самом начале совместной жизни. Впрочем, и в дальнейшем не стоит прерывать отношений. Для приемных детей это тоже уникальная возможность чувствовать себя в «своей тарелке» и понимать, что самые любимые и близкие – это не обязательно те, кто тебя родил. Но обязательно те, кто любит, кто каждый день, с утра и до ночи рядом.